Все о профилактике и борьбе с вредителями и паразитами

Можно ли собороваться после исповеди и причастия. Как приготовиться к Соборованию: простые правила

Что такое Соборование?

Соборование (или Елеосвящение) - это Таинство, в котором через помазание освященным елеем (маслом), подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов. Таинство Елеосвящения называется Соборованием, потому что для его совершения собирается, как правило, несколько священников - собор.

Зачем надо собороваться?
- По учению Церкви, источник болезней заключается в грехе, и первое предсказание о болезнях в человеческом роде явилось вслед за грехопадением первых людей. Когда к Спасителю принесли расслабленного для исцеления от болезни, то Он прямо обращает внимание на источник болезни и говорит: «Чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:3-11). В таком же точном соотношении поставлен грех и телесная немощь у апостола Иакова, который, сказав об исцелении болящего через помазание елеем и молитву, замечает, что вместе с тем отпускаются исцеленному и его грехи (Иак. 5:15). Нельзя утверждать, что все без исключения болезни являются непосредственным следствием греха, но все же большая часть болезней признается в христианстве последствием греха, и мыслью этой проникнуты молитвословия Таинства Елеосвящения.

Для прощения грехов есть Таинство Исповеди, но нравственные причины болезни не всегда бывают видны человеку, напротив, многие из них скрываются от суда его совести. Больной по немощи своей не может исполнить все условия истинного покаяния. При Таинстве же Елеосвящения за изнемогающего больного предстоит пред Господом целый собор Его служителей и молитвой веры от лица всей Церкви умоляет Бога даровать человеку вместе с телесным здравием отпущение прегрешений. Веруем, что ради молитв Церкви в Таинстве Елеосвящения больному отпускаются грехи, разрешение от которых он не мог по¬лучить в Таинстве Покаяния: грехи давние, забытые и неисповеданные, при условии, однако, общего покаянного настроя; грехи, совершенные в неведении; грехи, бывшие причиной болезни, но о которых больной не знал; грехи, которые больной по тяжкой немощи своей не в состоянии в настоящий момент рассказать духовнику или не может теперь загладить добрыми делами. Все эти и подобные им грехи благодатью Божией от-пускаются болящему через Таинство Елеосвящения.

Может ли Соборование приблизить смерть человека?

Не может. Но сроки жизни любого человека зависят только от воли Небесного Отца, Который нередко посылает телесную болезнь для вразумления и изменения жизни. Да и жизнь умирающего Господь может продлевать с той целью, чтобы дать ему достойно подготовиться к переходу в вечность.

К сожалению, с Таинством Елеосвящения связаны устойчивые предрассудки, которые отталкивают малодушных от самой возможности прибегать к спасительному действию Божьей благодати. Люди, подверженные суевериям боятся Соборования, считая, что это «последнее Таинство и оно ускорит кончину их самих или родственников, его принимающих. Ни в коем случае нельзя верить и таким предрассудкам, что выздоровевшему после Елеосвящения никогда больше нельзя употреблять мясную пищу; что надо поститься, кроме среды и пятницы, еще и в понедельник; что он не может иметь супружеских отношений, не должен ходить в баню, принимать лекарства и т.п. Эти фантазии подрывают веру в благодатную силу Таинства и разрушают духовную жизнь принявшего эти выдумки человека. Кроме того, они вносят соблазн в умы «внешних», не принадлежащих к Церкви, но сочувствующих ей людей.

Как подготовиться к Соборованию?

Надо получить благословение священника на Соборование. Узнать, когда оно проводится, прийти к определенному времени, записаться в свечной лавке, сообщить свое имя, купить свечу. Если есть возможность, перед Соборованием желательно заранее исповедоваться в том, что осознается как грех.

Когда бывает Соборование?

В течение Великого поста соборование совершается несколько раз. В случае необходимости оно может быть совершено в любое другое время.

Обычно Соборование совершается на дому у постели болящего, но во время Великого поста оно происходит в храмах. В этом случае слова апостола Иакова: «болен ли кто из вас» (Иак. 5:14),- принимаются в широком значении, то есть разумеются не только телесно больные, но и страждущие душевно, - имеющие скорбь, уныние, тяжесть от греховных страстей.

Надо ли поститься перед Соборованием?

Специального поста перед Соборованием нет. Но поскольку Соборование в храмах обычно совершается в Великий пост, то его соблюдение - это обязанность любого православного христианина.

Кто может собороваться?

Собороваться может любой крещеный православный христианин, имеющий на это благословение священника. Детей до 7 лет, как правило, не соборуют.

Существует неправильное понимание сути Таинства Соборования, выражающееся в том, что оно якобы требуется только умирающему и только для отпущения грехов. Таинство это установлено Святой Церковью по слову святого апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15). В молитвах чина Елеосвящения говорится не о кончине, а о возвращении к жизни, но жизни обновленной, очищенной от грехов.

Можно ли соборовать больного, когда он без сознания?

Участие во всех Таинствах должно быть сознательным и добровольным.

В случае, если больной человек, находящийся в бессознательном состоянии, ранее участвовал в церковных таинствах и выражал сознательное желание собороваться в то время, когда мог отдавать отчет в своих поступках, то о возможности совершения над ним Таинства Елеосвящения следует посоветоваться со священником.

Можно ли соборовать младенцев?

Над младенцами, не достигшими семилетнего возраста, Таинство Елеосвящения не совершается на основании слов апостола Иакова: «пусть призовет пресвитеров… и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15), предполагающих в болящем силу веры, присутствие духа и сознание своих грехов.

Что делать, если больного нельзя доставить на Соборование в храм?

Надо пригласить священника на дом.

Если после Соборования вспомнился грех, надо ли сказать о нем на Исповеди?

Соборование не отменяет и не заменяет Таинство Покаяния. Если после Соборования вспомнился грех, то его нужно исповедовать.

Что делать с маслом, оставшимся с прошлогоднего Соборования?

Маслом, оставшимся после Соборования можно помазываться - крестообразно наносить на больные места, можно добавлять его в пищу. Если пользоваться им с благоговением и верой, то всякое употребление «соборного» масла послужит в качестве благословения Божьего.

Можно ли святым маслом мазать больные неблаговидные места?

Человека сотворил Бог и ничего скверного в нем нет, поэтому разрешается мазать любое место, когда оно болит. Но обычно, святым маслом с молитвой крестообразно помазывают следующие части тела: лоб, щеки, грудь, ладони и кисти рук, голени.

Что делать после Соборования?

После Соборования необходимо причаститься Святых Христовых Таин.

Что такое Соборование? Для чего оно проводится? Как происходит? На все эти вопросы Вы найдёте ответ в нижепредложенной статье.

Что такое Соборование?

Соборование – одно из семи Таинств Православной Церкви. Соборование совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл. Совершается семикратным крестообразным помазыванием лба, ноздрей, щек, губ, груди и рук верующего освященным елеем, сопровождаемым чтением молитв, Апостола и Евангелия.

Соборование совершается при тяжелой болезни в течение всего года, а Великим постом все верующие стараются собороваться.

После соборования верующие стараются исповедаться (если не исповедались до) и причаститься.

Соборование: Таинство исцеления души и тела

Таинство исцеления души и тела - такими словами можно передать суть таинства, которое известно у нас как Соборование, а в церковных книгах чаще называется Елеосвящением. Название «соборование» произошло от практики совершения этого таинства несколькими священниками - «собором».

С уважением, священник Антоний Скрынников.

Можно ли молиться при общем соборовании о человеке, который там не присутствует? Дело в том, что мой сыночек (ему 2 года) никак не может выстоять всё соборование, нам уже приходилось уходить раньше.Спасибо заранее за ответ. С уважением Евгения

Отвечает священник Михаил Самохин:

Здравствуйте, Евгения!

Таинство соборования, как и все таинства Церкви, предполагает только личное участие человека. Таинство соборования не совершается над детьми, младше 7 лет, поэтому участие в таинстве Вашего ребенка лучше отложить до достижения им этого возраста.
Самым лучшим целительным средством для младенца является возможно более частое причащение.

С уважением, священник Михаил Самохин.

Совершение Таинства Соборовани

Елеосвящение совершается над православными людьми старше семи лет. Обычно оно совершается в храме, но тяжело больным может быть преподано на дому. Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни. Елеосвящение не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Священник не может совершить Таинство над самим собой.

В состав последования Таинства входят три части: молебное пение; приготовление вещества для помазания и самое помазание. Первая часть есть сокращение утрени, совершаемой в дни поста и покаяния. После обыкновенных начальных утренних молитв, псалма 142, который представляет сокращение шестопсалмия, и ектеньи, бываемой на утрени, поется «Аллилуиа» вместо «Бог Господь», как в покаянное время. Далее поются тропари покаянные, читается псалом 50-й, который на утрени полагается перед каноном и поется Канон «Моря чермную пучину» После канона в стихирах испрашивается от Господа исцеление больному. Затем освящается вещество для Таинства. Освящение елея совершается посредством ектеньи, в которой прилагаются прошения о благословении елея силою, действом и наитием Святого Духа, и молитвы, читаемой всеми священниками. Во время чтения этой молитвы поются тропари: три Господу Иисусу Христу, два - апостолу Иакову, по одному - святителю Николаю, мироточцу Димитрию, целебнику Пантелеймону, бессребреникам, апостолу Иоанну Богослову и заключительный тропарь Пресвятой Богородице. Далее следует третья часть - совершение самого Таинства. Порядок ее такой: читается Апостол и Евангелие с обычными принадлежностями; произносится сугубая ектения о больном и молитва о нем же и совершается крестообразное помазание больного освященным елеем на челе, ноздрях, ланитах, устах, персях и на руках по обе стороны при чтении молитвы об исцелении к Богу Отцу с призыванием в молитвах Пресвятой Богородицы, избранных и всех святых.

Этот порядок, по числу совершителей Таинства, повторяется семь раз, причем каждый раз меняются апостольское и евангельское чтения и приспособляющаяся к ним молитва после сугубой ектеньи. В апостольских и евангельских чтениях воспомянуты многоразличные обстоятельства, имеющие отношение к Таинству. После седьмого помазания на главу больного возлагается письменами вниз Евангелие, как бы рука Самого Господа. Евангелие поддерживают священники, а первенствующий в то время читает разрешительную молитву. Далее произносится сокращенная сугубая ектения, поются тропари бессребреникам и Богородице и бывает отпуст, на котором вспоминается святой апостол Иаков. В конце священнодействия принявший Таинство испрашивает благословение и прощение у священников. Для совершения Таинства поставляется стол, а на нем полагаются блюдо с пшеницей, крест и Евангелие. Зерна пшеницы символически указывают на новую жизнь - по выздоровлении или же после всеобщего воскресения (см. Ин. 12, 24; 1 Кор. 15, 36 - 38), а крест и Евангелие - на присутствие Самого Иисуса Христа. На пшеницу ставится пустой сосуд (кандило праздное), который наполняется потом освященным елеем в соединении с вином, в подражание врачевству, употребленному упоминаемым в евангельской притче самарянином (см. Лк 10, 34). Вокруг сосуда в пшеницу водружают семь стручцев, обвитых бумагой (хлопчаткой), для помазания и столько же зажженных свечей. Священнодействие открывается каждением окрест стола, всего храма или дома и предстоящих. Когда соборование соединяется с исповедью и причащением больного, то сначала совершается «Последование о исповедании», затем Елеосвящение и наконец Причащение Святых Таин. В случае смертной опасности, дабы не лишить больного последнего Причастия, сразу после исповеди совершают сокращенный чин Причащения (Требник, гл. 14) и затем, если больной еще не потерял сознания, совершается Таинство Елеосвящения, которое можно начать с ектеньи «Миром Господу помолимся…». Таинство считается совершённым, если священник по освящении елея успеет хотя бы один раз прочитать над больным тайносовершительную молитву и помазать указанные в Требнике части тела. Таинство не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Кроме того, священнику запрещается совершать Елеосвящение над самим собой. Обычай возливать освященный елей на тело скончавшегося после Соборования человека не находит подтверждения в практике древней Церкви, ибо он служит для помазания живых, а не мертвых. Поэтому не следует придерживаться этого обычая. При отсутствии смертельной опасности для больного нет оснований для соединения Елеосвящения с Причащением, однако предварительная исповедь и покаяние желательны.

Дары, посылаемые Таинстве Елеосвящения

Как видно из слов апостола Иакова (5, 14 - 15), в Таинстве Елеосвящения посылается людям свыше два Божественных дара. Первый дар - это исцеление телесное. Во время соборования за больного молится пресвитер Церкви или священник и помазывает его освященным Елеем так же, как апостолы при исцелении больных молились и иногда мазали их маслом. Кроме того, на соборовании собираются родственники и знакомые больного, которые вместе с пресвитером также молятся о здравии его. Молится, наконец, и сам больной, насколько ему позволяют силы. И общая всех молитва веры спасает болящего, и исцеляет его Господь, потому что молится здесь не один человек, а много, да еще и сам пресвитер, которому дана власть ходатайствовать перед Богом за людей. А Господь Сам обещал исполнить прошение, если будут просить Его о чем-нибудь двое или трое. Он сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 19). При этом все молящиеся, разумеется, должны иметь надлежащую веру и надежду на Бога, почему и сказано: «Молитва веры исцелит болящего» (Иак. 5, 15).

Второй дар, который посылается больному в Таинстве Елеосвящения, - это отпущение грехов. Ибо апостолом сказано: «Если он [болящий] соделал грехи, простятся ему» (Иак 5, 15). Конечно, человек в этом случае должен проявить сердечное сокрушение о своих беззакониях. Он должен привести на память всю свою жизнь, все свои неправды, все обиды, какие кому сделал. Припомнив все это, он должен раскаяться в своих неправдах от всего сердца, просить Бога о прощении их. Вместе с тем он должен простить и сам своим ближним, кто из них в чем виновен против него, кто чем-нибудь обидел его. Ибо он твердо должен помнить слова Иисуса Христа, которыми Он научал людей молиться Всевышнему: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф. 6, 12), Все это больной непременно должен исполнить, ибо этого желает от людей Сам Бог.

Кто выздоравливает после Таинства Елеосвящения и почему?

Выздоровление людей от болезни после соборования часто совершается на наших глазах. Человеку постепенно становится все лучше и лучше, и он вскоре совсем выздоравливает. Для нас часто это бывает невидимо: мы думаем, что больной встал сам по себе, сам по себе выздоровел; на самом же деле здесь помогла исцеляющая сила молитвы. Недаром же сказано: «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его. Господь…» (Иак 5, 15). Слово Божие не напрасно, «ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1, 37). И если Господь через апостола Своего сказал, что Он в Елеосвящении исцелит болящего, то, когда после елеосвящения больной выздоравливает, стало быть, он выздоравливает не сам по себе, а от того, что Господь помог ему.

Правда, не все соборованные выздоравливают. Иные из них и умирают. Но от этого нельзя еще говорить и думать, что соборование не помогает больному.

О том, какое облегчение в предсмертных страданиях может последовать за совершением сего Таинства, свидетельствует случай, описанный сельским священником Брояковским. Одну его благочестивую прихожанку Параскеву, шедшую в день святой великомученицы Варвары рано утром на службу, в нескольких шагах от храма укусила бешеная собака, нанесши большую рану на щеке. Искусанная немедленно была доставлена к знахарке в соседнее село. Священник, узнавший о происшедшем только через несколько дней, имел намерение отослать пострадавшую на бактериологическую станцию. Но ее родные воспротивились этому, успокоенные тем, что рана зажила и больная чувствует себя хорошо. И действительно, уже 19 декабря она говела в своей церкви, правда, выглядела слишком угрюмою. А через пять дней к священнику явился сын потерпевшей и заявил, что мать его почувствовала себя плохо и просит немедленно прибыть и «обмасловать» ее. Ранним утром следующего дня священник застал больную лежащей на печке и что-то несвязно бормочущей. В ожидании церковного старосты он узнал, что у больной, несомненно, бешенство или иначе - водобоязнь. Четыре дня, как она отказалась от вкушения пищи, а в особенности воды, и страшно боялась холода, вследствие чего и находилась все время на печке. Во время священнодействия больная сидела на лавке. Взор ее был диким и блуждающим, так что она не могла сосредоточиться на одном предмете и вела себя крайне беспокойно: то произносила какие-то невнятные слова, то вдруг, совершенно сознательно и отчетливо выговаривала « слова молитвы, очень часто совершала крестное знамение в особенном возбуждении, порывисто и истово. По временам она бросала недружелюбные взгляды на своих родных, причем в это время раздавался страшный скрежет зубов. Очевидно, она, была поражена психически и сильно подавлена сознанием своего ужасного положения. После чтения первого Евангелия больная со страшным усилием, скрежеща зубами, еле заставила себя поцеловать священную книгу. Несмотря на то, что муж и сын держали за руки мечущуюся больную, священник с большим трудом совершал елеопомазание ее тела. И свершилось новое чудо милости Божией. По окончании священнодействия больная совершенно успокоилась. Благодать Божия преподанная Им в Таинствe Елеосвящения, исцелила ее немощи душевные. Она встала на ноги, поклонилась священнику в пояс и сказала: Благодарю вас, батюшка, что вы не отказались сделать порядок душе моей. Через некоторое время после соборования маслом Параскева попросила воды, умылась ею и напилась. А вечером, часов в шесть, попросила поесть. Часов в 10 - 11 ночи больная потребовала к себе детей, благословила их и после этого непостыдно и мирно, будучи напутствована Святыми Тайнами, отошла ко Господу.
Дети, несмотря на тяжелую для них утрату, слезно благодарили Господа Бога, что он не попустил развиться болезни до крайней степени и даровал страдалице, бывшей в жизни истинной христианкой, христианскую кончину, но, будучи напутствована Святыми Тайнами, отошла ко Господу.

Не дерзая разгадать тайны Промысла Божия о судьбах человеческих, можно сказать о смерти, произошедшей после Таинства Соборования, следующее.

Во-первых, иногда как сам приступающий к соборованию, так равно и родные его, готовящие его к этому Таинству, не выполняют того, что необходимо для его выздоровления. Для выздоровления требуется вера в помощь Божию и усердное прошение или со стороны самого больного, или со стороны ходатайствовавших за него. Ибо исцеляющий Христос был, есть и будет один и тот же, и одного и того же требовал, требует и будет требовать от всех при их исцелении. А вот того, что Он требует, часто и не бывает ни у самого больного, ни у окружающих его. Больной часто приступает к соборованию потому, что так принято у людей, так заведено. По тому же самому часто и родственники, а также и знакомые присутствуют при соборовании больного: Нехорошо не быть, стыдно от людей!» Стало быть, ни у кого из присутствовавших при соборовании нет ни достаточной веры, ни усердного прошения. А без этого-то не бывает и выздоровления. Ибо сказано, что больного исцеляет молитва веры, то есть вера, соединенная с молитвой.

Во-вторых, иногда Бог не посылает выздоровления человеку и ради пользы самого же, человека. Может быть, если бы человек выздоровел, он сделался бы великим злодеем и грешником, и душа его погибла бы. Бог же, зная наперед, что будет дальше и как будет человек жить в будущем, и берет его к себе. Ведь человеку этого не видно, ему непостижимы пути Промысла Божия. Нужно только твердо верить, что Бог благ и все делает ко благу Своего творения! В-третьих, после соборования иногда человек умирает и потому, что ему нужно, пора умирать. Бог положил неизменный закон каждому человеку когда-нибудь умереть: мы это видим сами. А если бы после соборования человек выздоравливал всегда, то он мог бы никогда не умирать, что противно воле Божией. Велик дар - выздоровление от болезни, ибо всякому человеку хочется пожить подольше. Но еще больше другой дар - отпущение грехов. Этот дар делает человека чистым и отворяет ему дверь в Царство Небесное. Царство же Небесное есть драгоценнейшее сокровище, которого человек должен искать непрестанно в продолжение всей своей земной жизни. Поэтому, православные христиане, не бойтесь прибегать к Таинству Елеосвящения. Когда кто-либо заболеет, пусть пособоруется не откладывая. А при соборовании сам больной и его родные пусть помолятся с верою и надеждой на милосердие Божие. По вере Бог исполнит их общее желание. Если же больной видит, что воля Божия зовет его к Себе, то ему нечего печалиться в последние минуты своей жизни: ему готовится блаженная жизнь в Царстве Небесном. Тем не менее все-таки еще раз нужно сказать, что соборование приносит человеку выздоровление очень часто.

Многие православные христиане, особенно те, кто только недавно воцерковился, задают вопрос священникам и верующим: «Можно ли причащаться без исповеди?» Однозначно и категорично ответить нельзя, но, тем не менее, это будет скорее "нет", чем "да". Почему? Чтобы не было искушения.

Зачем придумали исповедь?

Обычно, отвечая на такой вопрос, священнослужители вступление начинают с цитирования Ветхого Завета, где речь идет об Адаме и Еве. Изначально наши прародители жили без греха в Эдеме, общались между собой и с Богом. Но в обитал Змий (дьявол), который искусил Еву, затем согрешил и Адам. С того времени человек и Бог отдалились друг от друга. Чтобы снова примириться с Богом, людям нужно раскаяться в своих поступках.

В чем же смысл этого эпизода? Помните, Бог, создав мужчину и женщину, сказал примерно так: «Живите, пользуйтесь дарами, но с этого дерева плодов не ешьте». Когда Ева оказалась рядом с запретным деревом, Змий-искуситель рассказал ей, что она узнает многое, если съест плод. Она ослушалась Бога, но согласилась с дьяволом. После такого трагического случая человек навсегда был изгнан из рая.

Давайте посмотрим, какое отношение эта история имеет к современнику. Можно ли причащаться без исповеди и что такое Причастие? После грехопадения в Эдеме в течение многих тысяч лет праведники знали Бога, но жили по другим законам, которые написал Моисей. Спустя время на землю пришел Сын Божий - Иисус Христос - и установил новый закон - Евангелие (Новый завет). Накануне дня распятия Он собрал учеников своих и сказал: «В память Мою будете вкушать хлеб и пить вино, ибо это есть Мои тело и кровь». Под этими словами Господь подразумевал Причастие.

К сожалению, каждый из нас (даже святые) грешили и грешим. Безгрешен был только Иисус Христос. Чтобы с Богом-Отцом, Сыном и Святым Духом примириться, нужно искренне раскаяться в своих поступках, очистить свою душу от грязи.

О таинстве Евхаристии

Простым людям не дано видеть, как происходит подготовка Причастия в алтаре после общего пения «Отче наш». Не видят, что происходит, даже сами священники, только знают, что это за таинство, поэтому молятся о превращении вина и хлеба в тело и кровь Христовы. Есть свидетельства того, как некоторые святые люди видели в алтаре Младенца, множество ангелов, Божию Матерь. Вот так, невидимо для человеческого глаза, происходит самое настоящее чудо, к которому нужно серьезно готовиться. После таких историй, как правило, люди уже не задают вопрос: «Можно ли причащаться без исповеди?» Ведь каждый христианин в таком случае ощущает свое недостоинство перед причастием.

Великий пост и Рождество Христово

Есть такое правило церковное насчет Великого поста: если постился все дни, причащался хотя бы раз, ходил в храм регулярно, то можно причаститься в Пасхальную ночь. В Великую субботу разрешают после таинства исповеди причаститься утром на литургии. Если человек в течение дня не согрешил, молился, готовился к ночной службе, то ему можно причащаться без исповеди снова. Такое же правило действует и в рождественский сочельник.

А если перед смертью не причастился?

Нередко люди с волнением спрашивают: "Умер близкий, а он не причащался. Где будет его душа?"

Есть одна история про монахиню, которая поддалась искушениям и ушла в мир. Там жила с мужчинами, развлекалась. Но пришло время, она опомнилась, поняла, что натворила, и решила вернуться. Пока шла в родной монастырь, плакала, каялась, подойдя почти к воротам обители, умерла. Как позже узнали чудом насельницы монастыря, их заблудшая сестра попала в рай, она прощена Богом, потому что плакала о своих грехах, искренне просила у Господа прощения. Этот случай ответит на вопрос: «Можно ли причащаться без исповеди?» Но нужно помнить, что это разрешается только в исключительных случаях, например, солдат умирает во время сражения на войне, или тяжелобольной, к которому не может приехать священник.

Соборование, исповедь и причастие

Во время Великого поста, перед Рождеством проходит такое? Во время этого таинства читают семь Евангелий и помазывают крестообразно верующих людей. В чем заключается это действие? Священники молятся о здоровье соборующихся. Многие священники говорят, что собороваться нужно при болезнях.

«Можно ли причащаться после соборования без исповеди, ведь все грехи снимаются с этим таинством?» - нередко слышат такой вопрос батюшки. Грамотный священник задаст встречный: «Кто вам сказал, что с соборованием все ваши грехи смываются?» На самом деле в чине соборования практически ничего не сказано о прощении грехов в целом, есть только моление о здравии. Обычно можно слышать ответ перед соборованием: «Можете подойти на исповедь после соборования, если до него не успеваете». Здесь ничего не сказано о причастии.

Вот мы и разобрали вопросы о том, можно ли причащаться без исповеди в Великий пост, можно ли после соборования приступать к евхаристии. Любые подобные вопросы нужно обсуждать только со священником, у которого исповедуетесь.

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).

Строка поиска по разделу:

Выберите ответ:
Все ответы священников Иосиф (Королев), иеромонах Лазарь (Антипенко), иеромонах Роман (Кропотов), иеромонах Фотий (Мочалов), иеромонах

Вопрос (Лариса) 5 декабря 2012г. Здравствуйте, Батюшка! Могу я получить Ваше благословение на Соборование Рождественским постом? Можно ли собороваться без предварительной исповеди и Причастия, а причаститься после Соборования? Сколько раз лучше собороваться? У нас в храме Соборование будет каждую неделю этим постом и у меня есть возможность ходить. Благодарю. Вас.

Соборованием обычно предваряют причастие. То есть сначала соборование с исповедью, а потом (либо на следующий день, либо до конца недели) причастие. Собороваться не нужно часто. Один-два-три раза в год вполне достаточно. Можно раз в Рождественский пост и раз в Великий. Благословение на соборование берется у духовника или священника, которому вседа исповедуетесь.

Вопрос (Лариса) 2 декабря 2012г. Добрый день, отче. Я не умею приготовиться к исповеди. Постоянно сомневаюсь насчет грехов - грех это или нет, говорить или не надо. За каждый грех у батюшки спрашивать не будешь. Из-за постоянных сомнений не подхожу к причастию. Хочу Вашего совета. Спасибо.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Бояться не надо. Это вражье искушение. Вам нужно найти такой храм, где вам смогут уделить столько времени, сколько вам нужно - со всеми вопросами и разрешением недоумений. Обычно за этим приезжают в монастыри, где потише, чем в городах и священники посвободнее. Только заранее приготовьтесь и запишите все (и то, в чем сомневаетесь).

Вопрос (Илья) 2 декабря 2012г. Батюшка, здравствуйте. Помогите разобраться. Когда мы читаем благодарственные молитвы после Святого Причастия, то там есть три вида литургий. Иоанна Златоуста, Григория Двоеслова и Василия Великого. Сколько раз не причащался в этом году, всегда читали Иоанна Златоуста. По каким дням служатся литургии Василия Великого и Григория Двоеслова? Или лучше, в какой литературе это можно найти? В календаре мне чего-то не найти, может не так смотрю или там как-то сокращено. Спаси Господи

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Именно в календаре это и надо искать. Например, откройте календарь 1/14 января и вы увидите под месяцесловом и перед указанием евангельских чтений надпись - Литургия св. Василия Великого. Литургия Иоанна Златоуста служится почти весь год. Литургия Василия Великого совершается 10 раз в году: в день его памяти (1/14 января), в навечерие праздников Рождества Христова и Крещения или в сами праздники, если они приходятся на субботу и воскресение, в 1, 2, 3, 4 и 5 воскресение Великого поста, в Великий Четверг и Великую Субботу (на Страстной седмице). А тропарь и кондак святителю Григорию Двоеслову читается после преждеосвященной литургии, т.е. в среду и пятницу всего Великого Поста и еще в несколько других дней, когда совершается этот чин литургии (на Севастийских мучеников и Марии Египетской).

Вопрос (Павел) 29 ноября 2012г. Благословите, отец Роман. Как правильнее: исповедоваться за день до причастия или можно совместить в один день, прочитав последование накануне? Обязательно ли причащаться на каждой литургии, на которой бываешь? И если не на каждой, то не получается ли так, что просишь у Бога Дары, а потом отвергаешь их? Необходимо ли брать благословение на то, чтобы учить псалтирь наизусть (не ставя цель выучить всю и не беря на себя никаких обязательств по поводу сроков и количества изученного)?

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

По нашей (русской) традиции принято исповедоваться ближе к причастию. Если нет возможности исповедаться непосредственно перед причастием (с вечера или уже на литургии), то по благословению духовника можно исповедаться за несколько дней. Но это разрешает духовник знающий вас и вашу жизнь.

Древние христиане причащались на каждой литургии. И сама литургия (ее последование, прошения и т.д.) так и построена, чтобы в конце ее причаститься. Все в ней говорит об этом. Потому в первые века было дико и просто невозможно представить литургию без причастников. Собственно, сама служба и была задумана ради причастия. Центр - это соединение со Христом (причащение), а все остальное чинопоследование уже вокруг этого и только для этого. Такого, как сейчас - прийти просто помолиться (постоять) не было. Все обязательно причащались.

Другой вопрос - можем ли мы сейчас такое себе позволить? Живущие свято, конечно, могут. Но большинство нет. Фраза "Святая святым", звучащая в конце службы, может несколько извинить присутствующих и не причащающихся. Но она же побуждает их к решительным действиям в этом направлении. Ты не причащаешься, потому что не святой, так работай над собой, молись, смиряйся, чтобы соответствовать тому идеалу совершенства, к которому призывает нас Христос (Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный) и чтобы полноценно участвовать в Божественной литургии.

Некоторые святые отцы рекомендуют причащаться как можно чаще. Но это решает лично духовник. Человек может хотеть причащаться часто, готовится для этого и, если никаких канонических препятствий нет (см. про это ответ 13.08.11. Дарья), то вполне может причащаться хоть каждый день.

Не знаю насчет обязательности благословения для чтения псалтири. Это чтение входит в суточный круг молитвословий многих христиан. Но с благословением человек будет чувствовать себя гораздо спокойнее и безопаснее. Поэтому могу сказать, что лучше взять.

Вопрос (Илия) 28 ноября 2012г. Батюшка, здравствуйте. Помогите разобраться. Когда мы подаем записочки на проскомидию, где перед началом литургии священник вынимает частицы о здравии или об упокоении, это тоже самое, когда мы заказываем сорокоуст? Только сорокоуст 40 литургий?

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Да. Сорокоуст - это 40 проскомидий подряд. Если служба проходит каждый день, как в монастырях, значит 40 литургий каждый день. После этого имя вычеркивают.

Вопрос (Денис) 26 ноября 2012г. Отец Роман, доброго дня! С момента последней исповеди и причастия прошло уже почти 2 года. За это время естественно я уже столько всего натворил, что стыдно в грехах своих стало исповедоваться. Как решиться?

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Просто решиться и все. Бояться нечего. Священника вы ничем не удивите и не напугаете. Он каждый день слышит все одно и то же. Каждый священник только радуется видя людское покаяние. Стыдиться надо грешить, а не каяться. Это явный почерк лукавого, когда стыдно каяться. Перед грехом он стыд забирает, чтобы человек не боялся грешить, а после греха, наоборот, дает, чтобы воспрепятствовать покаянию и не дать человеку покаяться перед смертью. Вы знаете сколько за 2 года у человека шансов умереть? Миллион! Не лишайте же себя того небесного дара, которым одарил нас милостивый Господь. Решаемся, готовимся и в ближайшее же воскресение идем на исповедь. У вас все получится, я знаю.

Вопрос (Вадим) 26 ноября 2012г. Здравствуйте о. Роман. Скажите, можно ли исповедаться священнику в своих грехах по интернету? Спасибо.

Вопрос (Наталья) 18 ноября 2012г. Доброго здоровья вам! Меня интересует, как поступить правильно после родов. Когда по церковным традициям крестят ребенка и дают ему имя? Какие молитвы читают по рождению младенца? Как правильно поступить после выписки из роддома, стоит ли отказать родственникам в посещении в первые дни, может лучше дождаться 40 дней и пригласить всех на крестины? Очень жду ответа. Спасибо.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

В требнике есть указание на то, что в первый день после родов священник должен прочитать три специальные молитвы при одре матери. Эти молитвы в основном посвящены матери, которой испрашивается прощение грехов, исцеление от всяких немощей и проч. На восьмой день читается другая молитва - молитва на наречение имени, посвященная уже младенцу. Сейчас имя обычно нарекают родители еще в роддоме, ввиду необходимости государственной регистрации новорожденного. Но это не отменяет прочтение этой молитвы священником. На сороковой день, когда у женщины истекает срок нечистоты, она приносит младенца в храм для воцерковления. Сейчас принято совмещать крещение и воцерковление, причем, воцерковление идет после крещения, хотя в требнике указано наоборот. Все это совершается после того, как над женщиной будут прочитаны очистительные молитвы, чтобы она могла войти в храм и участвовать в крещении своего чада. Если младенец рождается болезненным и ситуация критичная, то крещение совершается немедленно после рождения.

Идея с приглашением всех именно на 40-ой день (после прочтения очистительных молитв и крещения младенца) видится мне более правильной. Но не нужно в категоричной форме отказывать желающим посмотреть на младенца и выразить свои пожелания матери. В принципе, никаких преград для посещения нет, кроме того, что женщина находится в нечистоте. Но это не препятствует желающим выразить свою радость и благопожелания в словесной форме.

Вопрос (Иулия) 13 ноября 2012г. Здравствуйте и благословите, отец Роман! Спаси Вас Господи за Ваши советы и за Вашу помощь! Подскажите мне еще в такой ситуации - готовлюсь к причастию, раньше постилась по 2 дня, в этот раз пощусь 3, чувствую себя не хорошо, голова сильно кружится, быстро утомляюсь, вообще больше 2 дней выдерживаю - физически тяжело, постоянного духовника у меня нет, а впереди еще и филиппов пост, боюсь, что не выдержу физически, потому что еще у меня тяжелая умственная и физическая работа и самовольно нарушить боюсь.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Физические недомогания могут быть с непривычки. По мере того, как будет появляться навык в посте, чувствовать себя начнете все более нормально и стабильно. Можно пока воздерживаться по силам, например, от мясного и молочного, а масло оставить. Вообще поститься нужно по силам. Если сил нет, то можно несколько ослабить пост, например, воздерживаться перед причастием сутки (если причащаетесь каждую неделю). Если причащаетесь раз в месяц, то можно и три дня поговеть.

Вопрос (Алла) 8 ноября 2012г. Добрый день, Батюшка! Готовимся с мужем к венчанию и возникли разногласия, т.к. информация очень разноплановая. Ответьте, пожалуйста, необходимо ли исповедаться и причаститься Страшных Тайн перед венчанием? Или можно это сделать после? С мужем живем в браке 7 лет, совместных детей нет. Предыдущие браки не венчаны. У мужа есть ребенок от первого брака. Нам по 45 лет.Чин венчания предполагается полный. Батюшка, который будет венчать, говорит, что каяться будете потом, а мне кажется, может быть я ошибаюсь, что к венчанию нужно прийти после покаяния, в том числе и исповедания греха невенчанного брака. Заранее благодарю, если ответите. И второй вопрос, Евангелие каждого дня - почему установлен именно такой порядок чтения Святого Евангелия в Церкви на каждый день? Большое спасибо за Ваши ответы.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Дело в том, что раньше таинство Венчания совершалось на Божественной литургии, на которой жених и невеста обязательно причащались. Поэтому было бы правильнее исповедаться и причаститься Святых Таин и уже после этого венчаться. Если вас будут венчать независимо от литургии, то вы можете исповедаться и причаститься в любом другом храме, а потом пойти на венчание. Для этого заранее рассчитайте время.

Что касается Евангельского чтения, то годичный круг Евангельских чтений состоит из трех циклов: 1. Недели (воскресенья) и седмицы от Святой Пасхи до Пятидесятницы, 2. с первой Недели по Пятидесятнице и до Великого поста, и 3-й - это чения Великого поста. Этот круг складывался не за один день. Это очень долгий и медленный процесс, который проходил примерно с IV по XII века. Именно к этому времени относятся многие литургические памятники, запечатлевшие этот процесс. Например, уже святитель Иоанн Златоуст (IV век) писал о разделении литургических чтений на зачала. Но примерно до V века в практике допускалась некоторая свобода и чтения могли выбираться по желанию епископа, что, например, делал блаженный Августин. Со временем они становились все более фиксированными. Конечно фиксировалось далеко не все и многое сохранялось через предания. Тот годичный круг, которым мы пользуемся сейчас, принадлежит Константинопольской Церкви и сформировался примерно в X-XII веках. Со временем он стал доминировать даже в Иерусалимской практике.

Можно заметить, что чтения выбраны очень правильно и точно отображают смысл празднуемого события (или святого). Это заслуга всех тех, кто принимал деятельное участие в составлении канона Евангельских чтений.

Великим постом в храмах совершается Таинство Соборования. Что это такое, зачем и как к нему готовиться?

Что такое соборование?

Назначение Таинства Соборования, или Таинства Елеосвящения, – всецелое исцеление человека. При его совершении в молитвах неоднократно звучат просьбы к Богу о прощении грехов страждущего и его выздоровлении. Телесное исцеление ставится в зависимость от исцеления душевного, для которого необходимо покаяние – прощение грехов, соединённое с твёрдым обещанием исправить жизнь в соответствии с заповедями Божиими.

Для Соборования используют елей (растительное масло) – один из древнейших религиозных символов. С глубокой древности это был не только пищевой продукт, но и лекарство, и вещество для светильников, и косметическое средство. Изобилие елея воспринималось как знак Божия благословения. Им натирали тело, помазывали волосы. На богослужениях елеем помазывали на служение пророков, священников и царей.

Почему оно называется соборованием?

Традиционно это Таинство совершается несколькими священниками – то есть соборно. Но в исключительных случаях Соборование может совершать и один священник.

Как происходит соборование?

Современный чин Соборования – пространный и сложный: подготовительные молитвы, канон, а затем уже сам чин. Читаются выдержки апостольских посланий, входящих в Новый Завет, Евангелия. Произносится ектения – молитвенное обращение к Богу с поминанием имён тех, кто принимает Таинство. Читается молитва на освящение елея и совершается помазание. При помазании священник читает молитву «Отче Святый, врачу душ и телес…».

Затем второй священник приступает к участию в Таинстве, и опять следует подобный цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к Таинству возлагается Евангелие с чтением заключительной молитвы. После службы верующие забирают домой оставшийся после Таинства елей и употребляют его для помазания.

Этот же елей используют при погребении христианина – выливают в гроб, прежде чем закрыть крышку. Так что это Таинство напоминает о вечной жизни и готовит к ней.


Часто ли надо собороваться?

Как правило, к Таинству Соборования прибегают раз в год. Конечно, человек должен осознать, что нуждается в исцелении. В исцелении не только телесном – соборуются и физически здоровые люди, но, прежде всего, в исцелении духовном – в очищении от неосознанных грехов.

Можно ли собороваться детям?

По традиции над младенцами (детьми до 7 лет) Таинство Соборования не совершается. Исключение – тяжело больные дети.

Когда происходит соборование Великим постом?

Обычно со второй седмицы до Страстной. В разных храмах по-разному: или один раз за Пост, или дважды, или раз в неделю.

Можно ли не исповедоваться, если приступаешь к Таинству Соборования?

Нельзя. Соборование не отменяет исповеди. В Таинстве Соборования прощаются забытые грехи, но никак не сознательно сокрытые на исповеди.

Кроме исцеления от болезней, Таинство Елеосвящения дарует прощение забытых грехов (но не сокрытых сознательно!). Из-за несовершенства памяти человек может исповедовать не все свои согрешения. В том и великая ценность Соборования, для того оно и существует в Церкви, чтобы человек, начиная лечить тело, не забывал о душе и о причине болезней – грехе.

Нужно ли причащаться после соборования?

Да, конечно. После того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Что делать с елеем и пшеницей, полученными после Соборования?

Елей берут, чтобы мазать больные места. Им можно пользоваться и тем, кто не соборовался (но это не заменяет участия в Таинстве!). Но обычно никто ничего не мажет, а потом спрашивают, куда девать прогоркшее масло.

В древности ничего после Ссоборования не раздавали, всё сжигалось. Так что не смущайтесь, если все будут брать, а у Вас не будет такой необходимости – это не обязательно.

Сколько нужно не мыться после соборования?

Чем дольше, тем лучше, пугая окружающих. А если всерьёз, «нельзя мыться», «нельзя чистить зубы», «нельзя принимать ванну» – это суеверия, не имеющие отношения к христианству.

По материалам сайта «Православие и мир»

Похожие публикации