Все о профилактике и борьбе с вредителями и паразитами

Группа Pussy Riot. Церковь после Pussy Riot Танцы в храме христа спасителя пуси райт

У нас нет будущего, если мы начинаем глумиться перед великими святынями - заявил Святейший Патриарх Кирилл
24 марта 2012 года, в субботу 4-й седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в храме в честь Положения честной Ризы Господней в Москве.

Патриарх Кирилл впервые открыто прокомментировал акцию Pussy Riot в храме Христа Спасителя, назвав ее глумлением над святыней, а попытки оправдания "кощунства" со стороны православных верующих - недопустимыми.

Скандал вокруг акции панк-группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя вызвал волну обсуждений в блогах, в том числе среди православной общественности. Большинство верующих расценили выступление группы в храме как действия богохульного характера, однако некоторые выступают в их защиту. В частности, прихожанка московского храма Успения в Газетном переулке, менеджер детской программы Фонда помощи хосписам "Вера" Лида Мониава объявила в своем блоге о сборе подписей под обращением к патриарху Кириллу с просьбой ходатайствовать о прекращении уголовного преследования участниц "панк-молебна". Под обращением подписалось несколько тысяч человек.

"Каждого верующего человека это не может не уязвлять. А потому призываю вас усилить молитвы о стране и о народе нашем, ибо нет у нас будущего, если перед святынями великими мы начинаем глумиться и если это глумление кому-то ложится на душу как некая доблесть, как некое правильное выражение политического протеста, как некое уместное действие или как безобидная шутка", - заявил патриарх Кирилл в субботу после богослужения в московском храме Ризоположения на Донской.

Он напомнил верующим о том, что в храме Христа Спасителя хранится величайшая православная святыня - частица Ризы Господней (одежды, в которой Христа вели на Голгофу), привезенная в Россию в 17 веке персидским шахом Аббасом в дар царю Михаилу Федоровичу и патриарху Филарету. Ради встречи этой святыни в Москве был заложен храм Ризоположения на Донской.

"Появляются люди, которые оправдывают это кощунство, минимизируют его, стараются представить это как некую забавную шутку, и печально, и горечью сердце мое разрывается, что среди этих людей есть те, кто называет себя православными", - сказал патриарх Кирилл.

Пять девушек 21 февраля пришли в храм Христа Спасителя в Москве, на лица надели защитные маски яркой расцветки, вбежали на солею и амвон, вход на которые запрещен, подошли к алтарю, включили звукоусиливающую аппаратуру и спели песню богохульного содержания. В течение 2-3 минут выкрикивали оскорбительные высказывания в адрес священнослужителей и верующих, в том числе и в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. При попытке сотрудников ЧОП, обслуживающего храм, задержать злоумышленниц, девушки скрылись. Видеоролик с выступлением группы Pussy Riot в храме был выложен в интернет.

Позже были задержаны Мария Алехина и Надежда Талаконникова и Ирина Локтина. Им были предъявлены официальные обвинения по ч.2 ст.213 УК РФ ("Хулиганство"). Данная статья предусматривает наказание до 7 лет лишения свободы. РПЦ заявила, что может ходатайствовать за девушек, если приговор будет суров.

Как ранее сообщил РИА Новости глава синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, перед тем, как ворваться в храм Христа Спасителя, девушки совершили аналогичные действия в московском Богоявленском соборе в Елохове.

Представители других конфессий также считают панк-акцию осквернением священного места. Межрелигиозный совет России, объединяющий духовных лидеров и представителей четырех традиционных религий страны (православия, ислама, иудаизма и буддизма) принял заявление, в котором назвал акцию Pussy Riot преступлением, направленным на раскол общества и разжигающим рознь.

Иосиф Кобзон сравнил Pussy Riot
с террористами в «Норд-Осте»
Народный артист СССР высказался по поводу акции группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя и тюремных сроков, которые грозят задержанным.
«Кто-то привел в Норд-Ост молодых ребят. Они же не сами придумали. Также кто-то организовал этих девиц и заплатил им деньги. Это нищие какие-то девочки, которых организовал кто-то», - сказал Кобзон в эфире телеканала «Дождь».
Он отметил, что не видит ничего страшного в наказании в виде лишения свободы сроком до семи лет в том случае, «если это будет уроком для остальных».

Глава ГУМВД Москвы счел акцию Pussy Riot
"плевком себе в душу"
Руководитель столичной полиции Владимир Колокольцев расценил как плевок ему лично в душу акцию группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя Москве.
"Я расцениваю как плевок мне в душу, как православному человеку, эту акцию. Ее цинизм - это оскорбление всему обществу, поэтому считаю, что принятые меры были адекватны случившемуся", - сказал он в среду в Мосгордуме, отвечая на вопрос об адекватности мер в качестве ареста для участниц группы.
Максимальная санкция статьи Уголовного кодекса "Хулиганство", которая вменяется задержанным, - семь лет заключения.

ПОРНОграфического характера ФОТОграфии и ВИДЕОзапись с участием Надежды Толоконниковой появились в сети интернет
17 марта 2012 года на сайте 7ly.ru появилось сообщение о том как один человек нашел в одной из групп социальной сети Вконтакте фотоальбом свингер пати. И там Толоконникова Надежда на 9-том месяце беременности, за три дня до родов, участвует в публичном групповом сексе. Все эти фотографии были так же размещены на сайте для общего обозрения. Этот момент может негативно а точнее отрицательно сказаться на судебном процессе не в пользу одной из феминисток панк группы Пусси Райт Нади Толоконниковой. Учитывая то что видео под названием "Экскурсия ВОЙНЫ в биологический музей" до сих пор еще на серверах. А это нарушение статьи 242 о изготовлении и распространения порнографии.

Граждане, возмущенные кощунственной выходкой так называемой феминистской панк-группы "Pussy Riot" в Храме Христа Спасителя, обращаются к председателю Следственного комитета Российской Федерации Александру Быстрыкину с требованием разобраться в ситуации и дать соответствующую оценку действиям группы. На сайте Когресса Русских общин размещен пример заявления о преступлении Пусси Райт.

В Москве осквернен храм: ограду расписали свастикой и лозунгами об освобождении панк-феминисток (+ видео)

Святейший Патриарх Кирилл: Если народ откажется от веры, это будет означать погибель России
8 апреля 2012 года, по окончании праздничного богослужения в Храме Христа Спасителя, состоялась братская трапеза, к участникам которой обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

«Мы глубоко скорбим в связи с кощунственными действиями, которые произошли в этом храме. И поэтому изнесение частицы Ризы Господней и Гвоздя от Креста Господня должно еще раз показать нашему народу, что мы все вместе являемся хранителями этих великих святынь, а значит, хранителями величайшей традиции веры, жертвенности, подвига, мужества, любви, взаимной поддержки, солидарности — того, чем мы были сильны. Сильны не потому, что у нас большая территория и много богатств, а именно потому, что вера православная проросла сквозь все поры народной жизни.

Есть тревожное чувство, что если в XXI веке народ окончательно отвернется от своей веры, то это будет означать погибель России. И для того чтобы это не произошло, мы должны работать все — власть и Церковь, простой народ и интеллигенция. Сегодня наша работа должна быть направлена на то, чтобы разрушительная пропаганда, действующая, особенно на молодых людей, через средства массовой информации и Интернет, не переформатировала, как теперь говорят, сознание и душу нашего народа.

Борьба идет именно за то, чтобы переформатировать Россию. И, конечно, все те, кто пытается это сделать, в первую очередь сталкиваются с Русской Церковью. Она стоит как твердыня, как крепость. Но ведь крепость сильна не своими стенами — она сильна своими защитниками. И как важно, чтобы сегодня народ наш понимал, что, защищая Православную Церковь, он защищает не одну из конфессий, не свой фольклор, не свои местечковые традиции — он защищает самого себя, свою индивидуальность, свою самобытность, свою историческую память».

Вынесен приговор 17 августа 2012 года 3 участницам группы по статье хулиганство осуждающий на 2 года лишение свободы в колонии общего режима.

Решение суда в отношении участниц группы Pussy Riot телеканал ‘Дождь’ обсудил с архимандритом Тихоном (Шевкуновым), искусствоведом и куратором выставки ‘Осторожно, религия!’ Адреем Ерофеевым, писателем и литературоведом Мариэттой Чудаковой, а также с журналистом и публицистом Денисом Драгунским.

Протоиерей Димитрий Смирнов беседует с адвокатом Ларисой Павловой, которая представляет на процессе над Pussy Riot интересы потерпевшей стороны.

Из бесед со Старцем Паисием Святогорцем
— Геронда, если человек по Богу терпит скорби и несправедливости от людей, то это терпение очищает его от страстей?
— Она ещё спрашивает! Да оно его не просто очищает, оно его дистиллирует! Разве есть что-то выше такого терпения? Подобным образом человек может расплатиться со своими грехами. Посмотрите: пойманного преступника бьют, заключают в тюрьму, там он исполняет свой малый "канон". И если такой человек искренне покается, то он спасается от вечной темницы. Разве пустяшное дело, если через земное страдание человек оплачивает свой счёт в вечности?
С радостью претерпевайте любую скорбь. Скорби, которые причиняют нам люди, более сладки, чем те сладкие "сиропы", которыми поят нас те, кто нас любит. Посмотри, ведь в заповедях блаженства Христос не говорит: "Блажени есте егда похвалят вы", но "Блаже́ни есте́, егда́ поно́сят ва́м..." и вдобавок "на вы́ лжу́ще". Когда человек подвергается неправедному поношению, он откладывает духовные сбережения в небесную сокровищницу. А если поношения, которым он подвергся, заслужены, то он расплачивается со своими грехами. Поэтому мы не только безропотно должны терпеть того, кто нас искушает, но и чувствовать к нему благодарность, потому что этот человек даёт нам благоприятную возможность потрудиться в любви, в смирении, в терпении.
Конечно, клеветники работают в сотрудничестве с тангалашкой. Но обычно сильный ветер ломает и выкорчёвывает те хилые деревья, корни которых неглубоки. А вот тем деревьям, которые имеют глубокие корни, сильный ветер помогает пустить их корни ещё глубже.
Мы должны молиться за всех, кто нас злословит, и просить у Бога, чтобы он дал им покаяние, просвещение и здравие. Мы не должны оставлять в себе ни следа ненависти к этим людям. Будем удерживать в себе только опыт от происшедшего с нами искушения, выбрасывать всю горечь [обид и неприязней] и помнить слова преподобного Ефрема Сирина: "Если ты потерпишь клевету и после этого чистота твоей совести станет явной, то не высокомудрствуй, но в смиренномудрии работай Господу, избавившему тебя от человеческой клеветы, для того чтобы ты не пал жалкой жертвой".

Москва называет поспешными оценки, звучащие на Западе в связи с делом Pussy Riot
В Москве считают, что прозвучавшие на Западе оценки, связанные с судебным процессом над участницами панк-группы Pussy Riot подчас являются политически ангажированными, и полагают, что не следует забывать о христианских корнях европейской цивилизации."Можно констатировать, что дело упомянутой панк-группы послужило лишь поводом для очередной волны поспешных, необъективных и политически ангажированных оценок. Складывается ощущение, что для некоторых правозащитных структур и СМИ важна не столько дальнейшая судьба этих молодых женщин, сколько возможность в очередной раз поскандалить на антироссийской ниве", - заявил официальный представитель МИД России Александр Лукашевич, отвечая на вопросы СМИ.При этом он признал, что в этой ситуации "несомненно, есть элементы конфликта цивилизаций". "На пост-модернистском Западе многие забывают о христианских корнях Европы, а заодно не хотят уважать чувства последователей других конфессий, считая, что религия ограничивает демократию. Они выступают за полную свободу акций подобных тем, которыми "прославилась" группа "Pussy Riot". Мы же убеждены, что забвение норм морали, общих для всех мировых религий, губительно, и стараемся и в жизни, и в политике соблюдать не только международное право, но и традиционные ценности", - сказал А.Лукашевич, ответы которого размещены на сайте МИД РФ.

Демотиватор на тему:
Pussy Riot - Урок пения окончен. Садитесь. 2.

29 ноября 2012 года Замоскворецкий районный суд города Москвы признал экстремистской вместе с видеороликами.

Министр иностранных дел Сергей Лавров.

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

Дело Pussy Riot – самое громкое уголовное дело 2012 года, оно привлекло к себе огромное внимание и стало поводом очень больших нападок на Церковь. Строгий приговор Pussy Riot дал возможность организаторам антицерковной кампании продолжить использование этой истории в своих целях.

Каковы же эти цели? Каким могло бы быть справедливое наказание за акцию Pussy Riot в храме Христа Спасителя?

Как относятся православные к участникам группы Pussy Riot? Какова официальная позиция Церкви по поводу происшедшего? Обо всем этом мы будем говорим в этом разделе нашего сайта.

Как переводится Pussy Riot? Точный английский перевод, по утверждениям носителей языка (равно англичан и американцев) – Бунт Вагины. Вроде бы выступление этой феминистской группы, да еще с таким названием, клипа с участием нескольких тщеславных женщин, имеет слабое отношение к жизни Церкви и к священникам, о которых мы говорим на нашем сайте. Но зато эта история имеет отношение к тому, как нецерковные люди относятся к Церкви. Поэтому мы будем об этом говорить.

Как православные относятся к участницам группы Pussy Riot (видео)

Кто финансирует и манипулирует Pussy Riot?

Мишель Гарротэ (Michel Garroté)

Законен ли приговор Pussy Riot?

Почему их нельзя простить

Заявление Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви в связи с судебным приговором по делу Pussy Riot

Богословие любви и богословие ненависти. Накануне вынесения приговора Pussy Riot

Свято место (мысли в связи с приговором Pussy Riot)

Печальный приговор (размышления по поводу приговора Pussy Riot)

«Pussy Riot - проект сообщества геев и лесбиянок, поэтому на их сторону и встали гей-активисты с мировыми именами»

Преодолеть скверну

Не ведомство Церкви быть прокуратурой

Четыре причины посадить Влагалищных Повстанцев в тюрьму

Фриц Морген (псевдоним)

Всем ненавидящим и хулящим Русскую Православную Церковь (в связи с шумом по поводу Pussy Riot)

Pussy Riot видео

Pussy Riot – феминизм или синдром Бобчинского?

Константин Кудряшов

Почему я против группы Pussy Riot

Как создаются «протесты» и «поддержки»

Государство должно разрядить ситуацию

Какой срок дали бы группе Pussy Riot в других странах

Какой срок дали бы группе Pussy Riot в других странах - выдержки из соответствующих законов.

Один из адвокатов участниц Pussy Riot опубликовал видеозапись, сделанную во время "панк-молебна" его подзащитных 21 февраля в Храме Христа Спасителя. Ролик подтверждает звучавшие неоднократно уверения защитников арестованных девушек и их остающихся на свободе единомышленниц в том, что действо активисток в главном московском храме в тот день было не столь громогласно, как это показано в растиражированном первоначально клипе, пишет Newsru .

"Дискуссия по поводу судьбы участниц Pussy Riot пришла к той закономерной стадии, когда следует уже окончательно разобраться что же там на самом деле было. Посмотрите одну из имеющихся у нас, стороны защиты, записей из Храма Христа Спасителя 21-го февраля… Ничего комментировать не буду", - пишет адвокат Марк Фейгин в своем блоге.

Оригинальная версия и по продолжительности и по качеству изображения уступает итоговому видео, "прославившего" девушек и ставшего главной уликой следствия против них. "И для сравнения сам клип. Ничего комментировать не буду. Составьте собственное мнение", - призывает юрист.

Итоговый видеоклип, как сообщалось ранее, был склеен из нарезки записей из храма Христа Спасителя и Богоявленского собора в Елохове, где активистки устроили "молебен" за два дня до московской акции. Там они "выступили" с более продолжительным концертом - им даже удалось достать гитары.

Примечательно, что об акции Pussy Riot в Елоховском храме стало известно несколько позже. Как впоследствии объяснил "Московскому комсомольцу" председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, тот инцидент не получил распространения, так как тогда девушки тогда не успели произнести кощунственные слова.

Ввиду отсутствия музыкальных инструментов и слишком большого расстояния, с которого неизвестный оператор снимал "панк-молебен" в ХХС, а также того, что "пения" активисток почти не слышно - даже несмотря на акустику храма - ролик, действительно, выглядит не слишком ярко. Однако станет ли он в этой связи менее оскорбительным для православных, ратующих за наказание девушек по всей строгости закона, еще предстоит решить суду.

Суд над Pussy Riot состоится раньше запланированного

Судебный процесс между тем был ускорен. "Вчера поздно вечером стало известно, что следствие по делу Pussy Riot в срочном порядке назначило на среду, 4 июля, 12.00 новое заседание суда с конвоированием всех трех девушек в Таганский суд", - говорится в блоге активисток.

Причина тому, по словам единомышленников Pussy Riot, ведущих блог в отсутствие трех участниц неформальной организации, - публикация открытого письма в поддержку арестованных, под которым подписались более 100 известных общественных деятелей и деятелей культуры. А всего, согласно "Эхо Москвы", на сайте которого происходит сбор подписей, ко 2 июля в защиту Pussy Riot высказались более 30 тысяч человек.

"Источники во власти утверждают, что после публикации письма… следствию была дана команда резко сократить время для знакомства с делом и как можно скорее начать суд по существу из-за опасений, что резонанс и общественное недовольство делом привлекают слишком много внимания", - отмечается в блоге.

По информации активистов, в конце минувшей недели одному из адвокатов девушек глава следственной группы сообщил, что следствие в срочном порядке решило ходатайствовать о сокращении срока знакомства с делом до 9 июля. Потому нужно провести заседание суда, который примет решение ограничить срок знакомства с делом.

Постель арестованной Pussy Riot окропили святой водой

После публикации открытого письма в поддержку Pussy Riot, напомним, начали звучать призывы не просто подписаться под обращением, но и официально объявить о взятии арестованных на поруки, чтобы гарантировать девушкам освобождение из-за решетки. О готовности поручиться за активисток высказались, в частности, актриса Чулпан Хаматова и и главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов. Однако адвокаты подследственных изъявили желание видеть поручителями священников РПЦ.

Правда, неясно, захотят ли сами участницы Pussy Riot иметь в качестве наставников священнослужителей. Так, на днях одна из арестованных отказалась от беседы с тюремным священником, заглянувшим к ней в камеру.

"Я не знаю, как обстояли дела с остальными двумя участницами группы, но в камере у одной он был. По-моему, имелась в виду Мария Алехина или Екатерина Самуцевич, точно не могу сказать. Так вот, она отказалась с ним говорить. Даже когда он пришел к ней в камеру, она не выразила никакого желания для беседы. Он покропил ее святой водой. Она сказала, что это было некорректно, что ей намочили постель, и это ей не понравилось. Вот такое было отношение", - цитирует "Интерфакс" протоиерея Всеволода Чаплина, рассказавшего о происшествии в эфире "Финам ФМ".

Тем не менее, Чаплин призвал верующих молиться об этих "бедных, несчастных, действительно несчастных женщинах" и сказал, что сам постоянно молится об их покаянии и вразумлении.

"Возникают ассоциации с уголовным процессом, произошедшим две тысячи лет назад"

Во время выступления на радио протоиерей выразил убежденность в том, что дело Pussy Riot не связано с политикой. А также высказал мнение, что нынешняя скандальная ситуация, складывающаяся вокруг церкв, - это попытка повторить большевистские гонения.

"Они ведь до этого много раз высказывались по поводу Путина, говорили довольно оскорбительные вещи в его адрес, но такой реакции у людей не было. Когда был оскорблен храм, реакция была другой. И конечно, то, что произошло, причинило огромную боль людям", - отметил священник и добавил, что случившееся в ХСС напоминает 1920-1930-е годы, "когда все эти комсомольцы наряжались в богослужебные облачения, ломали иконы, громили храмы, и такого же типа карикатуры появлялись, как сейчас в некоторых блогах".

"Так что это был наш Холокост. А сейчас его пытаются повторить", - резюмировал представитель РПЦ.

Защита Pussy Riot оперативно прокомментировала эти заявления. "Говорить о том, что они как-то не так реагируют на приход священника - давайте их выпустим и тогда посмотрим, как они к этому отнесутся на свободе. В СИЗО ситуация не такая, мягко говоря, чтобы можно было выбирать, так себя вести или по-другому, легко говорить об этом, находясь на свободе",- заявил "Интерфаксу" адвокат Марк Фейгин и призвал не решать "вопросы веры" с помощь Уголовного кодекса.

"Возникают ассоциации с самым главным уголовным процессом, произошедшим две тысячи лет назад, он тогда, мягко говоря, мало к чему хорошему привел - вполне можно найти сравнения",- сказал адвокат.

Заявления же Чаплина о "Холокосте" адвокат раскритиковал: "Очень крепкие сравнения употребляет отец Всеволод - с Холокостом, с пионерами - это не одно и то же. Тогда существовала не какая-то дискуссия, как у нас в обществе, а просто убивали священников. Сравнивать это с погромами и уничтожением православной церкви в период бесовского большевизма - как-то некорректно… Девушки не являются оргкомитетом по встрече Антихриста, как их пытаются представить. Зачем это все выводится в почти астральную область - темные силы борются со светлыми за несчастных православных христиан? К чему весь этот масштаб? У протеста был политический смысл".

Вынесено решение по одному из самых громких дел последнего времени. Три часа судья Марина Сырова оглашала приговор участницам группы "Пусси Райот". Сказала, что учла смягчающие обстоятельства, но сочла, что им не может быть назначено условное наказание.

Все три получили реальные сроки лишения свободы, по два года колонии. Адвокаты намерены обжаловать приговор. А Высший совет Русской православной церкви призвал проявить милосердие по отношению к фигуранткам дела, правда, заявление появилось уже после финального судебного заседания.

Они и во время оглашения приговора ведут себя, словно все происходящее не более чем игра, улыбки практически не сходят с лиц Толоконниковой, Алехиной и Самуцевич. То, что вердикт суда будет обвинительным, становится ясно, когда судья признает подсудимых виновными в хулиганстве по мотивам религиозной ненависти и вражды.

"Признать Толоконникову Надежду Андреевну виновной в совершении преступления, предусмотренного статьей 213 ч. 2 УК РФ и назначить ей наказание в виде лишения свободы сроком на два года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима", - прозвучало в приговоре.

Такой же вердикт суд вынес в отношении Алехиной и Самуцевич. Оглашение приговора продолжалось около трех часов. Марина Сырова, она ведет разбирательство накануне была взята под госзащиту.

Так называемый панк-молебен, который участницы группы "Пусси Райот" совершили этой весной в Храме Христа Спасителя, суд расценил не только как оскорбление чувств верующих – своей акцией "подсудимые явно выразили свою религиозную ненависть и вражду к христианству". При этом суд не нашел в действиях подсудимых политических мотивов, о которых они говорили в ходе судебного разбирательства.

"Такое поведение не соответствует канонам православной церкви вне зависимости от того, происходит оно в храме или за его пределами. Нарушение внутреннего распорядка Храма Христа Спасителя явилось лишь одним из способов проявления неуважения к обществу по мотивам религиозной ненависти и вражды и по мотивам ненависти в отношении какой-либо социальной группы. Действия Толоконниковой, Самуцевич и Алехиной и неустановленных лиц унижают и оскорбляют чувства значительной группы граждан, в данном случае по признаку отношения к религии, возбуждают у них ненависть и вражду, тем самым нарушают конституционные устои государства", - зачитывает судья текст приговора.

Суд установил, что подсудимые Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич в феврале 2012 года пришли в Храм Христа Спасителя и в цветных, как было сказано, неподобающих для храма одеждах и масках на лицах, поднялись на солею и амвон, куда вход запрещен церковными правилами. Там достали гитару и подключили звукоусиливающую аппаратуру, воспользоваться которой им, правда, не удалось, а затем начали изображать нечто напоминающее выступление рок-группы, сопровождая это оскорбительными для верующих выкриками. Видеоролик выступления был выложен в Интернет.

Через некоторое время участницы этого так называемого панк-молебна были задержаны и с марта 2012 года находятся в СИЗО. Потерпевшими по делу признаны порядка 10 человек, это работники Храма Христа Спасителя, которые стали свидетелями акции. Вину подсудимые не признали, ограничились лишь тем, что назвали выбор места для своего панк-молебна "этической ошибкой".

Оглашение приговора по делу "Пусси Райот" сопровождалось усиленными мерами безопасности, все улицы, прилегающие к Хамовническому суду, были перекрыты, попасть можно было лишь по журналистскому удостоверению. Этот процесс вызвал огромный интерес прессы, на оглашении приговора работали около 100 журналистов.

На улице рядом с Хамовническим судом собрались как сторонники, так и противники "Пусси Райот". Некоторые развернули плакаты и начали скандировать лозунги, что является нарушением закона о массовых акциях. Часть протестующих была задержана.

Все время, пока шел процесс, у стен суда не смолкали споры о том, как расценивать поступок участниц "Пусси Райот" и о степени наказания, которое заслуживают подсудимые.

"Я надеюсь, что суд следующей инстанции все-таки выслушает доводы защиты и изменит этот приговор", - говорит один из пришедших к зданию суда. "В принципе, правильно, два года - нормально, полгода они отсидели", - говорит другой. "Это точно не разжигание межрелигиозной розни; мне кажется, правильно было бы отнестись как относятся взрослые к какому-то действительно ребяческому протесту", - считает одна из присутствующих. "Девушки, женщины и матери не должны себя вести так безнравственно, так неуважительно по отношению к истории и культуре, это должно быть наказано однозначно", - полагает молодой человек.

Дело "Пусси Райот" вызвало огромный общественный резонанс. Даже в России с ее, казалось бы, незыблемыми православными традициями были и те, у которых поступок подсудимых не вызвал отторжения. Впрочем, и тех, кто считает акцию "Пусси Райот" отвратительной, тоже немало.

Согласно опросу общественного мнения, который провел "Левада-центр", в общей сложности 44% из числа опрошенных социологами людей поддерживают суд над "Пусси Райот", причем 11% назвали суд справедливым и беспристрастным. Еще 33% опрошенных на этот вопрос ответили "скорее, да, чем нет". Причем только 4% опрошенных считают, что процесс над "Пусси Райот" был необъективным, а 39% затруднились с ответом.

Высший церковный совет Русской православной церкви выступил со специальным заявлением :

"Не подвергая сомнению правомерность судебного решения, обращаемся к государственной власти с просьбой проявить в рамках закона милосердие к осужденным в надежде на то, что они откажутся от повторения кощунственных действий. Церковь благодарит всех, кто поддержал Ее, осудил богохульство, выразил мирный протест против него. Мы также считаем естественным выражение жалости к задержанным, которое исходило как от чад Церкви, так и от людей внешних".

"Вещи называются своими именами: белое - белым, черное - черным. Это долг церкви говорить, о том, что кощунство есть кощунство, не допускать его эстетизации. Подчеркивая важность созданного судебного прецедента, который, даст Бог, остановит ту вакханалию, которая, мы видим, разворачивается в последние недели не только в России, но уже, увы, и в сопредельных государствах, Высший церковный совет стоит на позиции традиционного христианского различия между грехом и человеком согрешающим и обращается к судебным инстанциям в пределах возможной правовой нормы, елико возможно, смягчить наказание, смягчить оценку деяний, совершенных молодыми женщинами, в надежде на их раскаяние", - заявил настоятель Храма Св.Татьяны при МГУ им.М.В. Ломоносова протоиерей Максим Козлов.

Тем временем группа, название которой еще этой весной было практически неизвестно, уже обрела подражателей: в Финляндии 5 августа профессор местного университета Тейво Тейвайнен в Успенском соборе Хельсинки попытался повторить выходку "Пусси Райот". В храм его не пустили, тем не менее ряд финских правозащитников и деятелей культуры обратились с иском в полицию с требованием привлечь профессора к уголовной ответственности. Кстати, по финским законам профессору может грозить до двух лет лишения свободы.

"То, что сделали "Пусси Райот", это хулиганство и политическая провокация; это не искусство, не перформанс; и, возможно, два года - это не слишком тяжелое наказание для них", - считает финский драматург Рауни Салминен.

Что же касается вердикта Хамовнического суда от 17 августа, то прокуратура пока воздерживается от комментариев. Защита подсудимых заявила, что будет добиваться пересмотра приговора. На то, чтобы обратиться в вышестоящую инстанцию с кассационной жалобой, у них есть 10 дней.

21 февраля пятеро участниц панк-группы Pussy Riot пришли в храм Христа Спасителя, взошли на амвон и провели там панк-молебен. Спустя несколько дней три предполагаемые активистки Pussy Riot оказались за решеткой по обвинению в хулиганстве. Ситуация породила раскол в обществе. Комментарии некоторых священников, которые были восприняты как «официальная позиция церкви», оказались крайне жесткими, гражданские активисты, в свою очередь, ругают «православных хоругвеносцев». Сыграли Pussy Riot ключевую роль в обострении отношений церкви и общества или стали поводом к высказыванию скопившихся претензий? Это попытался выяснить корреспондент «Газеты.Ru».

Церковь о Pussy Riot

Священники, с которыми удалось побеседовать, в один голос говорят, что церковь не заявляла официальной позиции по тому, должны ли активистки понести наказание. (Официальной в РПЦ считается позиция патриарха Кирилла, а он пока не высказывался по этому вопросу). С другой стороны, среди них нет и тех, кто не сочувствовал бы трем заключенным.

«Лично у меня сожаление вызывают две вещи, – говорит настоятель подмосковного храма св. апостолов Петра и Павла в деревне Павловское священник Дмитрий Свердлов. – Во-первых, сам инцидент, который не должен был произойти, потому что девушки ошиблись дверью, и, во-вторых, то, что они сидят. И я буду сожалеть об их заключении ровно столько, сколько это будет продолжаться».

Настоятель московского храма Святой Троицы в Хохлах священник Алексей Уминский полагает, что акция Pussy Riot стала точкой, в которой столкнулись взгляды церкви и либерального общества. «Провокационная акция этих заблудших девушек действительно поставила всех по разные стороны баррикад», – сожалеет он.

Священник считает, что резкость противостояния объясняется взаимным непониманием ситуации: «С одной стороны, церковное сообщество после этого акта напугано тем, что, возможно, участницы панк-группы являются визитной карточкой всего гражданского общества. А с другой стороны, шквал ненависти, последовавший за этой акцией, показал, что в глазах общества церковь представлена агрессивно настроенными «православными хоругвеносцами».

«И вот это самая большая ложь, которая сегодня циркулирует в обществе, как мнение друг о друге», – добавляет Уминский. По его мнению, общество требует от церкви невозможного – просить власть о том, чтобы она отпустила активисток, не задумываясь о том, что не церковь инициировала их арест.

Агрессию церкви в ответ на требования либералов священник объясняет ее сложной историей в советский период: «За сто лет постоянных гонений на церковь мы привыкли, что нам надо все время защищать себя, свою веру и свои святыни. Эта подсознательная настороженность, что, не дай Бог, кто-то захочет опять нас оскорбить, заставляет нас так относиться к происходящему».

Председатель Синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда (он священником не является) считает поступок Pussy Riot однозначным грехом. «Церковь не может оправдать грех перфомансом, искусством», – настаивает Легойда.

Несмотря на такую оценку, отношение к самой акции отделяется от отношения к виновницам происшествия и определяется фундаментальным христианским положением жизни. «Мы отличаем грех от грешника. И если отношение к греху непримиримо, то сам человек заслуживает сожаления, жалости и молитвы о нем», – поясняет Владимир Легойда.

Церковь vs интеллигенция

На первый взгляд все просто: Pussy Riot поступили плохо, заслуживают порицания (но не столь сурового, как радеют следователи), церковь ни при чем, общество не понимает, чего и от кого просит. С другой стороны, если ситуация и впрямь проста, почему она внезапно противопоставила интеллигенцию и церковь?

На эти вопросы священники отвечают неохотно и исключительно на условиях анонимности. В противном случае, как признаются они сами, патриарх может быть недоволен и при благоприятном раскладе просто потребует, чтобы они больше публично не высказывались. О наименее благоприятном лучше не думать.

Впрочем, на такое отношение предстоятеля церковные люди не жалуются. Наличие вертикали власти в РПЦ воспринимается не как отсутствие демократии и свободы слова, а как нормальная структура церкви, существующая уже много веков.

Собеседники «Газеты.Ru» считают, что реакция «говорящих голов» РПЦ на панк-молебен, протестные акции либеральной интеллигенции и новый-старый президент страны Владимир Путин –звенья одной сложной цепи. По их мнению, события развивались так: в конце декабря патриарх Кирилл прочитал проповедь, где просил власти прислушаться к протестам. В январе церковь почему-то свою позицию переменила и начала критиковать демонстрации. Председатель Синодального отдела Владимир Легойда объяснил, что это реакция церкви на сложную общественно-политическую ситуацию: «Церковь говорила, что ее тревожит опасность революционных волнений». Священники смотрят глубже.

«Весной церковное руководство определило для церкви стратегическую нишу в обществе. Она должна состоять из обывателей и таким образом полностью совпадать с путинским большинством. Несколько жестких выпадов церковников против интеллигенции и рассуждения о ее вине перед отечеством в 1917 году – это попытка вытолкнуть интеллигенцию на периферию церковной жизни, т.к. интеллигенция составляет костяк протестного движения», – заявил настоятель одного из провинциальных храмов на условиях анонимности.

Библеист Андрей Десницкий подтверждает, что в церкви и раньше существовали люди, которым интеллигенция просто не нужна, хотя было и есть и противоположное мнение. Он считает, что разбирательства с Pussy Riot в нравственном и правовом поле фактически являются вершиной айсберга неразрешенных вопросов между церковью и интеллигенцией, и играют на руку власти.

«Я считаю, что власть разыграла со скандалом Pussy Riot очень выгодный ход: значительную часть негодования она перевела на церковь – получилось, что это церковь виновата, что активисток держат в тюрьме. И власть сделала достаточно много, чтобы мы противопоставляли интеллигенцию и церковь», – объяснил Десницкий. «В свое время в Польше и других странах Восточной Европы коммунизм рухнул, когда объединились костел, национальная интеллигенция, патриоты и демократы. Для нашей власти очень хорошо сделать так, чтобы наша интеллигенция и наша церковь относились друг к другу с подозрением и враждебностью, потому что если они объединятся, вместе они смогут сделать очень много», – добавил библеист.

Церковь и государство

Однако все произошедшее не говорит о «тандеме» РПЦ и власти.

«Мы живем в свободном обществе, где церковь имеет свои права и защищена законодательно как всякая другая общественная организация. Она отделена от государства и поэтому имеет возможность жить по своим внутренним законам, не отчитываясь в своем вероучении, в своих планах и в своих действиях», – напоминает Алексей Уминский. Впрочем, добавляет священник,

«иногда церкви необходимо похвалить власть, даже тогда, когда, может быть, этого не стоило бы делать, поблагодарить за то, что нам вернули храм, монастырь, какую-то святыню для церкви».

Священник Дмитрий Свердлов считает, что отношения между церковью и властью существуют хотя бы потому, что они пересекаются в общественном поле. При этом наличие отношений само по себе не подразумевает взаимную корысть. «В отношениях может присутствовать бескорыстная христианская мотивация, – сказал Свердлов и в качестве примера привел пример своих коллег. – У многих моих соседей священников достаточно добрые отношения с местной районной администрацией, но цель этих отношений не в том, чтобы пользоваться этими связями для достижения каких-то благ для прихода. Хотя бывает и по-другому…».

Председатель Синодального отдела РПЦ Владимир Легойда также полагает, что отношения между церковью и государством нельзя назвать взаимозависимостью. «У церкви и власти – рабочие отношения. При этом за тысячу лет истории Русской церкви, у нее не было такой свободы от государства, как сейчас – это очевидно для всех, кто знаком с историей Церкви. Сегодня мы самостоятельно принимаем решения, и в администрации президента и правительстве о решениях Синода узнают наравне со всеми остальными – из официальных сообщений после окончания синодальных заседаний. В том числе и в этом проявляется независимость», – добавил Легойда. Кроме этого, он объяснил, что

у РПЦ нет и не может быть оппозиционного отношения к власти. «Целью любой оппозиции является получение политической власти. Но поскольку церкви политическая власть не нужна, она с любой властью будет взаимодействовать», – говорит Легойда, добавляя, что РПЦ оставляет за собой право критиковать любую власть.

«У нас есть фундаментальный конституирующий жизнь церкви документ «Основы социальной концепции РПЦ». В них написано, что если власть требует от церкви того, что противоречит христианской совести и принципам христианской жизни, мы оставляем за собой право гражданского неповиновения».

Однако многие считают, что отношения власти и церкви иногда переходят границы «мирного сосуществования». В разговорах с «Газетой.Ru» священники на условиях анонимности вспоминали о печально известном «табачном скандале» середины 90-х, а также о скандале 2010-го года в Калининграде. Тогда региональное правительство спешно передало РПЦ несколько зданий бывших лютеранских и католических храмов, которые с 1 января 2011 года по закону о реституции церковного имущества должны были бы перейти соответственно протестантам и католикам.

Церковь и общество

Общество периодически критикует РПЦ как за действие, так и за бездействие, однако люди все еще ждут от церкви физического подтверждения ее готовности помогать.

Священник Дмитрий Свердлов утверждает, что отчасти ожидания напрасны. «Обществу церковь не должна, церковь должна Христу», – заявляет Дмитрий Свердлов. Впрочем, допускается и приветствуется служение Богу через взаимодействие с обществом, тем более призыв к социальному служению неоднократно звучал от патриарха Кирилла.

Священник Алексей Уминский напротив считает, что в последнее время «церковь по большому счету только и занимается социальным служением»: священники посещают больницы, воинские части, тюрьмы, во многих храмах кормят бездомных, собирают для них одежду.

Глава Синодального информационного отдела Владимир Легойда настаивает, что церковь в первую очередь служит «нравственным камертоном» в обществе, но признает важность дела благотворительности и милосердия. «Самый активный отдел в РПЦ – это отдел по церковной благотворительности и синодальному служению. Недавно мы собрали больше 17 млн рублей в помощь греческим верующим. Мы помогали Японии после Фукусимы, у нас есть подшефные супермногодетные семьи, детские дома», – сообщает Легойда.

Но, несмотря на кажущуюся очевидность понятия «социальное служение», есть момент, который «несколько останавливает церковь», говорит священник Дмитрий Свердлов. «Надо понимать, что церковь останавливает инерция советского времени, когда благотворительностью и социальной деятельностью заниматься было невозможно», – рассказывает он, поясняя, что у священников, воспитанных в СССР не было привычки и опыта социального служения.

Настоятель одного из московских храмов, не пожелавший называть свое имя, считает, что потребность в социальном контракте между церковью и обществом в России обусловлена не столько спросом общества и предложением РПЦ, сколько недостаточной благоустроенностью жизни.

«Раньше человек заболевал и шел в церковь, молился и соборовался. Сейчас человек идет к врачу и необходимость в церкви здесь отпадает. Кормить бомжей – это хорошо, но в правильно устроенном государстве для этого есть социальные службы», – заявил настоятель на условиях анонимности.

«Поэтому в благоустроенных государствах, как, например, в Европе, в церковь ходят по религиозной мотивации, а у нас масса народу хочет, чтобы все было хорошо за счет Бога, потому что государство не справляется», – добавил настоятель.

РПЦ ищет себя

Вопрос, как и чем живет церковь, неоднозначен даже для людей церкви. Для одних РПЦ – это собрание свободных личностей, за спиной у которых нет-нет да и промелькнет ужасный призрак советской власти, для других это общество фактически обычных людей со своими грехами, слабостями, ошибками и тщеславием, для третьих – организация из консерваторов с недальновидным руководителем во главе. По-своему все они правы.

«Церковное сообщество – это, прежде всего, сообщество свободных людей и свободных личностей, – размышляет священник Алексей Уминский. – У нас есть общее незыблемое понятие нравственности и догматов нашей веры, а во всем остальном мы – те, кто мы есть. И все мы равны перед Христом, потому что главное для нас не наши политические различия, а наше единство в понимании Евангелия».

Дмитрий Свердлов поясняет, что, хотя «церковь призвана быть идеальной, она ни в коем случае не идеальна, потому что ее составляют люди, в которых живет грех – как, собственно, в каждом человеке». Также Свердлов заметил, что иногда недостижимые, но правильные цели, церковные люди заменяют на достижимые, но неверные. «Это печальная ошибка. Может быть, тяжело себя чувствовать вечно несовершенным и тогда происходит подмена – это психологический механизм. Может быть, появляется усталость, может, искажается этика», – сказал священник.

Священники, пожелавшие сохранить анонимность, занимают более жесткую позицию. По их мнению, церковь «сама себе роет могилу»: во главе организации стоит «человек, оторванный от реальной жизни», под влиянием патриарха РПЦ исповедует не христианские, а мирские ценности – власть, богатство и авторитет.

При этом о некоторых вещах, которые могут показаться людям светским возмутительными, церковники говорят спокойно и буднично – для них это существующий факт, сожалеть о котором нет смысла, потому что нельзя ничего изменить.

«В церкви происходит выдавливание всякого разномыслия, вариативности, что, в свою очередь, отвечает желаниям одного единственного человека – патриарха. Он по-своему радеет о церкви, но у него совершенно не христианские понятия о церкви. По его мнению, церковь должна быть сильной, властной, престижной и т.д.», – поясняет собеседник «Газеты.Ru». «Кроме этого, его святейшество проповедует некую Святую Русь вместо христианства, которое существует, как нечто прикладное, что позволяет этой святой Руси быть святой».

Другие собеседники «Газеты.Ru» разделяют эту версию и добавляют, что действия патриарха Кирилла во многом продиктованы его советским прошлым. «Это называется сергианство, идеология митрополита Сергия, который в 30-е годы ради сохранения структуры церкви шел на любые компромиссы с властью. В условиях советских гонений это было единственным возможным способом поведения. Но сохранившаяся идеология пышным цветом расцвела в нынешний понтификат без особой на то надобности», – рассказывает один из священников. «Это и есть наша традиция – исконная, холопская традиция – обожествление государства: государство – все, личность – ничто», – добавляет он.

Другой собеседник «Газеты.Ru» пояснил, что тщеславие патриарха не заботит основную часть священников. «Церковь в основном именно такая и это показывает, что в церкви не осталось сил ни интеллектуальных, ни пасторских. И вместо того, чтобы всю церковную энергию посвятить именно выращиванию этих сил, церковь борется с внешним врагом и с «предателями в рясах», собирает себе имущество и выстраивает отношения с государством», – переживает он. Но при том, что «предатели в рясах» обсуждают на кухнях дальнейший путь церкви, диссидентского движения среди священников нет: «Они разобщены. Это самый трусливый на свете народ. Их можно понять, потому что если епископ запретит священнику служить, он просто не выживет без иного образования кроме семинарии и с огромной семьей, которую надо кормить», – сказал один из священников.

Впрочем, по мнению библеиста Андрея Десницкого, то, что сейчас происходит в церкви, это не статичная ситуация, а гибкий процесс, обусловленный многими обстоятельствами. Во-первых, общество нуждается в нравственных ориентирах и одновременно несколько опасается церкви, которая могла бы их задавать. «Церковь может играть такую роль в обществе, но здесь возникает очень много разных вопросов: а что это будет? Не будет ли это экспансия? Не получится ли, что церковь начнет пропихивать свои интересы, усиливать политическое влияние, забирать побольше имущества», – объясняет общественные опасения Десницкий. «Если есть какая-то институция, которая обладает влиянием, кого-то это влияние раздражает. Но если она им не обладает, она ни для чего вообще не нужна», – добавил он. Во-вторых, проблема существует внутри самой церкви.

«Нынешняя церковь это тяжелая и непрозрачная структура с очень плохой обратной связью и засильем официоза, который мешает эту связь наладить. А без адекватной обратной связи невозможно принимать грамотные решения и прослеживать их выполнение», – заявил Андрей Десницкий.

Наконец, поиски собственной идентичности пока что не позволяют занять церковным структурам стабильное место в обществе. «Церковь пока не понимает, какое место она занимает в современном городском обществе, мобильном и хорошо информированном, и идет на ощупь путем проб и ошибок. А общество в свою очередь реагирует на эти пробы и ошибки по-разному», – сообщил Десницкий.

Дарья Загвоздина

Похожие публикации