Все о профилактике и борьбе с вредителями и паразитами

Ювенальная юстиция сообщение. Ювенальная юстиция - что это такое? Органы опеки могут ли забрать ребенка из семьи по закону

История

С 70-х годов XIX века граждане американского города Бостона Кук и Аугустус начали предлагать судьям не применять к несовершеннолетним, способным встать на путь исправления, наказания, а передавать их под присмотр органов попечительского надзора.

Ювенальная система

Система ювенальной юстиции (англ. juvenile justice system ) - сеть учреждений и организаций , совместно работающих с несовершеннолетними правонарушителями , деятельность которых осуществляется на основе законоположений и процессуальных норм, регламентирующих обращение с несовершеннолетними . Эти учреждения и организации включают в себя полицию, суды, прокуроров, обвинителей, пенитенциарные учреждения, службу пробации и управление исправительных учреждений для несовершеннолетних .

В отдельных государствах учреждения ювенального профиля представлены лишь судебными органами, в иных государствах помимо судов - различными организациями, занимающимися вопросами детства и социальной защитой несовершеннолетних.

Известен следующий пример такой системы: Американская система ювенальной юстиции (англ.) .

Ювенальный суд

Центральным элементом системы ювенальной юстиции является ювенальный суд, в пределах своей компетенции рассматривающий уголовные, гражданские и административные дела, по которым одной из сторон является несовершеннолетний . К основным задачам ювенальных судов относятся защита детей и их реабилитация .

Ювенальная юстиция в России

До 2010 года включительно в России велась работа по созданию новой специализированной судебно-правовой системы защиты прав несовершеннолетних, которая, как предполагалось, должна была представлена как государственными органами, осуществляющими правосудие по делам о преступлениях и правонарушениях, совершённых несовершеннолетними, так и государственными и негосударственными структурами, проводящими контроль за исправлением и реабилитацией несовершеннолетних преступников и профилактику детской преступности, социальную защиту семьи и прав несовершеннолетних.

Целенаправленная работа по реформированию существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также сопутствующие изменения в законодательстве встретили существенное сопротивление со стороны российской общественности, выразившееся, в частности, в массовых общественных протестах . Вместе с тем священноначалие Русской Православной Церкви высказало озабоченность попытками введения ювенальной юстиции .

См.также

  • Правосудие в отношении несовершеннолетних во Франции (фр.)

Примечания

  1. Воронова Е.Л. Ювенальная юстивание системы пробации в Ростовской области // Сайт Ростовского областного суда, 01.06.2007.
  2. Алиса Агранат Готова ли Россия к ювенальной юстиции? // ИА REGNUM, 22.12.2010.
  3. Елена Михайловна Тимошина Ювенальные технологии как угроза этнической идентичности народа России (Доклад на Круглом столе в Московской городской Думе на тему: «Ювенальные технологии - угроза семье, обществу, государству») // Русская народная линия, 08.04.2011.
  4. А.И. Овчинников Традиционные ценности России и вызовы ювенальной юстиции // Философия права. Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2010. № 2. С. 11-13.
  5. Марковичева Е.В. К вопросу о выборе Россией модели ювенального правосудия // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион, № 1, 2007. С. 98-103.
  6. Марковичева Е.В. Модели ювенального уголовного судопроизводства: проблемы типологизации // Вестник Оренбургского государственного университета, № 3, 2010. С. 97-103.
  7. Чернобровкин В.С. Место комиссий по делам несовершеннолетних в системе ювенальной юстиции // Вопросы ювенальной юстиции, № 1(4), 2005.
  8. Воронова Е.Л. Семь вопросов о ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ // Ювенальная юстиция в России, 11.2009.
  9. What Parents Should Know About the Juvenile Justice System // Third Judicial District Court.
  10. Shahid M. Shahidullah Crime policy in America: laws, institutions, and programs . University Press of America, 2008. 311 p.
  11. Introduction to Juvenile Justice in Virginia // Virginia Rules.
  12. Бойко С.С. Специальный состав судов общей юрисдикции в обеспечении защиты прав и законных интересов несовершеннолетних (административно-правовой аспект) // Юристъ - Правоведъ, № 1, 2010, С. 79-83.
  13. Lisa Guerin, Patricia Gima. Nolo"s Guide to California Law, 2008: «Juvenile court is a special branch of the court system designated to deal with problems affecting children. The goal of juvenile courts is to protect and rehabilitate children. Matters handled in juvenale court include: child neglect, status offenses, criminal offenses»
  14. А. В. Комарницкий Научно-правовое обоснование системы «Ювенальная юстиция» и учебной дисциплины «Основы ювенальной юстиции» // Ленинградский юридический журнал, № 2, 2009. С. 141-157.
  15. Ионин Л.Г. О принципах современной политики в области семьи и демографии (pdf-файл). Высшая школа экономики, Москва, 2010.
  16. Полтавцева Л.И. Ювенальная уголовная политика и ювенальная юстиция: проблема соотношения // Юристъ - Правоведъ, № 4, 2010, С. 23-27.
  17. Предеина И.В. Правовые и теоретические основы развития ювенальной юстиции в России . Дис. … канд. юрид. наук, Саратов, 2005. 259 с.
    «Ювенальная система защиты прав несовершеннолетних представляет собой теоретико-правовую конструкцию, включающую комплекс механизмов юридического, социально-корректирующего, медицинского, психолого-реабилитационного, воспитательно-превентивного характера, направленных на обеспечение благополучия несовершеннолетнего в обществе и реализующихся в рамках деятельности специализированных служб и учреждений ювенального профиля.»
  18. Черчага С.В. Становление ювенальной юстиции: вопросы гражданско-процессуального законодательства РФ (опыт Ростовской области) // Ювенальная юстиция в России, 20.03.06.
    «Система ювенальной юстиции - это совокупность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, должностных лиц, неправительственных некоммерческих организаций, осуществляющих на основе установленных законом процедур действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего). В рамках системы ювенальной юстиции осуществляются программы, проекты и мероприятия социального, педагогического, юридического, психологического и медицинского характера, направленные на профилактику противоправного поведения и реабилитацию ребенка».
  19. Митинг общественного движения "Суть времени" и родительских комитетов по факту сбора 135000 подписей граждан против продвижения двусмысленных ювенальных законов в России. 22 сентября, 2012
  20. Позиция Русской Православной Церкви по ювенальной юстиции // Патриархия.ру

Литература

  • Исмаилов Б.И. Правовые основы системы ювенальной юстиции . Учебное пособие. Ташкент: АГОС. 2002. 231 с.
  • Криворученко В. К. Ювенальная юстиция: к актуальной юридической и педагогической дискуссии // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение » . - 2012. - № 6 (ноябрь - декабрь) (архивировано в WebCite).
  • Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. М., 2000.
  • Садовникова М.Н. Некоторые аспекты ресоциализации несовершеннолетних в зарубежных странах // Сибирский юридический вестник, № 2 (45), 2009.
  • Сергей Сумленный. У них есть формуляры - Эксперт №50 (639) / 22 дек 2008 - о некоторых аспектах правоприменительной практики в Германии

Ссылки

  • Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (пекинские правила) // Мемориал
  • Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) // Мемориал

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ювенальная юстиция" в других словарях:

    Ювенальная юстиция - система правосудия в отношении несовершеннолетних граждан до 18 лет, гл. звеном которой является суд по делам несовершеннолетних. Осн. принципы Ю.ю.: ценность личности несовершеннолетнего, представшего перед судом; активное использование в… … Педагогический терминологический словарь

    ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ - – совокупность правовых механизмов, медико социальных, психолого педагогических и реабилитационных, а также иных процедур и программ, предназначенных для обеспечения наиболее полной защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, а… … Терминологический ювенологический словарь

В настоящее время среди видных ученых и специалистов в области разработки законодательства о несовершеннолетних нет единого мнения о том, что же такое «ювенальная юстиция» и насколько она необходима в России.

Однако при всем разнообразии взглядов на ювенальную юстицию можно выделить две наиболее правильные, отражающие суть рассматриваемого явления точки зрения.

Один из крупнейших отечественных специалистов в данной области Э.Б. Мельникова относит к ювенальной юстиции преимущественно специализированные судебные органы. Эту точку зрения поддерживает ряд отечественных ученых.

Другие ученые предлагают включить в систему ювенальной юстиции значительно более широкий круг органов, а именно:

Комиссии по делам несовершеннолетних; Уполномоченного по правам ребенка; специализированные органы и учреждения, в чью компетенцию входит решать те или иные задачи, связанные с молодежной политикой, обеспечением прав несовершеннолетних, борьбой с подростковой преступностью;

Органы опеки и попечительства над несовершеннолетними;

Ювенальные органы следствия и дознания, комитеты по делам семьи и несовершеннолетних;

Воспитательные колонии и другие учреждения длительной изоляции несовершеннолетних правонарушителей.

Обе указанные точки зрения на ювенальную юстицию не противоречат друг другу и в целом дополняют и развивают основные ее принципы и задачи.

Обобщая вышеизложенное, сформулируем понятие «ювенальная юстиция».

ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ – это система правосудия в отношении несовершеннолетних граждан, главным звеном которой является суд по делам несовершеннолетних, объединяющая вокруг данного суда разные службы правоохранительных органов, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также общественных правоохранительных органов.

Несовершеннолетние являются одной из наиболее криминально пораженных и наименее социально защищенных категорий населения, которая нуждается в обеспечении специальной повышенной правовой защиты.

Специфика преступности несовершеннолетних зависит от особенностей их социально-психологического развития: недостаточного уровня социализации, физической и психической незрелости, подверженности влиянию со стороны взрослых и неформальных лидеров среди подростков. По сравнению с взрослым несовершеннолетний обладает неполной дееспособностью, ограниченной свободой в передвижении, хранении и распоряжении своим имуществом.

Особенности несовершеннолетнего возраста, в свою очередь, обусловливают обязательное участие в осуществлении правосудия для несовершеннолетних специалистов в области психологии и педагогики детского и подросткового возраста, медицины, психиатрии и ряда других отраслей науки, а также особые требования к судьям, специализирующимся по делам несовершеннолетних, что является одним из принципиальных отличий ювенального суда от общеуголовного.

Важнейшей особенностью ювенального правосудия является то, что оно рассматривает ребенка не как объект репрессий, а как субъект реабилитации. В связи с этим ювенальная юстиция предусматривает особые меры по отношению к несовершеннолетнему, в том числе и прямо установленные законодательством, с тем чтобы судебное решение, будучи вынесенным в отношении ребенка, зачастую не понимающего смысла содеянного и самого судебного решения, не оказало бы негативного влияния на процесс социализации и тем самым не содействовало бы росту преступности.

Принцип нацеленности на социализацию несовершеннолетнего имеет особое значение и характерен именно для ювенальной юстиции, поскольку ребенок – это человек в стадии социализации и его личность представляет особую ценность для общества.

Перед государством стоит задача обеспечить совершенствование межведомственной координации органов и служб профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав, установление эффективных механизмов взаимодействия данных органов и служб с судами, рассматривающими дела о преступлениях, формирование системы правосудия в отношении несовершеннолетних, соответствующей общепризнанным принципам и нормам международного права.

Организацией Объединенных Наций принято четыре документа, непосредственно затрагивающих вопросы предупреждения детской преступности и отправления правосудия в отношении несовершеннолетних и подготовки кадров для этого:

1) Конвенция о правах ребенка;

2) Минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г.;

3) Руководящие принципы для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (принятые в Эр-Рияде) 1990 г.;

4) Правила защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 г.

В этих актах международного права сформулирована политика обращения с несовершеннолетними, совершающими правонарушения, включающая в себя в качестве структурных элементов:

Профилактические меры;

Социальную реинтеграцию;

Обеспечение гарантий соблюдения прав человека в отношении несовершеннолетних правонарушителей;

Применение мер, альтернативных лишению свободы;

Осуществление ареста, задержания или лишения свободы ребенка лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого периода времени;

Отказ от назначения наказания несовершеннолетним в виде смертной казни или пожизненного тюремного заключения.

Одним из главных положений указанных актов является положение о том, что первоочередная задача в работе с несовершеннолетними предупреждение правонарушений. Причем это положение связывается не только с детьми-правонарушителями, но и с детьми в целом.

Исторически сложившееся ОСОБОЕ НАЗНАЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ПРАВОСУДИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХвсегда определяло специфику ювенальной юстиции. Ювенальное правосудие изначально было ориентировано не на возмездие, а прежде всего – на обеспечение преимущества благополучия и интересов несовершеннолетнего, что всегда отличало ювенальную юстицию от общеуголовной.

В соответствии со ст. 3 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Россией в августе 1990 г., во всех действиях государственных, частных учреждений, административных и законодательных органов, предпринимаемых в отношении детей, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению их интересов.

В Преамбуле к Конвенции подчеркивается, что дети имеют право на особую защиту и помощь, что семья как основная ячейка общества является естественной средой для роста и благополучия всех ее членов, и особенно детей, – ей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности по воспитанию детей, тем самым исключив из жизни ребенка правонарушения.

В Минимальных стандартных правилах, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правилах) устанавливаются рекомендуемый возраст уголовной ответственности, цели правосудия в отношении несовершеннолетних, их права, необходимость обеспечения конфиденциальности рассмотрения дел несовершеннолетних, регламентируется процедура расследования и судебного разбирательства дел подростков; вынесения судебного решения и выбора мер воздействия на них, а также определяются стандарты обращения с правонарушителями в исправительных учреждениях и вне них.

В Руководящих принципах ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (принятых в Эр-Рияде) указывается на необходимость специализации законодательства по делам несовершеннолетних в целях осуществления и защиты их прав и благополучия; максимального использования предупредительно-коррекционных программ для несовершеннолетних до совершения преступления; целесообразности учреждения поста омбудсмена (уполномоченного по правам человека) для несовершеннолетних, который контролировал бы осуществление рекомендаций международных документов по защите прав несовершеннолетних.

В данном документе подчеркивается значение для предупреждения детской преступности фактора психологического свойства. Так, в принципе 6 отмечается, что следует максимально избегать употребления таких терминов, как «ребенок с отклонениями», «преступник», «потенциальный преступник», поскольку это создает устойчивую предпосылку для нежелательного поведения подростка. Отсюда следует необходимость использования всех возможных форм и видов профессиональной подготовки и повышения квалификации работников, занимающихся проблемами охраны прав несовершеннолетних.

Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, основаны на положении, в соответствии с которым лишение свободы несовершеннолетнего должно применяться в качестве крайней меры воздействия и в течение минимального необходимого времени. Оно должно ограничиваться исключительными случаями для выполнения приговора суда после осуждения за наиболее опасные виды правонарушений и с должным учетом сопутствующих условий и обстоятельств.

Становление ювенальной юстиции в России вызывает необходимость пересмотра существующего ранее карательного подхода в отношении несовершеннолетних правонарушителей и определения функций правосудия в отношении них в соответствии с международными правовыми стандартами.

Рассмотрим ряд ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ.

1. Одной из важнейших функций ювенальной юстиции является предупредительная функция, которая предполагает выявление и устранение причин и условий, способствующих социальной дезаптации, безнадзорности, беспризорности и преступности среди несовершеннолетних.

2. Воспитательная функция ювенальной юстиции на всем историческом пути развития данного института являлась характерной чертой правосудия, осуществляемого в отношении несовершеннолетних. При создании специального правосудия по делам несовершеннолетних воспитательная функция ювенальной юстиции была выделена одной из первых, поскольку главной особенностью несовершеннолетнего возраста является незавершенность физического и нравственного развития, подверженность воздействию внешних факторов.

3. Восстановительная функция ювенальной юстиции имеет два аспекта: восстанавливающий (в отношении нарушенных прав и интересов ребенка) и реабилитирующий (в отношении несовершеннолетнего правонарушителя). В ходе развития ювенальной юстиции на первый план выступил именно реабилитирующий аспект данной функции, заключающийся в том, что деятельность ювенальной юстиции направлена в первую очередь на восстановление социального благополучия и нормального развития в достойных жизненных условиях ребенка, нарушившего закон. Поскольку единственной причиной преступности несовершеннолетних считалось негативное воздействие условий жизни и воспитания, то преступление не рассматривалось само по себе, а являлось знаком нарушенных процессов социализации.

В противовес данной теории возникла идея так называемого восстановительного правосудия, которое в первую очередь направлено на защиту общества от противоправного поведения подростка. Ответственность несовершеннолетних выражалась не в наказании, а в необходимости осознать свою вину и возместить причиненный вред. В настоящее время в ряде стран (Норвегия, Австрия, Германия, Канада, Италия, Новая Зеландия) необходимость ресоциализации несовершеннолетнего и одновременно привлечения его к уголовной ответственности выразилась в программах восстановительного правосудия, которое направлено на защиту общества от преступности среди несовершеннолетних.

4. Охранительная функция ювенальной юстиции обусловлена необходимостью особой охраны прав и поддержания интересов несовершеннолетних как наименее защищенной в правовом, социальном и моральном плане группы населения. Эта незащищенность проявляется в том, что несовершеннолетние в силу своего возраста и психологических особенностей не всегда способны самостоятельно защитить свои права.

Огромное значение для защиты прав и законных интересов детей имеет неукоснительное выполнение специализированными судами по делам несовершеннолетних, всеми органами и организациями, содействующими работе этих судов, специфических принципов ювенальной юстиции, заложенных в рассмотренных ранее международных правовых актах.

К ОСНОВНЫМ СПЕЦИФИЧЕСКИМ ПРИНЦИПАМ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИотносятся следующие принципы:

1. Принцип преимущественно охранительной ориентации ювенальной юстиции.

Данный принцип имеет особенное значение, поскольку ювенальная юстиция создавалась и действует до настоящего времени преимущественно как уголовное правосудие, которое ассоциируется с уголовным преследованием, обвинением, осуждением, наказанием, но не с преимущественной защитой несовершеннолетних преступников.

Специальный охранительный правовой режим для несовершеннолетних может быть выражен в разных формах:

Прямой протекционизм (например, уменьшение только по факту несовершеннолетия на определенную часть размера наказания, указанного в УК РФ);

Преимущественное применение к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия;

Обеспечение обязательного участия защитника и законного представителя в рассмотрении дел несовершеннолетних. При этом для несовершеннолетнего в законодательстве необходимо предусмотреть возможность отказаться от адвоката, с которым не было достигнуто взаимопонимания, и пригласить другого адвоката. В законе должны быть также сформулированы «гарантии для несовершеннолетнего от потери им права на защиту его интересов» (конфликт с интересами законного представителя, неявка

законного представителя, отстранение законного представителя от участия в деле);

Дополнительная правовая защита отдельных групп несовершеннолетних (например, по российскому уголовно-процессуальному законодательству обязательно участие педагога в допросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста 14 лет);

Проведение закрытых заседаний суда по всем делам о преступлениях несовершеннолетних или преступных посягательств на них.

2. Принцип социальной насыщенности ювенальной юстиции.

Суть этого принципа – в широком использовании в судебном процессе по делам несовершеннолетних неюридических специальных знаний, направленных на изучение социальных условий жизни подростков, представших перед судом, социально-психологических признаков их личности.

Как известно, привлечение неюридических специальных познаний имеет место в любом судебном разбирательстве (заключение экспертов, участие специалистов). В рамках же ювенальной юстиции происходит социальное насыщение всего юридического процесса данными специализированных неюридических учреждений и служб ювенального профиля (медико-психологических, социально-психологических, социальных служб, консультационных центров). Перед указанными учреждениями суд может поставить вопрос и о выборе оптимальной для данной личности меры воздействия. Рассматриваемый принцип ювенальной юстиции органически связан с ювенальной криминологией, которая разрабатывает свои методы исследования причин преступности несовершеннолетних, изучения их личности именно на базе неюридических специальных познаний, которые затем использует ювенальная юстиция.

3. Принцип максимальной индивидуализации судопроизводства.

Данный принцип означает, что в центре всего судопроизводства находится личность несовершеннолетнего, а также причины и условия его правонарушения. В связи с этим концепция ювенальной юстиции предусматривает неформальный характер судопроизводства по делам несовершеннолетних. Без надлежащего применения принципа индивидуализации судопроизводства невозможно максимально реализовать в ходе процесса возрастную специфику подростка, преимущественно охранительный режим для него, использование судом рекомендаций неюридических служб для вынесения адекватного решения в отношении несовершеннолетнего.

4. Принцип судебной специализации.

Принцип судебной специализации означает необходимость рассмотрения дел несовершеннолетних специальным компетентным органом власти (п. 4 Пекинских правил).

В соответствии с международными нормами к компетентным органам власти относятся:

1) автономные специализированные судебные органы (Англия, Франция); коллегии и составы суда, действующие как часть общих судов (Германия), семейные суды, рассматривающие уголовные и гражданские дела с участием несовершеннолетних (Италия и Япония);

2) административные органы по делам несовершеннолетних, частично или полностью наделенные функциями суда, – комиссии, комитеты, советы (например, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в России, «семейные конференции» в Новой Зеландии и Австралии), которые либо полностью заменяют суд, либо функционируют наряду с ним как альтернативные органы.

Однако, несмотря на многообразие форм организации правосудия по делам несовершеннолетних в разных странах, все эти органы обязаны руководствоваться принципом судебной специализации, к основным аспектам которого относятся следующие:

1) производство по делам несовершеннолетних осуществляется специальным органом (ювенальным судом или иным альтернативным органом), в компетенцию которого входит исключительно рассмотрение дел несовершеннолетних;

2) подготовка всех работников ювенальной системы (судьи, адвокаты, прокуроры, полицейские, социальные работники) должна соответствовать следующим специальным требованиям, обеспечивающим профессиональный подход к делам несовершеннолетних:

Наличие жизненного опыта и практического опыта воспитательной работы;

Профессиональный опыт работы в ювенальной системе;

Специальное образование в области социологии, психологии, психиатрии, педагогики, криминологии;

Регулярное посещение курсов повышения квалификации;

Строгий конкурсный отбор.

В настоящее время международные органы уделяют значительное внимание соблюдению всеми государствами рекомендаций, изложенных в международных актах по вопросам защиты прав и законных интересов детей и подростков, а также основных принципов ювенальной юстиции, на основе которых строятся современные модели ювенального правосудия.

В Руководящих указаниях Генерального Секретаря ООН, изданных в сентябре 2008 г., подчеркивается, что цель подхода к правосудию в отношении детей состоит в том, чтобы дети, определяемые Конвенцией ООН о правах ребенка как все лица, не достигшие возраста 18 лет, получали лучшие услуги и были лучше защищены системами правосудия, в том числе секторами безопасности и социального обеспечения.

  • § 3. Проблемы и перспективы развития ювенальной юстиции и специализированных судов по делам несовершеннолетних в Российской Федерации
  • Раздел юриспруденции, который охватывает проблемы с законом у несовершеннолетних граждан, это и есть ювенальная юстиция. Что это такое сегодня сможет рассказать любой следователь или адвокат. С одной стороны, раздел занимается судами над малолетними преступниками, а с другой - защитой тех самых детей от посягательств со стороны взрослых. С первой частью все понятно. За свои действия каждый должен отвечать. А вот ювенальная юстиция в РФ, касающаяся защиты прав несовершеннолетних имеет множество нюансов.

    Исторические факты

    Особый статус несовершеннолетние преступники имели еще во времена Российской империи. Если рассматривать Уложения о наказаниях уголовных и исправительных от 1845 года, ответственность за деяния начиналась с семи лет. За проступки детей младшего возраста получали наказание родители. В декабре 1866 года Александром Вторым был утвержден закон о содержании несовершеннолетних преступников в специальных колониях с менее строгими условиями проживания. Ребята здесь могли обучаться и работать. Уже тогда мальчиков и девочек содержали отдельно.

    В Уголовном уложении от 1903 года возраст уголовной ответственности был изменен. Несовершеннолетние преступники могли понести наказание уже по достижении 10 лет. Кроме того, мальчики получили возможность пребывать послушниками в монастыре взамен наказания в колонии. Основы ювенальной юстиции в современном варианте активно развивались в начале XX столетия. Первый детский суд появился в 1910 году и просуществовал до Октябрьской революции. Однако во времена Первой мировой войны этот сегмент юриспруденции приостановил свое развитие.

    В 1922 году были усилены меры карательной уголовной ответственности. Согласно законодательству тех времен преступник в возрасте 16 лет нес такие же наказания, как и взрослый. Малолетнего преступника могли поместить в общую камеру колонии строгого режима. Не назначалась преступникам в возрасте младше 18 лет лишь высшая мера пресечения - расстрел.

    Как дела обстоят сегодня?

    Современная в РФ впервые была законодательно закреплена лишь в 1995 году. Тогда вышел Указ президента от 14.09.1995 года, в котором был утвержден план действий в интересах несовершеннолетних. В целях укрепления правовой защиты детей была разработана специальная система, которая и получила официальное название «ювенальная юстиция». Что это за раздел? Какие сферы жизнедеятельности он охватывает? На эти и многие другие вопросы изначально не было ответов у специалистов. Ведь понятия касались не только ответственности несовершеннолетних перед законом, но и защиты прав детей.

    В 1998 году был принят закон, касающийся основных гарантий прав ребенка в РФ. Впервые появилось понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». Сюда отнесли несовершеннолетних мальчиков и девочек, которые имеют отклонения в поведении, проживают в или терпят насилие от взрослых родственников. Наиболее активно в этом плане развивалась ювенальная юстиция в Москве. Социальные работники вели учет неблагополучных семей, следили за ребятами, чьи родители имеют проблемы с законом.

    Поворотным моментом в ювенальном правосудии России стало постановление Верховного суда от 14 февраля 2000 года. По его условиям несовершеннолетний преступник мог быть освобожден от уголовной ответственности, если удалось примириться с потерпевшим или его родственниками.

    В 2008 году были внесены изменения в Семейный кодекс. Появилась глава 22, которая описывает возможность изъятия детей из семей, находящихся в трудном жизненном положении. Если в течение определенного срока ситуация не меняется, малышей определяют в особые учреждения для устройства в новые семьи. Появилась также статья Уголовного кодекса, которая предусматривает ответственность родителей за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. То есть более глубоко охватывает возможность защиты ребенка ювенальная юстиция. Что это значит? Фактически практика домашних наказаний запрещается как семейным, так и Уголовным кодексами.

    На сегодняшний день имеются законопроекты, по которым модель ювенальной юстиции не должна сводиться лишь к созданию уголовных судов по делам несовершеннолетних. Специалисты утверждают, что должна быть создана особая система исполнения наказаний в отношении лиц, не достигших возраста 18 лет. Кроме того, более расширенно должны решаться вопросы в отношении ребят, лишенных родительского попечения. Взрослые могут быть лишены прав воспитания своих детей лишь в исключительных случаях.

    Отдельные проекты предполагают охват также и медицинских вопросов, касающихся планирования семьи и сексуального просвещения несовершеннолетних. Введение специального предмета в школах существенно поможет снизить преступность и рождаемость детей в семьях с тяжелой жизненной ситуацией.

    Нужна ли судебно-правовая реформа?

    Система органов несовершеннолетних сегодня работает не в полную силу. Не защищаются в полной мере также и права маленьких детей в семьях, которые попали в тяжелую жизненную ситуацию. За последние годы существенно ослабли устои семьи. Согласно социальным опросам, все больше ребят стремится проводить время в кругу друзей, а не своих родственников. Негативным образом на совершеннолетних влияют также и социальные сети. Снизились также и воспитательные обязанности общеобразовательных учреждений.

    Специалисты утверждают, что судебно-правовая реформа необходима. Изменения в первую очередь должны коснуться работы социальных служб. Должен быть налажен качественный учет детей, которые остались без попечения родителей. Проблема ювенальной юстиции в РФ - это в первую очередь глобальная недостача информации. В работу должны включаться также и образовательные учреждения. Учителям следует вести ежедневный учет детей на уроках. Причину отсутствия ученика обязательно следует выяснять.

    Ювенальная юстиция в Москве и других городах страны тесно взаимосвязана со всеми сферами жизнедеятельности. За последние годы существенно увеличилось количество родителей, которые жестоко обращаются с детьми. Не последнюю роль здесь играет экономический кризис. Многие, оставшись без работы, не имеют возможности прокормить семью. Результатом становится затянувшаяся депрессия. Морально истощенные взрослые начинают срывать свою злость на детях. Получается, что существенно снизить насилие в семьях поможет создание дополнительных рабочих мест. Экономическая стабильность - залог счастливой жизни граждан страны.

    Должна коснуться также контроля доступа детей к социальным сетям. В Интернете в открытом доступе существует немало информации, которая может травмировать слабую детскую психику. Если ограничить доступ несовершеннолетних к определенным сайтам, удастся снизить детскую агрессию. В результате уменьшится количество преступлений, совершаемых гражданами младше 18 лет.

    Комиссии по делам несовершеннолетних

    Основная проблема ювенальной юстиции в России заключается в несовершенстве отечественного законодательства. Проекты, которые касаются детей, требуют пристального внимания со стороны специалистов. Считается, что основным звеном ювенальной юстиции должны стать специальные комиссии по делам несовершеннолетних. Российская система существенно отличается от западной. В ряде стран созданы специальные судебные органы по делам несовершеннолетних. Именно эти органы решают судьбу малолетних преступников и отвечают за воспитание детей, которые остались без родительской опеки. В России же такие вопросы решает тот же орган, который работает со взрослыми гражданами.

    Сегодня в стране функционируют комиссии по делам несовершеннолетних, созданные еще в советские времена. Деятельность их основывается на действующих федеральных законах. Основной задачей органа является предупреждение беспризорности и противоправных действий несовершеннолетних, которые остались без внимания взрослых. Кроме того, сотрудники комиссий должны делать все, чтобы обеспечить защиту прав, а также интересов несовершеннолетних. Для ребят, которые оказались в трудной жизненной ситуации, проводится социально-педагогическая реабилитация.

    Работа комиссии по делам несовершеннолетних дает положительные результаты. Благодаря мониторингу удается выявить родителей, которые не справляются со своими обязанностями. Однако такая работа должна проводиться активнее. Взаимодействие социальных служб со школами и другими образовательными учреждениями позволит снизить уровень малолетней преступности, уменьшит количество несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    Основные позиции по формированию ювенальной юстиции

    Специалисты считают, что система, которая действует на сегодняшний день, должна быть полностью разрушена. Новый проект ювенальной юстиции должен быть внедрен в таком виде, как на Западе. При этом реформы следует проводить постепенно, в соответствии с российской действительностью. Международная ювенальная юстиция предусматривает взаимодействие различных сфер жизнедеятельности. Защитить несовершеннолетних удастся, если в работу будут включены не только социальные службы, но и образовательные учреждения, профсоюзы.

    Существуют также и противоположные позиции. Некоторые специалисты считают, что органы ювенальной юстиции не представляют никакой пользы для общества. Суды, органы опеки и другие структуры, которые действовали еще со времен СССР, вполне справляются со своими обязанностями. Существует мнение, что внедрение ювенальной юстиции в России - это избыточная мера. Все что нужно сделать - это приложить усилия к совершенствованию действующей системы. А полная замена структуры потребует немало финансовых, а также физических затрат.

    Не устраняет ювенальная юстиция. Что это, по своей сути? Это система наказаний малолетних преступников, а также защита прав детей перед родителями, которые не справляются со своими обязанностями. Но ведь в первую очередь должна проводиться просветительная работа о способах и методах воспитания. Если дети будут расти в любви и заботе, малолетняя преступность будет снижена в разы. Получается, что необходимо совершенствовать вовсе не систему наказаний. Основная роль должна уделяться обучению молодых родителей. А с этой задачей вполне могут справиться социальные службы.

    Неприятие ювенальной юстиции общественностью

    Внедрение первых принципов ювенальной юстиции в России вызвало бурю негативных мнений и высказываний. По мнению противников нововведений, западные нормы полностью противоречат национальной ментальности, духовности и традициям, которые складывались годами. В российском обществе считается, что ребенок должен с уважением относиться к родителям. Отцы и дети не должны быть на равных. Согласно же западным нормам, дети обладают теми же правами, что и родители. Специалисты считают, что это в итоге приводит к дестабилизации семьи, школы и общества в целом. Неправильно воспитанный ребенок более склонен к преступным деяниям.

    Против ювенальной юстиции западного образца выступают такие знаменитые деятели, такие как журналист актриса Екатерина Васильева, политконсультант Анатолий Вассерман. По мнению некоторых политических деятелей, ювенальные технологии склонны расколоть российскую общественность на два лагеря.

    Негативные результаты деятельности органов ювенальной юстиции

    В России уже были запущены пилотные проекты, касающиеся ювенальной юстиции. Они имели негативные результаты. В первую очередь это попирание прав родителей. В каждой семье используются свои методы воспитания. Согласно западным нормам ювенальной юстиции ребенок может самостоятельно решать, чем ему заниматься и как действовать в конкретной ситуации. При этом родители не могут ему запрещать. Такая ситуация крайне негативно сказывается на развитии незрелой личности.

    Привела к значительному увеличению дел по лишению родительских прав ювенальная юстиция. Как защищаться в такой ситуации, взрослые не всегда знают. Во многих случаях решение судом принимается не в пользу семьи. При этом страдают как взрослые, так и дети. Внедрение норм ювенальной юстиции приводит также и к увеличению количества случаев малолетней преступности. Хотя, казалось бы, должно быть наоборот. Ребенок, оставшись без родительского внимания, начинает совершать неправильные поступки.

    Полномочия ювенальных органов

    По мнению специалистов, негативные результаты были получены в связи с чрезмерным расширением полномочий органов, которые входят в состав ювенальной структуры (социальные работники, суды). Кроме того, неправильно трактуются права ребенка. К сожалению, в последнее время существенно возрастает неконтролируемое внедрение ювенальных органов в дела отдельных семей. Уже известны случаи, когда детей изымали из семей даже по абсурдному поводу. Ребенок при этом страдал в первую очередь.

    Согласно западным веяниям, ювенальные органы могут также диктовать родителям, как правильно воспитывать ребенка. Ведь именно в странах Европы считается, что маленький человек растет и развивается в социуме, а родители играют лишь второстепенную роль. Поэтому мама и папа гораздо меньше влияют на конкретного ребенка, нежели школьные психологи, учителя, врачи.

    Альтернативные реформы в ювенальной сфере

    Западная юриспруденция и ювенальная юстиция никак не может влиять на развитие Российского государства. Чтобы воспитать нормальное общество, следует лишь внести поправки в действующее семейное законодательство. Работа, связанная с защитой семьи и детства, должна быть направлена на уменьшение количества абортов, поддержку многодетных семей, помощь малышам, которые остались без родителей. Специальная комиссия должна быть создана в каждой школе. Социальные службы должны вести свою работу активно, но не агрессивно.

    Особое внимание должно уделяться детским исправительным учреждениям. Следует выяснять в первую очередь, почему ребенок пошел на преступление. Зачастую противозаконные деяния дети совершают под воздействием взрослых. Исправительные учреждения должны вести работу по перевоспитанию детей, обучению принципам морали и справедливости.

    Внедрение новых ювенальных принципов не может обойтись без экономических аспектов. Пристальное внимание должно уделяться финансированию малоимущих и многодетных семей. Поощрять следует также создателей приютов семейного типа. Если семья будет обеспечена качественным питанием, дети будут одеты и обуты, смогут отлично проводить летний отдых, вряд ли будет идти речь о малолетней преступности.

    Подведем итог

    Должна ли развиваться в России ювенальная юстиция? И дети, и родители только выиграют, если получат больше внимания со стороны государства. Однако внимание должно быть направлено на развитие семьи в целом. Агрессивные принципы ювенальной юстиции, используемые в некоторых западных странах, не подойдут для российского общества.

    Вопрос, казалось бы, простой. Однако однозначной позиции при ответе на него нет даже среди сторонников ювенальной юстиции. Их утверждения разнятся до противоположностей: от категоричного «никакой ювенальной юстиции в России нет» до не менее категоричного «что значит “вводить ли” ювенальную юстицию в России? Ничего “вводить” не надо. У нас она УЖЕ есть». Таким образом, вопрос становится нетривиальным. Для ответа на него проанализируем опыт последних лет с тем, чтобы понять, что конкретно сделано де-факто для внедрения ювенальной юстиции в России.

    Впервые термин «ювенальная юстиция» был введен в правовой оборот в России в сентябре 1995 г. в документе «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)», утвержденном Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942. В нем было предусмотрено создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних, создание правовой базы по профилактике безнадзорности и правонарушений подростков.

    В 1998 г. в России началось становление института уполномоченных по правам ребенка. В рамках проекта Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Министерства труда и социального развития РФ должности уполномоченных по правам ребенка были введены в Волгоградской, Калужской, Новгородской областях, городах Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

    В 2005 г. между детскими уполномоченными (омбудсменами) было подписано соглашение о взаимном сотрудничестве в интересах детей и создана Ассоциация уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ. Институт уполномоченных по правам ребенка активно развивается на уровне муниципальных образований, а также в образовательных учреждениях многих регионов.

    1 сентября 2009 г. Президент Д. Медведев подписал Указ «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка». Первым эту должность занял А. Головань, 30 декабря 2009 г. федеральным детским омбудсменом стал П. Астахов. Региональные уполномоченные по правам ребенка созданы практически во всех субъектах федерации.

    В декабре 2011 г. в рамках совершенствования законодательства об уполномоченном по правам ребенка произошло расширение прав омбудсмена в сфере получения сведений о детях-сиротах из баз данных. Кроме того, закон установил административную ответственность за воспрепятствование деятельности уполномоченного. В соответствии с новыми правилами, содержащиеся под стражей несовершеннолетние смогут обращаться к уполномоченному напрямую. Омбудсмен, в свою очередь, получает право беспрепятственно посещать учреждения и органы исполнения наказания, осуществлять общественный контроль учреждений системы исполнения наказаний, если в них содержатся несовершеннолетние или беременные женщины.

    Активная деятельность по введению в России механизмов ювенальной юстиции началась в 2000 г.

    Стали развивать пилотные проекты создания ювенальных судов в ряде регионов России. Одной из первых экспериментальных площадок стала Ростовская область в ходе реализации в 2001–2003 гг. проекта Программы Развития ООН в Российской Федерации (ПРООН) «Поддержка правосудия по делам несовершеннолетних».

    К 2011 г. в Российской Федерации элементы ювенальных технологий в своей работе используют суды общей юрисдикции Ростовской, Иркутской, Ленинградской, Брянской, Липецкой, Камчатской, Владимирской, Ивановской, Саратовской, Оренбургской, Волгоградской, Московской областей, Еврейской автономной области, Пермского края, республик Хакасия и Карелия, городов Санкт-Петербурга и Москвы. Судьи здесь рассматривают материалы в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также с учетом рекомендаций, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». В регионах, где суды с «ювенальным составом» не образованы, уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних рассматривают председатели или заместители председателей районных (городских) судов, наиболее опытные судьи, имеющие большой стаж работы и жизненный опыт. Связано это с незначительным количеством уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних. Тем не менее следует постоянно совершенствовать профессиональную квалификацию судей, рассматривающих данную категорию дел, повышать личную ответственность за выполнение требований законности, обоснованности, справедливости и мотивированности судебного решения.

    Объяснение народных выступлений против введения ювенальной юстиции связано с тем, что ситуация видится как наделение органов, осуществляющих защиту прав и интересов ребенка, чрезмерно широкими полномочиями, позволяющими под различными предлогами вмешиваться во внутренние дела семьи, проводить изъятие ребенка из семьи без учета интересов родителей, а также возможность через сращивание с ювенальной судебной системой поставить этот процесс на поток, решая на самом деле совсем иные задачи. Вмешательство органов по защите прав и интересов несовершеннолетних, наделенных, как не безосновательно считает общественность, чрезмерными полномочиями, в дела по воспитанию ребенка в семье и в дальнейшую социализацию никакого ожидаемого положительного эффекта не принесет, но может способствовать формированию извращенного сознания несовершеннолетнего и развития иных непрогнозируемых социально-правовых последствий.

    До сих пор термины «ювенальные технологии», «ювенальная юстиция», «отдельные элементы ювенальных технологий», «ювенальные суды» являются искусственными и не имеют ясного и единообразного содержания, что порождает бессодержательные дискуссии о необходимости их применения и вносит путаницу в судебную практику.

    В Москве и Московской области развитие институтов ювенальной юстиции получило широкое развитие посредством реализации социальных пилотных проектов различной направленности. В 2006 г. на территории Юго-Западного округа Москвы стартовали несколько пилотных проектов, реализуемых Российским благотворительным фондом «Нет алкоголизму и наркомании» («НАН»), в партнерстве с Префектурой ЮЗАО, Гагаринским, Черемушкинским и Зюзинским межрайонными судами, Управлением социальной защиты ЮЗАО и Уголовно-исполнительной инспекцией № 6.

    Проекты имеют наименования: «Отработка модели ключевого элемента ювенальных технологий – службы социального сопровождения несовершеннолетних в судах на территории ЮЗАО г. Москвы» и «Создание модели института пробации для несовершеннолетних правонарушителей на территории ЮЗАО г. Москвы». Целью первого проекта является отработка модели социального сопровождения несовершеннолетних, совершивших правонарушение, на стадии предсудебных процедур и судебного разбирательства для более полного анализа причин правонарушения, совершенного несовершеннолетним. Мероприятия направлены на выработку судебного решения, устраняющего причины асоциального поведения несовершеннолетнего, его социализацию и реабилитацию.

    Цель второго проекта – формирование модели пробации как комплекса социально-правовых технологий, обеспечивающих практическое взаимодействие государственных структур, призванных заниматься условно осужденными несовершеннолетними, и, с другой стороны, создание лечебно-реабилитационных и социально-психологических государственных и негосударственных ювенальных служб в целях создания условий ресоциализации и снижения уровня рецидивной преступности среди условно осужденных несовершеннолетних. В Саратовской области целью проекта является ознакомление работников судебной системы, правоохранительных органов и органов и учреждений системы профилактики с международно-правовыми стандартами в данной области, а также образование Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Саратовской области. Ее назначение – осуществлять ежемесячный сбор информации от муниципальных комиссий и ведомств, входящих в систему органов профилактики и проводить проверки в соответствии с направлением деятельности.

    В Санкт-Петербурге при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), Программы развития ООН в РФ (ПРООН), Программы поддержки правительства Франции и Швеции идет создание элементов ювенальной юстиции в рамках проекта «Поддержка осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних». Предполагается, что реформирование системы правосудия будет осуществляться по французской модели, в которой судья является важнейшим звеном профилактической работы с подростком. Причем судья занимается не только правонарушителями, но и детьми, попавшими в социально опасные ситуации еще до совершения противоправного деяния.

    Большая часть всей работы судьи проходит не в зале суда, а в кабинете.

    Именно там судья пытается наладить контакт с ребенком, а потом совместно с ним ищет пути выхода из сложившейся ситуации, прибегая к помощи различных социальных служб. К формальной судебной процедуре судья прибегает исключительно редко – только в самых крайних случаях, когда все иные возможности помочь исчерпаны. Предполагается, что результатом проекта станет разработка необходимого инструментария для организации социальной работы с несовершеннолетними в ходе досудебного разбирательства.

    Ставропольский край в вопросах воплощения отдельных институтов ювенальной юстиции пошел по пути создания системы реабилитационного пространства, восстановления и сохранения безопасной среды на уровне местного сообщества посредством привлечения молодежи, проживающей в микрорайоне, к социально полезной деятельности в рамках проекта «Остров безопасности». Проект реализуется Ставропольским региональным отделением российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании».

    В этом направлении были также сделаны шаги по усовершенствованию работы организаций и учреждений, занимающихся решением проблем детей и молодежи группы риска, для чего в рамках проекта «Седьмой континент» в Южном федеральном округе был создан общественно-государственный Центр ювенальных технологий «Дети Юга», осуществляющий подготовку национальных кадров для работы с данной целевой группой.

    В Брянской области стартовал региональный проект «Изучение и внедрение инновационных моделей ювенальных технологий с молодежью группы риска (МГР)». Базой для него стала лаборатория ювенальных технологий в Брянском филиале Московского психолого-социального института. Проект также реализуется Брянским региональным отделением Всероссийского фонда «Нет алкоголизму и наркомании». Целью проекта является организация и проведение коллективных исследований ювенальных технологий, подготовка аналитической информации, изучение международного опыта, проведение семинаров и круглых столов со специалистами, а также разработка рекомендаций для организаций и служб, участвующих в работе с несовершеннолетними из групп риска.

    Развитие институтов ювенальной юстиции в Волгоградской области основывается на том, что дети в семейных воспитательных группах накапливают позитивный социальный опыт, восполняют недостающий опыт семейной жизни с образцами построения конструктивных семейных взаимоотношений. Взрослые реализуют свой воспитательный потенциал, расширяя круг необходимых знаний и умений. Проект Волгоградской области опирается на системный подход к организации и сопровождению деятельности семейных воспитательных групп, взаимодействие специалистов по работе с семьей, органов опеки, здравоохранения и иных структур. Таким образом, проект Администрации Волгоградской области «Организация семейных воспитательных групп» преследует цель сформировать у детей и взрослых психологические механизмы адаптации и интеграции в области семейно-ролевых отношений.

    Одновременно Волгоградский областной суд в партнерстве с Администрацией Волгоградской области, Управлением судебного департамента при Верховном суде РФ в Волгоградской области выступил с инициативным проектом «Введение элементов ювенальной юстиции в судах Волгоградской области», направленным на распространение практики внедрения элементов ювенальной юстиции.

    В Кемеровской области при Департаменте образования создана Служба судебных психологов для несовершеннолетних в целях проведения эксперимента по совершенствованию государственной политики защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом. Среди направлений деятельности судебного психолога можно отметить изучение психологических особенностей личности несовершеннолетнего, социальных, семейных и педагогических факторов среды, оказавших влияние на мотив совершения им преступления, взаимодействие с правоохранительными органами, судами, адвокатурой, общественными организациями, учреждениями и службами органов исполнительной муниципальной власти.

    В Костромской области приняты областные программы, призванные решить вопросы профилактической работы с «трудными» подростками и несовершеннолетними правонарушителями. Это межведомственная комплексная программа «Интеграция детей и молодежи “группы риска” в социум», областная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и незаконному обороту в Костромской области» и др.

    В целях повышения уровня правосознания несовершеннолетних и внедрения элементов ювенальной восстановительной юстиции, а также проведения реабилитационной работы по индивидуальным программам в Кисловодске создан Межшкольный ювенальный центр на базе Кисловодского института экономики и права, ориентированный на организацию мобильной социальной работы с детьми и молодежью, оказавшейся в социально опасном положении.

    С апреля 2008 г. в Республике Марий Эл региональная общественная организация «Человек и Закон» совместно с Министерством внутренних дел по Республике Марий Эл приступили к реализации проекта «Соблюдение прав ребенка – будущее страны». Проект направлен на защиту прав детей, ставших жертвами преступлений и насилия, а также детей, вступивших в конфликт с законом. В ходе проекта планируется создание Центра помощи несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию, при поддержке Комиссии по делам несовершеннолетних, органов государственной власти, общественных объединений и представителей бизнеса.

    Цель работы центра – оказание юридической, психологической, социальной, гуманитарной, информационной помощи этим детям и их родителям, а также создание специальной экспериментальной комнаты при МВД по работе с детьми – жертвами преступления. Задачами проекта являются: просвещение сотрудников МВД по Марий Эл в области защиты прав несовершеннолетних правонарушителей, ознакомление их с новыми формами и методами работы, проведение круглых столов и семинаров с сотрудниками МВД по теме «Психологические особенности несовершеннолетних и необходимость соблюдения их прав».

    При обзоре опыта развития ювенальной юстиции в регионах обращает на себя внимание то обстоятельство, что законотворческая деятельность на местах носит фрагментарный характер, ограничивается лишь принятием нормативно-правовых актов, расширяющих сферы полномочий органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и номинацией различных проектов в молодежной и школьной среде.

    В то же время, при фактическом отказе от учета мнения родителей несовершеннолетних в вопросах развития, воспитания и образования, задача по созданию системы номинального обеспечения защиты прав и интересов несовершеннолетних отодвигается на второй план.

    Данное обстоятельство породило массу протестов в обществе в отношении развития институтов ювенальной юстиции в России.

    Как уже отмечалось, опыт работы в направлении развития системы ювенальной юстиции сложился в ряде регионов при проведении в период 1999-2005 гг. пилотных проектов Программы развития ООН «Поддержка осуществления правосудия по делам несовершеннолетних в Российской Федерации», «Развитие правосудия в отдельных регионах Российской Федерации». В ходе реализации этих проектов были созданы службы социальных работников в Ростовской и Саратовской областях, в Санкт-Петербурге. В ряде регионов, участвовавших в эксперименте, апробирование элементов ювенальных технологий не получило дальнейшего развития в связи с окончанием финансирования проектов. Например, в Нижегородской области, Республике Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Ингушетия.

    Основное содержание указанных проектов можно обозначить как сокращение уголовной репрессии и оказание судом помощи несовершеннолетнему правонарушителю в реабилитации и предупреждении рецидива, введение в качестве участника судебного процесса новой для России должности социального работника при суде. Он осуществляет социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних подсудимых в судебном процессе и обеспечивает психокоррекционное содержание судебных заседаний, готовит для суда доклад о личности несовершеннолетнего и условиях его жизни и воспитания. При установлении фактов нарушения прав несовершеннолетнего (на образование, трудоустройство, социальные пособия и т. п.) социальный работник готовит для судьи предложения о привлечении органов и служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних к участию в разрешении проблем подростка, устранению причин и условий совершения преступления, формированию реабилитационных профилактических программ.

    Параллельно идут процессы гуманизации уголовного законодательства в соответствии с канонами ювенальной юстиции. В 2000-х гг. в Уголовный кодекс РФ были внесены поправки, заложившие основу для изменения направленности правосудия в отношении несовершеннолетних. В соответствии с ч.2 ст.87 новой редакции Уголовного кодекса РФ, при решении судьбы ребенка в суде в первую очередь рассматривается возможность применения мер воспитательного воздействия, а затем уже назначается наказание. А при освобождении несовершеннолетнего от наказания предусматривается возможность помещения ребенка в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

    Был принят пакет законодательных актов, направленных на обеспечение прав детей не только в сфере осуществления правосудия, но и в других областях. […]В октябре 2009 г. Россия ратифицировала Европейскую социальную Хартию. 23 апреля 2009 г. Председатель Правительственной комиссии по профилактике правонарушений Р.Г. Нургалиев направил руководителю Администрации Президента РФ С.Е. Нарышкину письмо с ходатайством о подготовке пакета законопроектов, обеспечивающих создание ювенальной юстиции. В первую очередь речь шла о проекте федерального закона «Об основах системы ювенальной юстиции».

    В ст. 3 этого проекта прямо записано, что деятельность системы ювенальной юстиции и (или) ее институтов осуществляется не только в отношении детей, нуждающихся в защите, в первую очередь беспризорных и безнадзорных, детей, признанных потерпевшими, либо совершивших правонарушения, но и в отношении родителей и лиц, их заменяющих, ответственных за воспитание детей. Президент РФ дал поручение Правительству совместно с Верховным Судом и Генеральной прокуратурой рассмотреть обращение Р.Г. Нургалиева и выработать согласованный подход к решению вопросов создания в Российской Федерации судов, осуществляющих правосудие в отношении несовершеннолетних.

    6 августа 2009 г. Президиум Совета Судей Российской Федерации приниял постановление № 815 «О ювенальной юстиции в системе правосудия Российской Федерации» и создал Рабочую группу по созданию, развитию и мониторингу внедрения механизмов ювенальной юстиции в системе правосудия. Развивая тему внедрения элементов ювенальной юстиции, нельзя не остановиться на попытках повсеместного введения Паспорта здоровья школьника.

    Паспорт здоровья школьника, разработанный Министерством образования и науки Российской Федерации, - это комплексный документ, позволяющий собирать всю информацию о здоровье школьника, его физическом развитии, психоэмоциональном состоянии, данные о ежегодной диспансеризации, информацию о прививках и медицинских осмотрах и другие сведения. Разработчики заявляют, что проект по введению Паспортов здоровья школьников «должен способствовать формированию у молодого поколения ответственного отношения к своему здоровью.… А оценка состояния здоровья детей в каждом классе каждой школы позволит осуществлять мониторинг состояния здоровья детей в стране, вносить необходимые изменения в условия обучения, в организацию оздоровления и отдыха детей, чтобы эффективно обеспечивать сохранение и укрепление здоровья школьников, формировать у них культуру здорового и безопасного образа жизни».

    Однако, как представляется, ни о каком мониторинге данных в целях улучшения здоровья и социального положения школьников не может быть речи. Подробная информация, дающая яркую картину медико-социального состояния российских детей в каждом регионе, содержится как в отчетах Минздравсоцразвития, так и в текущей статистке Росстата, Минэкономразвития и других ведомств. Появление идеи «паспортизации» можно легко объяснить, если рассмотреть данную меру как одну из технологий формируемой ювенальной системы. В таком контексте личная информация школьников, безусловно, имеет высочайшую ценность, поскольку раскрывает весь внутренний мир семьи. В Паспорт здоровья вносятся подробные сведения о личности ребенка и членов его семьи за весь период обучения в школе, включая вредные привычки родителей и других членов семьи, подробную характеристику занимаемого жилого помещения с приложением фотографии или плана, показатели обучаемости учащегося, информация о предпочтениях, данные о материальном состоянии семьи, режиме питания, показатели развития ребенка.

    Скрупулезность и настойчивость инициаторов проекта по заполнению Паспорта здоровья представляется ни чем иным, как попыткой системного сбора максимально возможной информации о внутренних делах семьи,

    позволяющей изымать детей (основанием могут послужить бедность, стесненные жилищные условия, отсутствие работы, тяжелые заболевания, вредные привычки родителей и пр.) органами ювенальной юстиции. А при компьютерной обработке данных элементарно можно получить чуть ли не «географическую карту действий». Причем, из текста документа и сопровождающей информации невозможно сделать вывод, куда будут направляться собранные данные, не предусмотрены статус и ответственность лиц, задействованных в реализации проекта на местах.

    Таким образом, инициировать проверку «семейного благополучия» становится с каждым днем все проще, а с учетом системного подхода – это более чем реально в недалекой перспективе, что вызывает закономерные вопросы в части национальной безопасности страны. В российской современной практике есть масса случаев, когда досье на граждан (базы данных) «утекает» из правоохранительных органов на свободный рынок информационных продаж. Нужно ли сомневаться, что подробнейшая информация о российских семьях «утечет» к тем хорошо известным зарубежным центрам, которые мониторируют Россию с целью манипулировать и управлять ею в своих, а не российских интересах. Если зарубежные центры умудряются проводить социологические исследования даже в вооруженных силах России, то уж знание о семье – российской первооснове государства – им, конечно, нужно позарез для воздействия в целях ее как минимум радикальной мутации.

    Таким образом, при отсутствии законодательной базы в России тем не менее формируется устойчивая практика, аналогичная практике классической западной модели ювенальной юстиции. Нельзя сказать, что все без исключения привносимые порядки, процедуры и механизмы содержат негативный потенциал. Многие целесообразны и благотворны. Но достоверно диагностируется, что благими намерениями явно прикрывается внедрение разрушительных и контрпродуктивных порядков. Сам достаточно масштабный пилотный эксперимент показал, что баланс результатов пока что в пользу деструктивного итога. Не оценивать его и не корректировать, не фильтровать подходы далее представляется уже недопустимым.

    Тогда было предложено не применять стандартные наказания к лицам не достигшим совершеннолетия. То есть, изначально, суть ювенальной юстиции заключалась в защите несовершеннолетних нарушителей и создании особой политики рассмотрения судебных дел с участием несовершеннолетних нарушителей.

    Следующим этапом в становлении ювенальной юстиции в 1899 году, уже в другом городе США, был основан первый детский суд для работы с несовершеннолетними правонарушителями, а так же с беспризорными детьми.

    С 1908 года направление ювенальной юстиции стало активно развиваться в Великобритании, где был принят ряд законов о и молодежи.

    Следом, уже в 1914 году, на основании опыта США во Франции учредили первый ювенальный суд.

    В наше время, как результат развития, в мире выделяют 3 модели ювенальной юстиции :

    • англо-американская;
    • континентальная;
    • скандинавская.

    Понятие ювенальной юстиции. Или что такое «ювенальная юстиция»

    В результате исторического развития, сформировалось следующее официальное понятие о ювенальной юстиции:

    Ювенальная юстиция («ювенальная» – то есть для несовершеннолетних) - это специализированное направление работы государственных органов (суды, органы правопорядка, детские исправительные и другие учреждения), осуществляющих правосудие и профилактику по делам о преступлениях и правонарушениях, совершённых несовершеннолетними или против несовершеннолетних.

    В том числе, ювенальная юстиция отвечает за

    • профилактику детской преступности и преступлений против детей;
    • социально-психологическую реабилитацию несовершеннолетних, как совершивших преступление, так и несовершеннолетних жертв преступлений и правонарушений;
    • социальную защиту семьи и, в первую очередь, .

    Цель ювенальной юстиции

    Цель создания ювенальной юстиции заключается в выделении, защите и гарантии особых прав для несовершеннолетних, в том числе по отношению к взрослым, с целью защиты несовершеннолетних от любого насилия со стороны взрослых.

    Приоритетными для ювенальной юстиции, таким образом, являются права детей.

    Необходимость в ювенальной юстиции объясняется так:

    • ужасающий рост насилия в обществе связан с применением насилия к ребенку в раннем детстве;
    • ребенок – точно такой же человек, как и взрослый, и поэтому родители не имеют никакого права его наказывать.

    Задачи ювенальной юстиции

    Сторонники ювенальной юстиции борются за повсеместное внедрение следующих мер :

    • информирование детей об их правах и о том, что именно следует понимать под нарушением детских прав;
    • предоставление детям юридически и административно обеспеченного права подавать в суд на своих родителей, воспитателей, педагогов и прочих взрослых;
    • создание отдельного ведомства, которое возьмет на себя всю работу с детьми и подростками группы риска;
    • введение в школах омбудсменов – уполномоченных по правам ребенка, который бы следил за соблюдением прав детей;
    • введение обязательного доносительства для специалистов и организаций, так или иначе соприкасающихся с ребенком: врачей, учителей, воспитателей детских садов;
    • всяческое поощрение доносительства «мирных обывателей»: соседей, прохожих;
    • введение особой системы исполнения наказания в отношении несовершеннолетних с максимальным смягчением мер уголовного наказания для них;
    • отмена преимущественного права родителей на воспитание своих детей;
    • широкие полномочия социальным службам для контролирования исполнения родителями своих обязанностей, в том числе и по обращениям самих детей;
    • беспрепятственный доступ представителей ювенальной юстиции в каждую семью в любое время при малейшем подозрении на то, что к ребенку применяются наказания;
    • введение уголовного наказания для родителей за наказание своих детей и лишение их родительских прав;
    • упрощенное (без постановления суда) изъятие специальными службами ребенка из семьи и помещение его в приют или приемную семью;
    • снижение возраста получения паспорта до 14 лет, соответственное снижение «возраста половой неприкосновенности» в уголовном праве, а также возможность вступления в брак, возможность делать аборты без согласия и оповещения родителей;
    • разрешение определять социальные вопросы, связанные с несовершеннолетними, лишенными родительского попечения, в том числе и в случаях .

    Простым языком, задачи ювенальной юстиции сводятся не к тому, чтобы защитить и расширить перечень прав несовершеннолетних, а, скорее, к тому, чтобы отменить целый ряд прав взрослых, и даже ущемить оставшиеся права, тем самым подрывая семейный институт России, её уклады и традиции, формировавшиеся столетиями.

    Ювенальная юстиция в России

    В России работа по созданию ювенальной системы активно велась до 2010 года включительно.

    В тот же период был разработан проект Федерального закона «Об основах системы ювенальной юстиции» от 14.02.05. А в городе Ростов-На-Дону даже была разработана концепция внедрения ювенального суда.

    Разумеется, исходя из принципов и задач ювенальной юстиции, Русская Православная Церковь не поддерживает работу над реформированием существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Молодежное Яблоко напротив поддерживает введение ювенальной юстиции в России.

    Posted in , Tagged #

  • Похожие публикации