Все о профилактике и борьбе с вредителями и паразитами

Старообрядческое медное литье. Медные и бронзовые литые иконы, кресты, складни в жизни современного человека

Небольшого размера, порою совсем маленькие, а иногда величиной с человеческую ладошку или чуть больше: старинные крестики, складни и иконы из меди довольно часто встречаются нам в частных коллекциях, в музейных собраниях да или просто у кого-то на полке, в качестве наследства от бабушки. Несомненно, искусная работа этих икон так и притягивает к себе внимание, тщательная прорисовка образов рисует старообрядческие картины, скрывают какие-то непостижимые для нас тайны.

Литые иконы известны на Руси с XI века, т.е. с момента появления и распространения христианства. Естественно, что первоначально это были иконы, привезенные из Византии. На тот период, именно Византия являлась культурным центром православной религии. Уже впоследствии, особенно XIV-XIX века, меднолитая икона стала массово выпускаться на Руси. При этом выпуск меднолитой пластики был очень разнообразен, а ассортиментный ряд достаточно внушителен.

Среди прочих образцов творчества древнерусских мастеров, особого внимания заслуживает очень оригинальная иконка, получившая название змеевик. Этот нательный амулет можно рассматривать как некое связующее звено между славянским язычеством и пришедшим ему на смену православным культом.

По внешнему виду змеевик и представлял собой икону небольшого размера, на одной стороне которой изображались привычные православные святыни (крест или образ святого), но на обратной стороне прослеживалась явно языческая символика – переплетение змеиных тел. Стоит отметить, что медные амулеты-змеевики, конечно же, преобладали, но встречаются и аналогичные иконы, выполненные и из драгоценных металлов.

Особое распространение литые иконы получили на Руси в средние века. Их выпуск был налажен в Тверской, Московской, Новгородской и других землях. Чаще всего в качестве исходных моделей для отливки выступали старинные почитаемые иконы, но с течением времени стали все больше появляться и работы местных художников.

Складень с двадцатью клейма¬ми-сюжетами (народное на¬звание «утюг»), Россия, конец XVIII- начало XIX веков

Чаще всего иконы как продукт медного литья изготавливались прямоугольной формы, с несколько закругленными краями. Намного реже в коллекциях попадается меднолитая икона многоугольной и или круглой формы, но, тем не менее, такие экземпляры также изготавливались. Кроме икон, на Руси выпускались в большом количестве нательные кресты, киотные и наперстные кресты, складни. Также выпускались, так называемые, мощевики – кресты, состоящие из створок, которые служили небольшим тайником для святых мощей или других христианских реликвий.

Икона просечения «Чудо Георгия о змие», Россия, XVII век

Сюжеты, изображенные на иконах, самые разнообразные, естественно в рамках православной тематики. Стоит отметить, что меднолитая пластика изобилует сюжетами и старообрядческого содержания, и новой православной церкви. Естественно, что самыми распространенными сюжетами литых икон являются изображения Богоматери с младенцем, Распятия, Христоса, различных сцен Моления, чтимых Святых и т.п. Как правило, в оглавии меднолитых икон изготавливалась специальная петелька, через которую пропускался шнурок, и, соответственно, медный образ можно было повесить на шею или просто где-нибудь дома. Что характерно для икон более позднего выпуска (XIX век), что подобная петелька-дырочка всего лишь имитировалась, пропустить через нее шнурок было невозможно, так отсутствовало сквозное отверстие.

Одной из популярных разновидностей литых икон является складень . По сути, это складная икона, чаще всего, триптих. Их популярность объясняется достаточно просто, в сложенном состоянии складни не занимали много места, в большинстве случаев не превышали размеры обычной меднолитой иконы, тогда в разложенном состоянии – они представляли собой практически готовый походный иконостас. В стародавние времени человек в походе не всегда мог при необходимости посетить церковь. А дорога, как известно, полна опасностей и неожиданностей, да и длились путешествия порой неделями-месяцами. Обычная деревянная икона в дороге – лишний груз, да повредить-расколоть можно ненароком. А вот такие медные походные складни были очень удобны, да более устойчивы к дорожным тяготам и невзгодам.

Но вот такая медная пластика на Руси не ограничивалась набором стандартных икон и крестиков для христиан. В этом медном разнообразие нашлось место для специального товара – кресты и особые иконы, применяемые священнослужителями. Эти иконы назывались панагии , они имели круглую форму и на их поверхности обязательно изображался образ Пресвятой Богородицы (в переводе с греческого «Панагия» переводится как «Всесвятая»).

Медно литье на Руси не стояло на месте и в плане оформления. В конце XVII века Руси стало появляться все больше меднолитых изделий, связанных с духовной жизнью простого народа. Многие из этих вещей имели огромный вклад в истории и теперь представлены в крупнейших государственных собраниях.

Меднолитые иконы после раскола церкви

В конце XVII века история России пополнилась еще одним величайшим событием. В 1666-1667 голах произошел раскол русской православной церкви. Данное событие затронуло все аспекты жизни русского общества того времени. Не обошло стороной оно и меднолитейный промысел.

Эта реформа проводилась под руководством патриарха Никона и преследовала цель привести к единому виду все церковные атрибуты (книги, иконы, календари), в соответствии с древнейшей византийской традицией. Православные священники понимали, что более чем за 500-летнюю историю существования русской церкви, скопилось огромное количество различных трактовок, несоответствий и искажений в церковной иконографии, литературе и практике. Причин для возникновения подобных искажений было множество, но наиболее вероятная и серьезная – это тот факт, что книги испокон веков переписывались вручную. Ошибки накапливались от переписчика к переписчику, подобно снежному кому. Были это и случайные опечатки, и намеренные изменения. Реформа продвигалась с большим трудом, поскольку кроме последователей, обрела и недоброжелателей. Фактически православный народ раскололся на два лагеря, и каждый лагерь чтил именно своих единомышленников настоящим хранителем церковных традиций. Последователи старых традиций получили название старообрядцы, а церковь – старообрядческой.

XVIII век ознаменовался еще одним событием – церковь была официальна включена в систему государства. С этого момента последователи старообрядческих традиций стали получать повсеместное ограничение и со стороны действующего законодательства. В частности, была предпринята попытка уничтожить существующие иконы и запретить производство новых — с изображением «двуперстного крещения». По всей стране была объявлена охота за «неискусными» и «неправильными» образами. В 1723 году и того хуже, выпускается указ, который вообще запрещает производить металлические иконы.

Икона «Святой Николай Чудотворец», Россия, XVII век

Естественно, как и прочие законы в России, на практике этот указ не исполнялся, но, тем не менее, отношение народа в XVIII-XIX веках к меднолицым образам изменилось. Медная икона стала восприниматься как элемент старообрядческого вероисповедания.

При этом со стороны старообрядцев литые православные иконы получили еще большую поддержку. Медное литье было легко тиражировать, имея под рукой хотя бы одну матрицу. Каждая отдельная икона, по сути, и могла стать моделью для изготовления последующих образов. Металлические иконы было просто сохранять и передавать из поколения в поколение, поэтому они стали восприниматься как символ вечности. Символ истинной старой веры.

Стоит отметить, что старообрядцы действительно сберегли, многие памятники истории, в том числе и особенно редкие уникальные меднолитые иконы. Они ни насколько не приостанавливали выпуск и производство металлических образов, и даже можно сказать больше, что все новоделы воспринимались ими как истинные иконы, древние, единственное верные. Тем более, что все новоделы делались по образу старых, с соблюдением всех традиций изготовления и оформления. А поскольку народ в своем большинстве старается чтить старые дедовские традиции, медная металлопластика получила широкое распространение далеко за пределами старообрядческих общин.

Змеевик «Черниговская гривна Владимира Мономаха»

В XVIII-XIX века в России получила бурное развитие металлургическая промышленность, что также немало способствовало популяризации меднолитых образов. В первую очередь, на Урале – тогдашнем крупном центре металлургического производства. Производство металлической иконы вышло на новый уровень, получило массовый характер.

Немаловажную роль в повсеместном распространении меднолитой иконы сыграл и то факт, что старообрядческая среда всегда была богата на активных, богатых и известных людей – приверженцев старой веры. К их числу можно отнести такие знаменитые фамилии, как Гучковы, Демидовы, Морозовы, Рябушинские, Третьяковы и многие другие. Литые образа, которые изготавливались в так называемых «медницах», благодаря покровительству сильных мира сего дошли и до наших дней и представляют собой настоящие шедевры художественной и технической мысли того времени. Для иконы того периода, как правило, характерно наличие тончайшей работы мастера, искусное серебрение или золочение, применение разноцветной эмали.

Медные образа с эмалью

Икона «Преподобный Нифонт Прогонитель бесов», Россия, XIX век

Металлическая икона, покрытая эмалью, известна на Руси с XVII века. Особенность русской техники заключается в том, что эмаль на иконе не создает изображения, служит лишь фоном для него. По сути, эмаль — это раскраска для меднолитого рельефа. Довольно часто можно встретить две одинаковые иконы, выполненные по одной матрице, но при этом одна покрыта эмалью, а другая – нет.

Особенно прославился в этом отношении XVIII век, как говорили тогда, мастера умели «финифть наводить». Особенную славу в этом направлении получила икона, выполненная мастерами Выговской обители в Поморье. География расположения и распространения меднолитой индустрии того времени поистине уникальна: река Выг – Верхняя Кама – Урал – Сибирь – Москва – Прибалтика. Из Москвы контакты между меднолитыми центрами распространялись на Припять, в Поволжье, в Мстёру, в Гуслицы; из Стародуба и Ветки – в Забайкалье и на Алтай. Современные ученые-историки по типу эмали могут достаточно легко определить, где была изготовлена та или иная икона.

Выговская обитель

Вторая половина XIX века представляет нашему вниманию новые, изумительные по рисунку и оформлению, литые изделия: кресты, складни, иконы. Эти изделия выглядят уже намного профессиональнее, имеют четкий рисунок и проработанный рельеф, все надписи исполнены более красиво. Несмотря на то, что среди народа старообрядческий образ жизни характеризуется как аскетический, мрачный, сдержанный, новые иконы из меди вызывают чувство радости и ликования.

Производство столь высокохудожественных изделий было возможно только в крупных промышленных центрах и требовало к себе особо пристального внимания. Как уже говорилось выше, одним из таких центров являлась Выговская обитель (Данилов монастырь на реке Выге, в Поморье). Именно «медница» этого предприятия получила всероссийскую известность в производстве металлопластики. Среди изделий Выговской обители особое внимание притягивает к себе их знаменитый складень из четырех створок, который в народе получил столь непритязательное название «утюг ». Такому названию складень обязан сходству внешних форм и немалому весу. Его створки имеют прямоугольную форму, навершие – килевидное. Створы соединяются меж собой трубчатыми петлями, в которые вставляется стальной стержень. Крайние боковые створы собираются в первую очередь, они ложатся внутрь, а только потом складень захлопывается наподобие книги. Размер «утюга» примерно с крупную мужскую ладонь. Внутри же представлен целый иконостас, из двенадцати небольших клейм. Каждое клеймо – это отдельное изображение, многофигурная композиция. Чаще всего на клеймах изображены Двунадесятые праздники и поклонение известным иконам.

Меднолитые иконы на Выге изготавливались исключительно чистыми, без огрехов и ошибок, с чистым рисунком. Готовая икона не требовала дополнительной прочеканки для придания четкости изображению. Надписи, лики, мелкие детали отливались сразу. Нередко орнаментом или рисунком украшались и оборотные стороны складней. Чаще всего там изображали Голгофу в обрамлении. Ученые-историки считают, что именно на Выге в XVII столетии был создан уникальный образец иконографии – складень с 20 клеймами. К сожалению, автор этой композиции нам неизвестен, но тот факт, что он был необычайно талантлив и являлся профессионалом высшей категории не вызывает никаких сомнений. Подобные ему мастера успешно трудились в Оружейной палате, в Московском печатном дворе или патриаршем дворе. Также, к сожалению, до сих пор не обнаружен исходный оригинал этого складня. Кроме этого в Поморье изготавливали и иконы в стиле старейшей Новгородской иконографии. Наиболее почитаемые из них Георгий Победоносец, Никита Бесогон, Чудотворец Никола, Параскева Пятницы и др. Как правило, подобная икона не украшалась многоцветной эмалью или золочением.

С течением времени, с начала XIX столетия, меднолитая иконка стала все реже украшаться пестрой эмалью. Икона позднего периода работы выговских или поморских мастеров чаще украшалась эмалью одного цвета. Предпочтение отдавалось голубому, синему кобальтовому, значительно реже – белому цвету.

Полная палитра эмали стала снова использоваться в полную силу лишь в конце XIX столетия. Но это уже были другие мастера, другие школы, другие центры. Меднолитой промысел Севера к этому моменту практически полностью угас.

На данный момент специального исследования, посвященного старообрядческому медному литью в Коми крае нет. В 1996 году была опубликована статья Н.Н.Чесноковой (1996), которая предлагает использовать литьё как один из источников по истории формирования этноконфессиональных групп Припечорья. На территории Коми края медное литьё получило широкое распространение в среде как русских, так и коми старообрядцев, проживающих в низовьях Вашки, верховьях Вычегды, на средней и верхней Печоре. В настоящее время нет информации о существование местного центра производства. Единственное упоминание о литье икон на верхней Печоре встречающеся в отчёте Ю.В.Гагарина (Научный отчет 1967), каких-либо подтверждений не имеет.

Сейчас большинство жителей старообрядческихсел не считает себя староверами: «Мы не староверы, мы — мирские, староверы это те, кто из отдельной посуды ест». Устаниовить каких идеологических принципов придерживались верхневычегодские старообрядцы в настоящий момент установить сложно, представлений о толках и согласиях они не имееют, схожую ситуацию можно наблюдать и в других районах. Коми староверы Вашки и Верхней Вычегды считают, что, литьё (кöрт öбраз, ыргöн öбраз) обладает большей благодатью, чем писанные образа; на бытовом уровне объясняют его больше практичностью. На удоре говорят, что металлические образа настоящие, их привозили (ваема тор), делали знающие люди, а писанные -местного производства (ас карöм) (полевые материалы автора 1999).

Литые предметы используются в обрядах, сопровождающих рождение и первые годы жизни ребёнка: при крещении образком освящается вода в купели, крест-распятие кладут в колыбель младенцу, что связано с традиционными представлениями о кресте, как обереге. В свадебной обрядности, складни, образа принято давать в приданое; несмотря на существующий запрет, в ряде случаев разбирают складни, чтобы дочь унесла с собой в дом мужа. Обязательным является наличие литья в похоронной обрядности: в момент положения тела в гроб, при поминании умерших,литые образки и кресты врезаются в намогильные памятники (сейчас не врезают, а приносят с собой на кладбище). Литые иконы, складни, кресты используются для освящение воды во время церковных праздников.

В народной среде существует определенная классификация литья: деление на женские и мужские (по сюжетам, месту хранения — в шевносе уд., инь пов ввч.), личные и выставленные в божнице, мирские и «староверские» (не отличались по изображениям) (полевые материалы автора 1999).
Медное литьё, иное по иконографии, сюжетам используется в аналогичных целях русскими староверами Нижней Печоры; среди коми нестарообрядцев оно менее распространено, что позволяет говорить о литье как специфической черте культуры староверов. Учитывая роль литья в обрядах, особенности проведения которых определяют конфессиональную принадлежность, круг предметов не может быть случайным.
Основываясь на иконографических, технологических различиях можно определить, к какому согласию принадлежал владелец, проследить контакты коми староверов со старообрядческими общинами других регионов, а так же связи между общинами внутри республики, более точно определить ареалы распространениястарообрядчества.

Удора (дд. Коптюга, Муфтюга, Вильгорт, Острово, сс. Чупрово, Пучкома, Важгорт). Преобладает поморское литье XIX века, присутствуют изделия московсого производства (Преображенка). Следует отметить наличие литья, относящегося к центрально-русской традиции (Гуслицы), предположительно датируемого XVIII веком, это не только образки и складни, но и кресты, имеющие титло»I.H.Ц.H.», подобные предметы встречаются реже, малочислены (с. Чупрово, Коптюга, Острово).
Считают, что удорские староверы были филипповцами, с 60-х годов XIX века появились скрытники, наличие гуслицкого литья, причём, как правило, более раннего позволяет предположить, что здесь проживали сторонники других толков. О проживании в д. Кирик двух поповцев, сообщает Гагарин Ю.В. (1980). Известно, что гуслицкое литьё было в ходу у староверов — поповцев, а так же то, что кресты с титлой принимали федосеевцы (после 1751 года отделившиеся от них «титловцы»).
Староверы Удоры поддерживали контакты с Поморьем, Москвой, Усть-Цильмой (Гагарин Ю.В. 1973).
Преобладание поморского литья позволяет говорить об относительно однородной конфессиональной принадлежности населения указанных деревень.


Усть-Куломский район. В старообрядческих селах Воч, Керчомья присутствует гуслицкое, центрально-русское литьё, большей частью XIX век; поморское, московское (Преображенка-?) литьё XIX века; встречаются экземпляры, датировать и атрибутировать которые затруднительно. Выявить преобладание одной традиции не удалось. Однако, можно назвать наиболее популярные сюжеты: Распятие и изображения Богородицы (сс. Керчомья, Воч). Во время похорон обязательно наличие литого образка на груди покойного, если мужчина, то это должно быть Распятие, если женщина- Богородица (полевые дневники автора 1999). Что подтверждает информацию о проживание в этих селах стороников спасовского (т.н. глухая нетовщина) согласия. Считают, что спасовское медное литье можно отличить по тому, что на оглавии непременно помещался Нерукотворный Образ, и были распространены только 2 вида икон: образы Спасителя и Богородицы (Старообрядчество, 1996).
Медное литье зафиксировано в с. Деревянск — 7 предметов, д. Канава, д. Ваполка- по одному. 6 (образки, складни, крест) определены как гуслицкое литье (большая часть имеет прямоугольное навершие «Спас на убрусе»), 2 складня- поморское (московское-?). В Деревянске литье было изъято из церкви в 20-е годы, в д. Ваполка складень был найден в заброшенном доме.
Учитывая торговые связи с Чердынью, контакты с населением верхней Печоры, можно предположить, что на верхней Вычегде проживали представители других согласий, возможно, поморского, о чём свидетаельствует и распространение поморского литья (кресты, складни). Бытование гуслицких крестов и складней XIX века, позволяет предположить, что в этом районе жили староверы-поповцы.

Повычегодье. Из 35 предметов 15 были приобретены в г. Сыктывкаре; 6 — в Сысольском районе(с.Пыелдино); 3 — в Сыктывдинском (с.Палевицы,с.Зеленец); по 2 — в Койгородском, Усть-Вымском, откуда поступили другие неизвестно. Представлено литье разных центров: поморское, московское, гуслицкое. Это складни, иконы, образки, кресты, датируемые XIX веком.

Научный архив Коми Научного Центра Уральского Отделения РАН
Фонд 1, оп. 13, дело 159. Научный отчет этнографической экспедиции 1967 г. в Троицко-Печорский район Коми АССР

В произведении А. С. Пушкина «Медный всадник» Евгений - один из центральных персонажей. Этот герой является своеобразным обобщением, порождением «петербургской» эпохи в отечественной истории. Его можно назвать «маленьким человеком» - ведь жизненные смыслы Евгения заключаются в простом человеческом счастье. Он желает обрести уютный дом, семью, благополучие.

Обобщенный образ

При подготовке характеристики Евгения из «Медного всадника» можно подчеркнуть, что А. С. Пушкин в своем произведении «Медный всадник» специально отказывается от присвоения Евгению какой-либо фамилии. Этим поэт стремится показать, что занять его место может абсолютно любой человек. В образе этого персонажа нашли свое отражение жизни многих тогдашних петербуржцев.

Смысл этого обобщения заключается в том, что Евгений в поэме является олицетворением народной массы, воплощением тех, кто оказался несчастным и обездоленным по вине правительства. В момент вспышки мятежа Евгений, пусть и на секунду, уравнивается с императором. Возвышение его происходит в тот момент, когда он, находясь среди бушующих волн, сидит «на мраморном звере верхом». В этом положении Евгений уравнивается в своих масштабах с великаном.

Противопоставление Петру

Продолжая давать характеристику Евгению из «Медного всадника», стоит отметить противопоставление героя императору. В сцене наводнения читатель видит Евгения сидящим за Медным всадником. Он сложил руки крест-накрест (здесь поэт проводит параллель с Наполеоном), однако у него нет шляпы. Евгений и всадник смотрят в одном направлении. Но их мысли заняты совершенно разными вещами. Петр вглядывается в историю - его не интересуют жизни отдельно взятых людей. А взгляд Евгения устремлен на дом его возлюбленной.

В характеристике Евгения из «Медного всадника» можно указать, что в лице Петра и Евгения великий русский поэт олицетворил два начала - безграничной человеческой слабости и точно такой же беспредельной мощи. В этом споре сам Пушкин становится на сторону Евгения. Ведь мятеж «маленького человека» против вмешательства в его жизнь вполне правомерен. И именно в этом мятеже читатель видит духовное пробуждение главного героя. Бунт является тем, что заставляет прозреть Евгения. Вина же «кумира» перед такими людьми трагична и не может быть искуплена. Ведь он покусился на самое ценное - свободу.

Кто ближе читателю?

В этом противопоставлении двух героев читатель видит их основное отличие, которое также дополнит характеристику Евгения из «Медного всадника». Герой наделен живым сердцем, он умеет переживать за другого человека. Он может печалиться и радоваться, смущаться и трепетать. Несмотря на то что Медный всадник предстает перед нами занятым размышлениями о жизнях людей, об их благоустройстве (здесь поэт имеет в виду и самого Евгения как будущего обитателя города), большую читательскую симпатию все-таки вызывает этот «маленький человек», а не «кумир».

Мечты Евгения

Бедность его не является пороком. С ней можно справиться, если упорно трудиться; тогда она станет временным явлением. Здоровье и молодость главного героя - это намек поэта на то, что пока что Евгений ничего другого не может предложить обществу. Он трудоустроен в чиновничьей конторе. Ему не очень нравится такая жизнь, однако он надеется на лучшее и готов работать долго и упорно, чтобы добиться благополучия. Точно так же дела обстоят и с квартирой, которую снимает Евгений в одном из дальних районов. Главный герой надеется на то, что и она будет сменена на лучший вариант.

В характеристике Евгения в поэме «Медный всадник» можно упомянуть и о его возлюбленной. Девушка Евгения по имени Параша - под стать ему. Она небогата и живет вместе со своей матерью на окраине города. Евгений любит девушку, мыслит свое будущее только с Парашей, связывая с ней все лучшие мечты. Но события, которые произошли в дальнейшем, разрушили планы «маленького человека». Река потопом накрыла домик Параши и ее матери, унесла их жизни. Из-за этого Евгений тронулся умом. Страдание его было неизмеримо. Он скитался по городу в одиночестве, две недели питаясь лишь теми подачками, которые давали ему бедняки.

Гибель Евгения

Утомленное сознание персонажа рисует ему бредовые картины - так продолжается поэма «Медный всадник». Характеристика Петра и Евгения может содержать описание момента гнева «маленького человека», обращенного на императора. Евгений начинает обвинять Медного всадника в том, что он основал город в таком месте. Ведь если бы Петр выбрал другую область для города, то жизнь Параши могла бы сложиться по-другому. И обвинения «маленького человека» настолько полны брани, что его воображение не выдерживает и оживляет памятник Петру. Он гонится всю ночь за Евгением. Тот засыпает под утро, изможденный от этой погони. Вскоре от горя главный герой погибает.

«Маленький человек» или герой?

Наводнение, которое превратилось для Евгения в личную трагедию, превращает его из простого человека в Героя поэмы «Медный всадник». Характеристика Евгения, кратко изложенная, может содержать в себе его описание в начале поэмы и преобразование по мере развития событий.

Сначала тихий и неприметный, он становится поистине романтическим персонажем. У него оказывается достаточно смелости, чтобы, рискуя собственной жизнью, отправиться в лодке через «волны страшные» к маленькому домику, находящемуся у самого Финского залива, где жила его возлюбленная. В поэме он лишается ума, а безумие, как известно, нередко сопровождает романтических героев.

Характеристика Евгения в поэме «Медный всадник»: амбивалентность персонажа

Этот пушкинский персонаж обладает амбивалентностью - с одной стороны, он мал и безлик; с другой - Евгений является единственным героем произведений поэта, который обладает рядом человеческих достоинств. Он вызывает у читателя сострадание, а в какой-то момент - даже восхищение. Несмотря на то что Евгений является простым обывателем, его отличают высокие нравственные качества. Этот бедный чиновник умеет любить, быть верным и человечным.

Характеристика героя Евгения в поэме «Медный всадник» была любопытна многим исследователям литературного наследия Пушкина. Некоторые из них, например Ю. Борев, видят в Евгении не меньшую тайну, чем в образе императора. Да, он «маленький» человек, частное лицо. Однако персонаж претендует на самоценность. В его мечтах немало высоких моментов. Безумие его можно назвать «высоким», ведь в нем герой выходит далеко за рамки обыденного сознания.

С помощью многих приемов великий русский поэт достигает сочетаемости двух противоположных образов - императора и мелкого чиновника. Ведь для Пушкина миры этих героев равнозначны.

В армяке с открытым воротом,

С обнаженной головой,

Медленно проходит городом

Дядя Влас - старик седой.

На груди икона медная:

Просит он на божий храм,-

Весь в веригах, обувь бедная,

На щеке глубокий шрам…

Н.А. Некрасов

Меднолитая пластика - кресты, иконы и складни - это крупное национальное явление русской художественной культуры. То совершенно особое отношение к медному литью, которое существовало в России на протяжении тысячелетия, за прошедшее столетие оказалось совершенно забытым в народной памяти.

Согласитесь, в нашем современном мире сверхскоростей совсем не осталось места вере в Бога. На сегодняшний день, для большинства людей, её заменили дорогие машины и деньги. Деньги превратились в культ. А ведь всего лишь сто лет назад, каждый русский православный христианин свой день начинал и заканчивал довольно с простого действия - молитвы, вознося её к Господу Богу, делясь с ним всеми своими горестями и радостями, что сейчас для современного человека кажется, мягко говоря, необычным.

Но не всё потеряно, духовность начинает возрождаться в современном обществе, ведь без нее невозможно возрождение России как великого государства. Иными словами, наша страна, как никогда прежде, нуждается в возрождении и укреплении незыблемых нравственных ценностей, в обращении к истокам, дабы укрепить духовную основу общества, действовать созидательно.

С чего начинается путь православного человека? Правильно - с крещения. От святого крещения и до смертного часа, каждый христианин должен носить на груди знак своей веры – нательный крест. Он является символом нашего спасения, оружием духовной борьбы, символом исповедания веры. Этот знак носится не поверх одежды, а на теле, поэтому крест и называется нательным. Именно поэтому, кресты представляют собой самый массовый и одновременно самый древний тип изделий меднолитой продукции. В современном мире, наиболее востребованы золотые и серебряные нательные крестики, а в давние времена они в большинстве своем были медные, и изготовить их из драгоценных металлов было весьма дорогим удовольствием. Медные крестики и поныне пользуются спросом, больше всего у старообрядцев. Какой нательный крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятого Спасителя и прочих образков? Вы сможете прочитать вот .

Также, до сих пор очень популярны киотные кресты, которые бытовали у наших предков. Они отличаются от нагрудных крестов бόльшими размерами и не имеют ушка для шейного шнура. Киотный крест помещается на специальных полочках (киотах) среди святых икон в красном углу или прикрепляется на косяк дверей жилища. Их, благодаря своим небольшим размерам, можно брать с собой в странствия, походы, поездки, для устроения временных алтарей.

Произведения из меди, в особенности нательные кресты и образки с рельефными изображениями, имели охранительную функцию, и почитались как святыни-обереги от злых духов, бедствий и болезней. Медь, по народному поверью обладала «магическими» свойствами. Отдельно хочется остановиться на теме двоеверия, ведь после Крещения Руси в 988 году, язычество сохранялось до 12 века, и только затем оно стало постепенно угасать. Уникальным символом этого времени является образок в форме медальона - змеевик, на котором с одной стороны изображался христианский святой, а с другой языческое змееобразное существо (именно поэтому он так и называется). В народной среде значение змеевика как оберега, сохранилось вплоть до XX века.

Очень интересна современная реплика змеевика с изображением Богоматери с младенцем. (Древняя Русь, XIII–XIV вв.), его можно приобрести в интернет-магазине . Изображение Богородицы на лицевой стороне змеевика символизирует победу над дьяволом и над всяким злом, по народным представлениям, только в ее образе не мог являться дьявол, и она всегда была надежной защитницей от дьявольской силы. Таким образом, особо подчеркивалось охранительное значение этих предметов.

«Образ чистый, достойный почитания»… Этими словами можно определить меднолитые иконы и кресты, созданные мастерами-старообрядцами на бескрайних просторах России – в скитах Поморья и мастерских Москвы, в селах Подмосковья и Поволжья, в потаенных кузницах на Урале и в Сибири – в течение неполных трехсот лет от конца XVII в. до начала XX в.

Новый период истории меднолитейного дела неразрывно связан со старообрядческим движением в России, когда во второй половине XVII в., после раскола в русской православной Церкви, противники реформы патриарха Никона вынуждены были спасаться от преследования властей, бежать из центра на отдаленные окраины, скрываться в лесах. В таких сложных условиях именно старообрядцы сохранили и продолжили древнерусские традиции медного литья. Постоянно перевозить на новое место большие храмовые иконы было затруднительно. Громоздкие иконы падали, трескались, ломались, красочный слой осыпался, их было трудно скрывать при постоянных обысках. Литые иконы оказались более подходящими к условиям постоянного странствования. Поэтому именно в беспоповских согласиях, главным образом у поморцев, происходит расцвет медного литья. Как бесценные реликвии древние меднолитые образки бережно вставлялись в рамы-киоты и вкладывались в деревянные живописные или резные складни.

Но старообрядцы не только сберегли древнерусское наследие, но и создали свою особую религиозную и духовную культуру. Меднолитые образа, «как прошедшие очищение огнем» и не руками «творенных» получили широкое почитание в народной среде. Разнообразие формы, иконографии, композиции и декоративного убранства, старообрядческих меднолитых крестов, икон и складней поражает. А горячие разноцветные эмали и огневое золочение усиливают их декоративность.

Большим спросом пользовались трехстворчатые складни «Деисус». Они отливались разных размеров - от маленького, дорожного, для ношения на груди до большого торжественного образа для молельни.

Именно в этот период получили свое рождение складни новых иконографических типов. Среди них - трехстворчатый складень «Деисус с избранными святыми», или, как его часто называют, «Девятка». Действительно, на складне представлены девять фигур. В среднике- Спас на престоле с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей, на левой створке изображены апостол Иоанн Богослов, святитель Никола Чудотворец и митрополит Филипп, на правой - Ангел-хранитель и преподобные Зосима и Савватий Соловецкие.

Также отдельно хочется отметить четырехстворчатый складень с изображением Двунадесятых праздников - так называемые «большие праздничные створы». Этот складень являющийся целым походным иконостасом, пользовался необычайной популярностью и не только среди старообрядцев. Все в этом меднолитом памятнике - и форма, и тщательность проработки миниатюрных клейм, и орнамент наружной стороны второй створы - свидетельствует о таланте и высоком мастерстве литейщиков знаменитой выговской «медницы».

Опорой земли Русской были и остаются святые, глубоко почитаемые народом. Подтверждением этому служат многочисленные меднолитые иконы и складни, к которым обращались со своими горестями и радостями, со словами молитвы русские люди на всей необъятной территории России... Почитание святых связано с понятием святости - центральным в истории спасения – и ее носителями. У истоков стоят святые мученики. Иисус Христос – величайший мученик. Григорий Богослов о подвиге мученичества говорил: «Прославляя память священномучеников, мы не просто участвуем в этом торжестве, мы участвуем в тайне мученичества, которое явили эти святые…» Самопожертвование в любые времена вызывало и вызывает у людей сочувствие, а мученичество поднимало личность на высоту святости.

Наиболее почитаемые и горячо любимые святые, как в России, так и во всем мире, были и остаются: Святитель Николай Чудотворец (ему молиться о заступничестве, замужестве, здравии и прочей помощи); Святой Никита, побивающий беса (помогает в учении, исцеляет, изгоняет бесов, помогает покаяться в грехах и освободиться от прельщений дьявола, в том числе и от пьянства); Святой Георгий Победоносец (он покровитель военных, земледельцев, животноводов); Святая Параскева Пятница (ей молятся о покровительстве семейному очагу; в супружеском бесплодии; о достойных женихах); Священномученик Антипа Пергамский (ему молятся об исцелении, в частности от зубных болезней); Святые Зосима и Савватий Соловецкие (являются покровителями пчеловодов, также им молятся о помощи на море от бури и потопления, о помощи на воде плавающим); Святой Сергий Радонежский (ему молятся о духовном здоровье детей и об их успехе в образовании); Святая Матрона Московская (ей молятся о беременности, здоровье, замужестве, зачатии, любви, выздоровлении, помощи); Святой Серафим Саровский (ему молятся о физическом и духовном исцелении).

Отдельно хочется выделить образ Богоматери - по всей Руси, в каждом доме как «к скорой помощнице и теплой заступнице» обращались и обращаются люди к Ней. Наиболее почитаемые иконы Богоматери Казанской, Федоровской, Тихвинской и Неопалимой Купины. «О прозрении ослепших очес» молят Богоматерь Казанскую. К Богоматери Федоровской обращаются с молитвой «об освобождении от труднаго рождения жен». «О сохранении здравия младенцев» просят Богоматерь Тихвинскую.

Русский народ считает Богоматерь Неопалимую Купину охранительницей от пожара и молнии. В народном быту иногда ходили вокруг горящего здания с этим образом Богоматери для скорого тушения пожара... Много было меднолитых икон и складней с почитаемыми изображениями Богоматери, но особенно любимы в народе образки и иконы Богоматери Всех скорбящих радость.

Небольшие медные образки и складни, удобные для перенесения, прочные и дешевые, довольно часто выполняли функцию оберега - они сопровождали владельца во время дальних поездок и путешествий. Часто подобные меднолитые предметы находили далеко за пределами Русской земли.

В годы советской власти производство меднолитой пластики прекратилось, создавались лишь кустарные и малотиражированные изделия. Но спустя 70 лет, благодаря продолжателям традиций русского медного литья, это искусство стало возрождаться. Современные мастера постарались воссоздать всё многообразие и былое великолепие медной пластики, придумывая новые изводы, а также дублируя старые, которые были созданы ранее и бытовали у наших предков. Поэзия искусства и металла получила вторую жизнь!

Интернет-магазин сайт предлагает Вам уникальную возможность приобщиться к одному из древнейших искусств – русскому художественному медному литью. Почувствовать дух истории через меднолитую пластику, которая была создана несколько сотен лет назад руками талантливых мастеров, и кто знает, может, таким образом, Вы сможете прийти к вере в Бога, как это было и прежде, у русского православного человека. Одна интереснейшая особенность - каждый, кто брал в руки медную икону или крест, испытывали какое-то необычайное внутреннее чувство, быть может, это связано с их чарующим великолепием, строгостью и одновременной мягкостью, которые привлекают и завораживают. А может быть, это чувство и есть та самая благодать Божия?

К сожалению, в нашем современном обществе, очень много людей, которые не верят в Бога. Но не стоит осуждать их, ибо «Не судите, да не судимы будете» (Матф.7,1-6). Подарите такому человеку образок или медную икону, например, с Николаем Чудотворцем. И посоветуйте ему обратиться с молитвой к Богу, когда будет трудный момент в его жизни, ведь «не бывает атеистов в окопах под огнём» - каждый человек рано или поздно приходит к вере, и пускай этот первый шаг будет сделан с помощью небольшой медной иконы подаренной Вами.

Знакомым и родственникам будет очень приятно получить медную икону в подарок к любому значимому событию. Такой оригинальный подарок оставит о вас долгую молитвенную память, ведь каждый раз обращаясь с молитвой к подаренной вами медной иконе, близкие люди будут вспоминать о вас с молитвой и сердечной теплотой. Медная или бронзовая икона со временем может стать настоящей семейной реликвией - частицей вечного, нематериального. Она может украсить ваш домашний иконостас, или станет замечательной «путевой» иконой, которая будет сопровождать Вас в путешествиях!

Сегодня наша жизнь стала все стремительней и быстрее. Большее количество времени мы проводим за рулем автомобиля. Чтобы в дороге не случилось неприятности или беды, все чаще люди прибегают к помощи чудодейственных помощников, то есть икон, оберегов, святых путеводителей. Иконы в машину – это своего рода наша защита и охрана в дороге за рулем, они оказывают чудодейственную помощь, дают возможность в пути обратиться к Богу, помолиться и попросить защиты. Медная икона благодаря своей недорогой стоимости, прочности и стойкости к выцветанию под воздействием солнечных лучей, будет идеальным подарком для автомобилиста.

В качестве эксклюзивного подарка мы готовы предложить Вам современную врезную ставротеку - иконостас. Современные врезные иконы делаются на заказ, из различных пород дерева-липы, дуба, сосны, бука, с учетом всех Ваших пожеланий. Все столярные работы производятся вручную, и можно с полной уверенностью сказать, что новая современная врезная икона будет существовать в единственном экземпляре! Это делает её поистине уникальной, и любому верующему человеку было бы приятно получить такой подарок.

Мы искренне верим в то, что благодаря нашему небольшому вкладу, духовность начнет возрождаться, ведь без нее невозможно возрождение великого государства Российского…

При полном или частичном копировании материалов с нашего сайта, активная ссылка на первоисточник обязательна!

Похожие публикации