Все о профилактике и борьбе с вредителями и паразитами

Топ самых мощных линкоров второй мировой войны. Боевые корабли времен второй мировой Лучший крейсер второй мировой войны

Линкоры Второй мировой войны не сыграли важной роли в ходе масштабных морских сражений, сотрясавших небеса над морями и океанами ровно шесть лет, с первого сентября 1939 по второе сентября 1945 года. Они не выполнили своей функции, не оправдали возлагавшихся на них больших надежд. А ведь на их постройку были потрачены огромные деньги, немалые средства расходовались и на их содержание. Судьба этих мнимых «хозяев моря», орудий несостоявшегося господства, очень поучительна, и может служить примером неверного расчета, неправильного прогнозирования грядущего характера стратегии и тактики и нерационального расходования экономических ресурсов.

Состояние морской тактической мысли в межвоенный период

С тех пор, как на морях гремели англо-голландские морские сражения, и до середины XX века в сознании командования флотов всего мира существовало и практически не менялось представление об идеальном корабле. Главный тактический прием сформировался тогда же, в XVII столетии, и состоял он в том, чтобы выстроить все силы в кильватерную колонну, а затем открыть огонь из всех стволов. Кто потопит больше вражеских единиц, тот и победил. Некоторое смятение в умы флотоводцев внесло в 1916 году Ютландское сражение, прошедшее по несколько иному сценарию. Выполняя энергичное маневрирование, немецкая эскадра причинила британским силам, обладавшим количественным и качественным превосходствам, существенный ущерб, понеся вдвое меньше потерь и «обыграв по очкам» (выражаясь спортивной терминологией) противника. Впрочем, о победном исходе битвы поспешили объявить и англичане, не потрудись произвести анализ своих, в общем-то, неудачных действий. А задуматься следовало. Возможно, тогда линкоры Второй мировой войны оказались бы более эффективным оружием в борьбе с фашизмом, или, по крайней мере, их было бы меньше, что высвободило бы ресурсы для других, более важных оборонных программ. Впрочем, правильных выводов не сделали и победители Ютланда, немцы. Они (по крайней мере, Гитлер и его непосредственное окружение) тоже считали мощь и размеры приоритетным фактором в одолении противника. Да и другие страны, которым предстояли тяжелые бои на морях и океанах, придерживались сходных взглядов. Все они ошибались.

Что такое линкор?

Вопрос нелишний, и для ответа на него следует вернуться к истории, к тем временам, когда корабли (тогда еще парусные, а позже и паровые) противников выстраивались в кильватерные порядки (то есть друг за другом), и гарантией победы было преимущество артиллерийского вооружения. Строй представлял собой прямую линию, это диктовалось главным принципом боя, иначе возникали бы помехи на линии огня, и мощь пушек не могла бы использоваться в полной мере. Корабли, обладавшие наибольшим числом орудий, выстроенных на палубах, получили определение «линейных». На русском флоте прижилось сокращение «линкор», состоящее из корней двух слов «линейный» и «корабль».

Паруса уступили место паровым двигателям и турбинам, но принцип и назначение большой артиллерийской плавучей батареи, защищенной броней и быстроходной, оставался неизменным. Сочетать все требуемые боевые качества можно было только при условии больших размеров. По этой причине линкоры Второй мировой войны имели чудовищное водоизмещение.

Линкоры и экономика

Кораблестроители тридцатых годов, выполняя заказы флотов и правительств, старались обеспечить их самым мощным и разрушительным в истории человечества оружием. Не каждая страна могла себе позволить иметь хоть один корабль этого класса, помимо оборонной функции он исполнял и роль престижного фетиша. Владея линкорами, государство утверждалось в собственной мощи и демонстрировало ее соседям. Сегодня обладатели ядерного оружия или авианосцев составляют некий особый клуб, доступ в который разрешен лишь некоторым странам с экономическим потенциалом соответствующего уровня. В тридцатые годы символом военного могущества служили линейные корабли. Такое приобретение, мало того, что стоило очень дорого, но еще требовало и дополнительных ассигнований на постоянное техническое обслуживание, содержание и обучение экипажей и инфраструктуры. В составе флотов присутствовали единицы, пережившие предыдущий глобальный конфликт, но спускались на воду и новые. Линкоры Второй мировой войны, то есть построенные в период с 1936 по 1945 год, являлись средоточием всех последних достижений технической мысли своего времени. Их наличие служило своеобразной гарантией новой всемирной бойни. Создавать столь мощное и дорогое оружие можно было лишь в том случае, если его предстоит применить, причем в самое ближайшее время. Иначе в нем нет смысла.

Сколько их было всего

За весь период, называемый предвоенным (на самом деле война уже шла, в Испании и на Дальнем Востоке, например), и все годы «горячей фазы» мирового конфликта наиболее развитые страны, стремящиеся утвердить или восстановить свое региональное (или мировое) доминирование построили двадцать семь единиц кораблей, относящихся к классу линейных.

Больше всего спустили на воду американцы, целых десять. Это свидетельствует о вполне серьезных намерениях США поддерживать уровень своего влияния в отдаленных районах Мирового океана, впрочем, без масштабного непосредственного участия сухопутных сил, на тот момент вполне скромных.

Второе место занимает Британия со своими пятью единицами. Тоже неплохо.

Германия, только что отвергшая условия Версаля, спустила на воду четыре.

Италия, претендовавшая во времена правления Дуче Муссолини на роль регионального средиземноморского лидера, смогла осилить три крупнотоннажные единицы. Такое же количество дредноутов успела произвести Франция.

Японские линкоры Второй мировой войны представлены двумя единицами серии «Ямато». Относительно по сравнению с другими участниками «клуба» небольшое количество императорский флот собирался компенсировать циклопическими размерами кораблей.

Приведенные цифры являются фактическими. Планы были куда обширнее.

Советские линкоры Второй мировой войны были заложены еще в царской России. Перед Мировой войной отечественный флот стремительно развивался, программа модернизации, запущенная тогда, стала основой для роста на долгие годы, уже после революции.

Линкоров было три: «Парижская коммуна» («Севастополь»), «Марат» («Петропавловск») и «Октябрьская революция» («Гангут»), все одного проекта. Они пережили лихолетье, хоть и с повреждениями, и служили некоторое время и после 1945 года. Тридцатилетний возраст для боевого корабля не считается преклонным, а в 1941-м им исполнилось как раз столько. Таким образом, СССР на момент вступления в войну, после нападения Германии, обладал тремя достаточно современными единицами кораблей линейного класса, доставшимися «по наследству» от царского режима. Но это не означает, что планов по усилению ВМФ у руководства СССР не было. Они были, и не только планы, но и вполне конкретные действия. Сталин готовил самый масштабный проект за всю историю отечественного кораблестроения.

Планы СССР

Согласно правительственной судостроительной программе, принятой в 1936 году, за семь ближайших лет советские верфи должны были спустить на воду ни много ни мало 533 флотские единицы. Из них линкоров - 24. Может быть, их строить собирались в соответствии с возможностями, поменьше и поскромнее, так сказать, в «эконом-варианте»? Нет, планируемое водоизмещение - 58,5 тыс. тонн. Бронирование - от 375 мм (пояс) до 420 (основание орудийных башен). Проект «А» (№ 23) рассчитывался с помощью американских инженеров, приглашенных в СССР в 1936 году с соответствующей оплатой труда. От итальянских специалистов, с которыми пробовали сотрудничать вначале, отказались, и не потому, что фашисты (это обстоятельство не помешало покупке «голубого крейсера»), они просто «не тянули» масштабности замысла. Орудия заказали заводу «Баррикады» (г. Сталинград). Девять гигантских пушек главного калибра 406-мм должны были стрелять снарядами по 11 центнеров каждый. Три бронепалубы. Поспорить с такой мощью могли только новейшие линкоры Японии периода Второй мировой войны, но о них никто тогда не знал, они были глубоко засекречены, и стали неприятным сюрпризом для американских ВМС в декабре 1941 года.

Почему планы не сбылись?

Линкор «Советский Союз» проекта «А» был заложен в Ленинграде заводом № 15 летом 1938 года, две единицы («Советская Белоруссия», «Советская Россия») начали строиться в Молотовске (сегодня этот город называется Северодвинском), еще одна - в Николаеве («Советская Украина»). Так что в прожектерстве и маниловщине И. В. Сталина упрекнуть никак нельзя, планы, поставленные партией, выполнялись неуклонно. Другой вопрос, что существовали объективные трудности, за которые, вполне возможно, субъективно ответили перед законом некоторые товарищи, не справившиеся с заданием. На момент германского нападения строящиеся корабли находились в разной степени готовности, но не более чем на пятую часть общего объема работ. Самые современные линкоры СССР Второй мировой войны так и не встали в боевой строй, послужив донорами для других важных оборонных программ. Использовались их орудия, броневые плиты, но сами они в море так и не вышли. Не хватило времени и опыта, отработка технологий заняла слишком долгий период.

А если бы успели?

И. В. Сталина часто упрекали (и продолжают это делать) в том, что он не подготовил страну к отражению немецкого нашествия. В чем-то эти претензии можно считать обоснованными. Однако, учитывая сложившуюся в первые месяцы гитлеровской агрессии обстановку, сегодня можно сделать вывод о том, что даже самые современные и большие советские линкоры Второй мировой войны не могли бы повлиять на ход боевых действий, происходивших преимущественно на сухопутном фронте. Уже летом 1941 года оперативный район Балтийского моря, в силу у его географической особенности (закрытости), был закрыт минными заграждениями и блокирован подводными силами кригсмарине. Бывшие в строю линкоры СССР периода Второй мировой войны использовались в качестве стационарных батарей, аналогичных береговым. Своими тяжелыми орудиями главного калибра они наносили наступающему врагу ущерб, но авиация и дальнобойная артиллерия преуспела в этом больше. К тому же выход в море такого огромного корабля сопряжен с огромным риском. Он, как магнит, привлекает к себе все силы противника, который успокаивается, только пустив его ко дну. Скорбным примером могут служить многие линкоры периода Второй мировой войны, ставшие стальной могилой для своих экипажей.

Немцы и их линейные корабли

Гигантоманией страдал не только Сталин, но и его главный оппонент, канцлер Германии. На немецкие линкоры Второй мировой войны он возлагал огромные надежды, их постройка обошлась слишком дорого, но именно они должны были сокрушить морскую мощь надменной Британии. Этого, однако, не случилось. После потери «Бисмарка» в 1941 году, расстрелянного превосходящим противником, к «Тирпицу» фюрер относился как к дорогому и породистому бойцовому псу, которого запускать в обычную собачью свалку жалко, а кормить приходится все равно, и его используют в качестве средства устрашения. Долгое время второй линкор досаждал англичанам, пока те не расправились с ним, разбомбив в безвестном норвежском фьорде красу и гордость кригсмарине.

Так упокоились на дне линкоры Германии. Во Второй мировой войне им досталась роль огромных зверей, затравленных сворой меньших, но более проворных хищников. Сходная судьба ожидала и многие другие корабли этого класса. Их потеря влекла огромные человеческие жертвы, они часто гибли вместе с экипажами в полном составе.

Япония

Кто построил самые большие и современные линкоры Второй мировой войны? Япония. «Ямато» и второй корабль серии, ставший последним, «Мусаси», имели титаническое водоизмещение (полное), превышающее 70 тыс. тонн. Эти гиганты были и вооружены самыми мощными орудиями главного калибра 460 мм. Броня также не знала равных - от 400 до 650 мм. Чтобы уничтожить такого монстра требовались десятки прямых попаданий торпед, авиабомб или артиллерийских снарядов. У американцев нашлись все эти смертоносные средства поражения в достаточном количестве, и обстоятельства сложились так, что они смогли их применить. Они были злы на японцев за Перл Харбор и жалости не ведали.

США

Линкоры США Второй мировой войны представлены кораблями различных проектов, в том числе и новейшими, спущенными на воду в период с 1941 по 1943 год. К ним в первую очередь относится класс «Айова», представленный, помимо головной единицы, еще тремя («Нью-Джерси», «Висконсин» и «Миссури»). На палубе одного из них, а именно «Миссури», была поставлена последняя точка в шестилетней мировой войне. Водоизмещение этих гигантских кораблей - 57,5 тыс. т, они обладали превосходными мореходными качествами, но для современного морского боя были, после появления ракетного оружия, практически непригодны, что не мешало применять их артиллерийскую мощь в карательных целях против стран, не имевших возможности эффективно им противостоять. Служили они долго, и воевали у разных побережий:

- «Нью Джерси» - у Вьетнамского и Ливанского.

- «Миссури» и «Висконсин» - у Иракского.

Сегодня все три последние линкоры США Второй мировой войны стоят у причалов и принимают посетителей-туристов.

Для полного понимая картины: линкор — класс тяжелых бронированных артиллерийских боевых кораблей водоизмещением от 20 до 70 тысяч тонн, длиной от 150 до 280 м, при калибре орудий главного калибра 280—460 мм, с экипажем в 1500—2800 человек.

Линкоры стали эволюционным развитием броненосцев второй половины XIX века. Но прежде, чем их потопили-списали-превратили в музеи, кораблям пришлось пережить многое. Об этом и поговорим.

Ришелье

  • Длина — 247,9 м
  • Водоизмещение — 47 тысяч тонн

Назван в честь знаменитого государственного деятеля Франции кардинала Ришелье. Строился с целью пресекать разбушевавшийся флот Италии. В реальном бою так и не побывал, если не считать участия в Сенегальской операции в 1940 году. Печаль: в 1968 году “Ришелье“ отправили на лом. Выжило только одно из его орудий — установили в порту Бреста в качестве памятника.

Источник: wikipedia.org

Бисмарк

  • Длина — 251 м
  • Водоизмещение — 51 тысяча тонн

Сошел с верфи в 1939 году. При спуске на воду присутствовал фюрер всея Третьего Рейха, сам Адольф Гитлер. Бисмарк — один из самых известных кораблей Второй мировой войны. Он геройски уничтожил английского флагмана, крейсер “Худ“. За это так же геройски и поплатился: на линкора устроили настоящую охоту, и таки выловили. В мае 1941 года британские кораблики и торпедоносцы с продолжительным боем Бисмарка потопили.


Источник: wikipedia.org

Тирпиц

  • Длина — 253,6 м
  • Водоизмещение — 53 тысячи тонн

Хоть второй самый большой линкор Нацистской Германии был спущен на воду в 1939-м, в реальных боях поучаствовать он практически не смог. Он своим присутствием просто держал связанными руки арктического конвоя СССР и британского флота. В 1944 году в результате авианалета Тирпица потопили. И то с помощью специальных сверхтяжелых бомб типа Tallboy.


Источник: wikipedia.org

Ямато

  • Длина — 263 м
  • Экипаж — 2500 человек

“Ямато“ — один из крупнейших линейных кораблей в мире и самое большое боевое судно в истории из когда-либо потопленных в морском сражении. До октября 1944 года практически не участвовал в боях. Так, “по мелочи“: обстреливал американские кораблишки.

6 апреля 1945 года вышел в очередной поход, цель — противостоять высадившимся на Окинаве войскам янки. В итоге 2 часа подряд “Ямато“ и другие японские судна были в аду — их обстреливали 227 американских палубных кораблей. Самый большой линкор Японии словил 23 попадания авиабомб и торпед → рванул носовой отсек → корабль затонул. Из экипажа выжило 269 человек, 3 тысячи моряков погибли.


Источник: wikipedia.org

Мусаси

  • Длина — 263 м
  • Водоизмещение — 72 тысячи тонн

Второй самый большой японский корабль времен Второй мировой. Спущен на воду в 1942 году. Судьба “Мусаси“ трагична:

  • первый поход — пробоина в носовой части (торпедная атака американской подлодки);
  • последний поход (октябрь 1944, в море Сибуян) — попал под атаку американских самолетов, словил 30 торпед и авиабомб;
  • вместе с судном погиб его капитан и более тысячи членов экипажа.

4 марта 2015 года, через 70 лет после гибели, затонувший “Мусаси“ в водах Сибуяна обнаружил американский миллионер Пол Аллен. Линкор покоился на глубине полутора километров.


Источник: wikipedia.org

Советский Союз

  • Длина — 269 м
  • Водоизмещение — 65 тысяч тонн

“Совки“ не строили линкоров. Попытались только один раз — в 1938 году начали закладывать “Советский Союз“ (линкор Проекта 23). К началу Великой Отечественной корабль был готов на 19%. Но немцы начали активно наступать, и страшно напугали советских политиканов. Последние дрожащими руками подписали указ об остановке строительства линкора, все силы кинули на штампование “тридцать-четверок“. После войны кораблик разобрали на металл.


Линкоры

В 1930-е гг. Япония, вынашивавшая планы неизбежного столкновения с США, втайне задумала создать три самых мощных линкора, которые внушили бы страх всем морским державам. Разработка этих суперкораблей была поручена императорскому военно-морскому техническому комитету «Кампон».

Всего за два с половиной года работы неутомимый «Кампон» представил на рассмотрение 22 (!) варианта проекта линейного корабля нового типа.

В марте 1937 г. проект корабля был одобрен, и уже в ноябре на военной судоверфи в Куре заложили головной корабль серии однотипных японских дредноутов - «Ямато».

«Ямато» был настоящим гигантом. При длине 263 м он имел водоизмещение 72 000 т и паровую машину с 12 котлами, позволявшую линкору развивать скорость до 27 узлов. Корабль был одет в мощную броню, толщина которой в некоторых местах достигала 406 мм. Кроме этого, корпус для обеспечения непотопляемости разделили на 1147 (!) водонепроницаемых отсеков. Судовая артиллерия калибром 460 мм стреляла 1450-килограммовыми снарядами, каждый из которых поражал цель на дистанции до 22,5 миль. Кроме разнокалиберных орудий общим количеством 61 корабль вооружили 6 самолетами.

Трио японских линкоров - «Ямато», «Мусаси» и «Синано» - превзошло по водоизмещению, скорости и вооружению не только корабли, имевшиеся к началу 1940-х гг. у США и других стран, но и все, что могло быть построено потенциальным противником в ближайшее десятилетие. Они казались совершенством. «Ямато» являлся флагманским кораблем японского флота. В одной из битв он затопил американский авианосец и три эскадренных миноносца. Казалось, что «Ямато» непобедим, но он все же был потоплен 7 апреля 1945 г.: для этого потребовалось десять торпед и двадцать три бомбы, сброшенные с самолетов. Такая же участь постигла и «Мусаси». Получив многочисленные пробоины от одиннадцати торпед и двадцати бомб, колосс ушел на дно.

Тем не менее линкоры, вышедшие на морские дороги Второй мировой войны под флагами Америки и европейских держав, тоже были не маленькими кораблями. Их водоизмещение достигало 50-65 000 т. Главная артиллерия линкоров, «выплевывавшая» больше 10 т снарядов за один залп, состояла из 6-12 орудий калибром 356-406 мм, установленных по два, три или четыре в бронированных башнях. В состав универсальной артиллерии линейного корабля обычно входило от девяти до двадцати 127-152-мм орудий и около сотни зенитных автоматов.

В 1940 г. американцы заложили первые два судна новой серии из шести линкоров - «Айова» и «Нью-Джерси». Эти мощные корабли полным водоизмещением 57 000 т, имевшие на борту гидросамолеты, предназначались для действий в составе быстроходных авианосных соединений. Чтобы поднять скорость линкора до 33 узлов, пришлось облегчить бортовую броню, толщина которой составила всего 307 мм. Американцы долго скрывали это обстоятельство, и противник был убежден, что эти линкоры имеют 460-мм бронирование. Несмотря на большую длину в 270,4 м, американские линкоры были очень маневренными.
В декабре 1943 г. «Айова» доставила к берегам Северной Африки президента Рузвельта, откуда он отправился на знаменитую Тегеранскую конференцию. После этого линкор был прикомандирован к Тихоокеанской флотилии США: ему пришлось воевать у Маршалловых островов и принять участие в битве у залива Лейте, а мощная артиллерия линкора поддержала заключительный штурм Окинавы.

Перед войной СССР тоже начал строить свои линкоры. В 1938-1940 гг. на крупнейших судостроительных заводах было заложено несколько боевых кораблей типа «Советский Союз». Полное водоизмещение этих судов составляло 65 150 т, а скорость хода - 28 узлов.
«Советский Союз» планировалось вооружить 9 пушками главного калибра 406 мм. Остальные орудия (31 единица) имели калибр от 127 до 237 мм. Кроме этого, линкор должен был стать авианесущим - на его борту решили установить катапульту и четыре самолета. Великая Отечественная война прервала работы по строительству советских дредноутов - ни одни из них так и не был спущен на воду.

На военно-морскую стратегию государств антигитлеровской коалиции значительно повлияло строительство нескольких крупных немецких линкоров. Одним из них был «Тирпиц», водоизмещение которого составляло 53 500 т, длина - 250,5 м, ширина - 36 м, а экипаж - 1905 человек. Немецкий линкор был очень быстроходным, он легко развивал скорость в 31 узел.
«Тирпиц» был просто напичкан самой разнообразной артиллерией. К 1943 г., в самый разгар войны, вооружение линкора включало 132 орудия, в том числе 8 главного 380-мм калибра, и 8 торпедных аппаратов. На борту линкора в специальных ангарах располагались четыре боевых самолета.

Несмотря на устрашающую боевую мощь, не все операции этого дредноута были удачными. Он был слишком лакомым кусочком для субмарин. В 1942 г. при нападении на вражеский конвой у берегов Норвегии «Тирпиц» был атакован советской подлодкой «К-21». Получив повреждения, он был вынужден двинуться к себе на базу, но вскоре был запеленгован английской субмариной и спасся от нее позорным бегством.
В сентябре 1943 г. немецкий линкор вновь подвергся атаке английских субмарин - маленьких, типа «Миджет». Вражеские торпеды нанесли ему серьезные повреждения. Докончил дело снаряд с английского бомбардировщика.
В ноябре 1944 г. он угодил в кормовые артиллерийские погреба «Тирпица». Мощный взрыв потряс линкор, который тут же перевернулся и пошел на дно.

Крейсера

Крейсера

Начало развитию класса тяжелых крейсеров положило Вашингтонское морское соглашение 1922 г., ограничившее постройку сверхкрупных военных кораблей - главным образом линкоров н авианосцев. Что же касается крейсеров, то пункты Соглашения только подстегнули гонку вооружений. Понимая, что Англия вряд ли пустит на слом свои новейшие крейсера тина «Хаукиис», эксперты решили ограничить вооружение и водоизмещение всех будущих крейсеров характеристиками кораблей этого типа. Никто и не думал, что страны, до этого и не собиравшиеся обзаводиться тяжелыми крейсерами, немедленно начнут их строить, подгоняя под «вашингтонские ограничения» - 10 000 т водоизмещения, максимальный калибр орудий - 203 мм.

После 1922 г. тяжелые крейсера начали строить во всех странах, подписавших Соглашение, - в США, Франции, Японии и Италии. Пожалуй, одним из лучших крейсеров «вашингтонского типа» стал французский корабль «Алжир». Совершенные обводы его 186-метрового корпуса позволяли «выжать» из относительно маломощной турбиниой установки максимум возможной скорости - 31 узел. Подобные, но несколько лучше бронированные крейсера построили и в Штатах.

Однако уже через несколько лет интерес к крейсерам типа «Алжир» начал пропадать. Дело в том, что мощные, но тяжелые орудия были совершенно не нужны при выполнении крейсерских задач. Кроме этого, ослабленное бронирование делало эти суда очень уязвимыми во время эскадренного боя.
В начале 1930-х гг. все вновь обратили внимание на легкие крейсера меньшего водоизмещения с небольшим калибром орудий, зато очень быстроходные.
Так, например, калибр артиллерии на 5886-тоыном французском крейсере «Эмиль Бертен», построенном в 1933 г., составлял 152 мм, зато максимальная скорость хода перевалила за 39 узлов.

Считая французов своим главным врагом в предстоящей войне, Италия принялась за постройку легких крейсеров типа «кондотьери», способных, по ее мнению, одержать победу над быстроходными французскими миноносцами и лидерами. При водоизмещении 5200-7000 т «кондотьери» развивали скорость 37-42 узла, неся на борту восемь орудий калибром 152-мм, четырнадцать орудий калибром 37-100 мм и восемь зениток. Расплатой за скорость стала броня-«скорлупка» не толще 25 мм. Б итоге все «кондотьери» были уничтожены в первый же год войны.

Дальнейшая эволюция легких крейсеров пошла по пути усиления брони за счет некоторой потери скорости хода. В 1934 г. немцы построили легкий крейсер «Нюрнберг», который предназначался для действий на дальних океанских коммуникациях. Корабль имел водоизмещение 6980 т н среднюю скорость 32 узла. Крейсер за одно плавание мог преодолеть 5700 миль. Не прошло и года после спуска «Нюрнберга» на воду, как Германия сбросила с себя все ограничения Версальского мира и принялась строить тяжелые крейсера именно в тот момент, когда все морские державы решили отправить их на свалку. Немцы тщательно скрывали все, что касалось их тяжелых крейсеров, поэтому для Англии появление в 1939 г. крейсера «Адмирал Хиппер», вооруженного восемью 203-мм орудиями, стало неприятным сюрпризом. Вслед за ним Германия спустила на воду тяжелые «Блюхер» и «Принц Евгений». Три тяжелых крейсера вкупе с шестью легкими - вот и весь крейсерский флот фашистов, с которым они начали Вторую мировую войну.

В первый день Великой Отечественной войны судовая артиллерия крейсера «Киров», стоявшего на Усть-Двинском рейде, открыла огонь по немецким бомбардировщикам, атаковавшим Ригу. «Киров» был не единственным советским крейсером, во всеоружии встретившим врага. В предвоенные годы немногочисленная крейсерская эскадра Советов, состоявшая всего из 4 кораблей, пополнилась однотипными с «Кировым» судами - легкими крейсерами «Максим Горький», «Ворошилов» и «Слава».

Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов»

Последние два крейсера вошли в состав Черноморского флота. Им не раз приходилось прорываться в Севастополь, доставляя в осажденный порт войска и боеприпасы. Кстати, «Славу» (водоизмещение 9700 т, длина 191,2 м, скорость 36,6 узла) первым из советских кораблей оснастили радиолокационной станцией. В 1942 г. взрыв вражеской торпеды, настигшей крейсер около Феодосии, оторвал корму крейсера. Но моряки не хотели расставаться со своим, казалось бы, смертельно раненым кораблем. Мастерам-ремонтникам удалось сделать невозможное: они отрезали корму у недостроенного крейсера «Фрунзе» и надежно «пришили» ее к пострадавшей «Славе». Крейсер продолжил сражаться, с честью прошел через всю войну и оставался в строю аж до 1973 г.

А вот девятке немецких крейсеров предстояла бесславная судьба. Многие из них позорно капитулировали. Крейсера «Нюрнберг» и «Принц Евгений» сдались в Копенгагене. Особенно не посчастливилось «Приицу Евгению»: он попал в руки американцев и был включен в состав подопытной эскадры, на которой испытывали взрывы ядерных бомб у атолла Бикини.

Американцы всегда расценивали малое водоизмещение корабля как препятствие для выполнения основной задачи американского флота - вести войну подальше от родных берегов. Однако в 1930-х гг. и их захватила мода на легкие крейсера. «Наштамповав» сразу 27 легких крейсеров типа «Кливленд», американцы поняли, что надо вернуться к привычным и надежным тяжелым крейсерам.
Они увеличили длину «Кливленда» на 20 м, поставили на него девять 203-мм орудий и многочисленные зенитки. После этого его переименовали в «Балтимор». Он стал прототипом для огромного числа новых серий американских крейсеров - как тяжелых, так и легких. Потомками «Балтимора» принято считать и тройку лучших тяжелых американских крейсеров, сошедших со стапелей уже после войны, - «Ньюпорт Ньюс», «Салем» и «Де Мойн». Из-за тяжелой брони и тяжелых 203-мм орудий их водоизмещение было увеличено до 17 000 т.

С 1952 г. на американских верфях начинают закладывать большие ударные авианосцы. Эти исполины, начиненные боеприпасами и авиационным горючим, оказались настолько уязвимыми для авиабомб и торпед подводных лодок, что нуждались в защите куда более мощных судов, чем тяжелые крейсера. Так закончилась эпоха обычных, или артиллерийских, крейсеров, которые открыли путь новому типу кораблей - крейсерам УРО (управляемого ракетного оружия).

Авианосцы

Авианосцы

Успешный взлет самолетов с палубы корабля впервые был осуществлен 14 ноября 1910 г. с американского крейсера «Бирмингем» в заливе Чесапик. Первые авианосцы появились уже в 1917 г. сначала у англичан, а затем в США и Японии. Но прежде чем это стало возможным, были созданы гидросамолеты и предназначенные специально для них суда-авиатранспорты.

Еще в 1913 г. русский инженер Шишков спроектировал быстроходный авиатранспорт. С началом Первой мировой войны Черноморский флот России пополнился несколькими авиатранспортерами, каждый из которых мог нести до семи самолетов. Переоборудованный в авианосец крейсер «Алмаз» и авиатранспорт «Николай» показали высокую эффективность корабельной авиации при обстреле укрепления Босфора в марте 1915 г. Тем не менее до 1930 г. авианосцы создавались в основном из переоборудованных линкоров, крейсеров и пассажирских судов.

В 1931-1936 гг. во всех флотах крупных морских держав стали появляться авианосцы специальной постройки «Йорктаун» (25 500 т, США), «Арк Ройял» (27 600 т, Англия) и другие. Серийное строительство авианосцев развернулось лишь в годы Второй мировой войны. Толчком к этому послужил разгром части американского флота в Перл-Харборе 7 декабря 1941 г.
Японская палубная авиация с непринужденной легкостью пустила в тот день на дно 4 линкора, а еще 4 вывела из строя. Кроме этого, были сильно повреждены 3 крейсера, 3 эсминца, а на аэродромах уничтожено около 250 самолетов.
Сами японцы потеряли всего 29 самолетов из 353, принимавших участие в налете.

Эта удачная операция японцев продемонстрировала исключительные возможности авианосцев и коренным образом изменила отношение к ним. В результате только в США, Японии и Англии было построено 169 авианосцев. В восемь раз больше, чем их было до войны. Эти суда изменились и качественно - они уже могли принимать на борт до 100 самолетов со стартовым весом 12-14 т. Кроме этого, боевая мощь авианосцев возросла за счет большей скорости н высоты полета истребителей, дальности действия и грузоподъемности бомбардировщиков.

В годы Второй мировой войны авианосцы, в зависимости от назначения, делились на тяжелые (ударные), легкие и конвойные. Первые предназначались для нанесения палубной авиацией торпедно-бомбовых ударов по кораблям и береговым целям, вторые сопровождали большие соединения боевых кораблей, третьи обеспечивали безопасность конвоев.

Походный порядок четырёх различных современных авианосцев - USS John C. Stennis (CVN-74), Шарль Де Голль, HMS Ocean (L12) и USS John F. Kennedy (CV-67) в сопровождении эскортных судов, 2002 год. Корабли двигаются намного ближе друг к другу, чем располагались бы в боевых действиях.

Больше всего авианосцев было построено в США - 137 единиц, включая 23 тяжелых типа «Эссекс», 50 конвойных типа «Касабланка» и 9 легких эскадренных авианосцев, созданных на базе крейсеров тина «Кливленд». Большинство же конвойных авианосцев во время войны строили на базе транспортных судов. В Англии во время войны вступили в строй четыре тяжелых авианосца «Илластриес», «Иидомитейбл» н два типа «Имплейкебл». Легкие авианосцы англичан, в отличие от американских, были специальной постройки.

В Японии, в свою очередь, было построено 3 авианосца типа «Унрю» и по одному «Тайхо» и «Синано». Правда, гордость и надежда империи - гигант «Синано», имевший водоизмещение 71 890 т и скорость 27 узлов, мощную 200-мм броню, 16 орудий 130-мм калибра, 145 зениток и 12 реактивных установок, - был весьма прозаически потоплен. Произошло это всего через десять дней после того, как его спустили на воду. Во время перехода из порта Йокосука в Токио в него выпустила шесть торпед американская подлодка.

Эсминцы и сторожевые корабли

Эсминцы и сторожевые корабли

В период между двумя мировыми войнами развитие эскадренных миноносцев шло различными путями. Наряду со строительством эсминцев водоизмещением около 1500 т и миноносцев малого водоизмещения - порядка 900 т, спускались на воду суда водоизмещением 3000-3500 т, которые назывались лидерами. Лидеры были флагманскими кораблями соединений эсминцев и несли более мощное вооружение. Но в ходе Второй мировой войны боевые возможности эсминцев постоянно росли. Усиливалось артиллерийское вооружение, ставились реактивные бомбометы, гидролокаторы и радиолокационные станции. Значительно увеличилось и водоизмещение, в связи с чем название «лидер» утратило свое значение.

Другим классом кораблей, массовое строительство которых началось только в ходе Второй мировой войны, были сторожевики. Их появление было связано с ростом роли наступательных кораблей, таких как эсминцы, торпедные катера и подлодки.
Сторожевые корабли этого периода имели водоизмещение 1000-1500 т и являлись многоцелевыми. Они были предназначены для охраны больших кораблей, конвоирования транспортов и дозорной службы. На них же возложили поиск и уничтожение субмарин противника в прибрежных водах, а также противолодочную защиту конвоев. В зависимости от выполняемых задач «охотники» (так их еще называли) подразделялись на большие (120-450 т) и малые (20-100 т).

Для постановки минных заграждений применялись специальные суда - минные заградители. Чтобы отыскивать мины, установленные противником, понадобились тральщики. Как показал опыт, тральщики - единственные корабли, которым пришлось «воевать» еще несколько лет после окончания боевых действий. Для безопасности плавания они очищали от мин фарватеры и целые районы морей.

Корабли Второй мировой войны

Пять сильнейших морских держав - Великобритания, Германия, Россия, Франция, США - с давних времен делят между собой влияние на море. К концу 30-х годов XX столетия все европейские государства ощущали приближение больших кровопролитных событий. Правительство каждой из стран старалось наращивать боевую мощь не только сухопутных войск, но и флота.

Такие государства, как Великобритания, Германия, Франция и США, отдавали предпочтение строительству тяжелых надводных кораблей. Для сопровождения судов, их защиты и проведения разведывательных работ создавались специальные эскадренные подводные лодки.

В 1934 году Франция выстроила подводный крейсер «Сюрку». Крейсер имел возможность наносить удары по противнику, используя 14 торпедных аппаратов и 2 пушки калибра 203 мм. Защитой служила броня, которой были покрыты палуба и рубка.

Англия также готовилась к сражениям. Начиная с 40-х годов XX века во флоте Великобритании появились подводные мониторы «М-1», «М-2», «М-3». Немного позднее один из них был переоборудован в подводный авианосец. При этом орудийная башня была заменена просторным ангаром, где располагался гидросамолет.

С течением времени мощность английских кораблей все возрастала. Суда отличались высокой скоростью, глубиной погружения корпуса, дальностью плавания, а также характеристиками и составом общего вооружения. А эскадренная субмарина «Х-1» была оснащена и приводилась в действие с помощью дизельной установки, которая заставляла корабль двигаться со скоростью 20 узлов.

Каждая из морских держав мира стремилась к тому, чтобы усовершенствовать конструкцию военных кораблей и вырваться вперед по боеспособности своего флота.

Государства стремились превзойти друг друга техническими усовершенствованиями и новыми разработками. Голландия и Америка обеспечили матросов своих судов кондиционерами для охлаждения воздуха. Англичане установили на подводных лодках гидролокаторы «Асдик», с помощью которых становилось возможным измерение дистанции до неприятельского объекта в воде и к тому же значительно облегчался поиск якорных мин.

Государства не жалели денежных средств и устанавливали на подводных лодках устройства, уменьшающие количество пузырьков при торпедных выстрелах. А на субмаринах появились 20-миллиметровые зенитки, позволявшие сбивать самолеты противника. Подводные корабли, вынужденные длительное время проводить в море, требовали постоянного подвоза топлива. Матросы нуждались в пополнении запасов воды и продовольствия. Именно с целью снабжения подводных лодок в открытом океане были созданы подводные танкеры.

Повысить скорость перемещения лодок в надводном положении позволила установка мощных электромоторов и аккумуляторных батарей. Особая система работы дизелей под водой, получившая название «шноркель», продлевала время нахождения судна в подводном положении и таким образом увеличивала возможность скрытых боевых действий. Субмарина, первоначально задуманная как корабль для кратковременных погружений, превратилась в подводный корабль.

Продолжали совершенствоваться и средства слежения за противником. Моряки, плававшие на американских субмаринах, стали пользоваться ночными перископами с радиолокационными антеннами. А налаживать хорошую связь подводных лодок, идущих в надводном положении, помогали высокочастотные радиотелефоны.

Германия в основном заботилась об улучшении боевых возможностей своих судов, размещая на борту все большее количество оружия. В результате свободного пространства, предназначенного для экипажа, становилось все меньше. А потому условия пребывания моряков на борту подводной лодки часто оказывались тяжелыми.

Экспериментальные разработки воплощались в жизнь без тщательной предварительной проверки, и оттого корабли, оказавшись неприспособленными для нападения и отражения вражеских атак, так и не принимали участия в серьезных боях.

Почти перед самым началом Второй мировой войны в Германии был разработан проект новой субмарины «U-1407», снабженной тремя парогазовыми турбинами. Подводная лодка должна была развивать довольно высокую скорость, достигавшую 24 узлов, и предназначалась для дальних плаваний, на расстояние до 230 миль. Однако «U-1407», к сожалению, не оправдала надежд инженеров и конструкторов, так и оставшись всего лишь хорошим проектом.

Японские подводные корабли, созданные в начале 40-х годов XX века, отличались большим водоизмещением. В конструкции японских кораблей главным недостатком становились сложности в управлении и большая вибрация корпуса корабля при движении. Говорили, что грохот многочисленных механизмов можно было расслышать даже с небольшого расстояния.

Новой ударной силой мирового флота стали авианосцы. Первыми к проектированию и применению авианосцев приступили японцы. Авианосец «Хосё» обладал хорошими боевыми качествами, однако из-за малого хода не мог действовать согласованно с эскадрой. Авианосец передвигался в окружении крейсеров и эсминцев. Поэтому заботиться о броневой защите корабля не было необходимости. При этом отсутствие тяжелой брони позволяло размещать на палубах большое количество самолетов, зенитных орудий.

Англия вступила во Вторую мировую войну современным авианосцем «Арк Ройал». Корабль достигал скорости 30 узлов и при этом мог вместить на площадки до 72 самолетов. «Арк Ройал» стал первым авианосцем, на котором были построены двухэтажные ангары, соединенные с полетной палубой механическими подъемниками. В носовой части судна находились две большие катапульты, позволявшие запускать самолеты в воздух даже при том условии, что корабль оказывался развернутым против ветра. Кроме того, на борту устанавливали специальную прочную сеть, с помощью которой можно было ловить самолеты, промахнувшиеся при посадке на палубу корабля.

Техническим нововведением английских конструкторов «Арк Ройала» стало включение в его конструкцию особого кормового свеса, который позволял увеличивать длину полетной палубы до 244 м. Большего удлинения посадочной полосы на корабле не смогли достичь инженеры ни одной морской державы мира.

Японцы стремились следовать примеру европейских стран, которые совершенствовали военную технику, и потому вслед за англичанами решили провести реконструкцию старых судов. Спустя некоторое время строительные заводы Японии выпустили мощные авианосцы, получившие названия «Хирю» и «Сорю». Кроме того, перед началом Второй мировой войны Япония создала два гигантских авианосца, названных «Дзуйкаку» и «Сёкаку». Корабли были способны разместить на своем борту до 92 боевых самолетов.

Однако самыми совершенными считались американские авианосцы. Корабли несли по 81 самолету. Полетная палуба имела свес, удлиняющий взлетную площадку. Дымоходы от паровых котлов объединялись в единую дымовую трубу, которая выводилась наружу через надстройку островного типа. Артиллерия использовалась только для отражения воздушных атак, поскольку авианосцы двигались, как обычно, в сопровождении крейсеров и эсминцев, способных отразить атаки неприятельских кораблей и подводных лодок.

Японский флот потерял за первые месяцы войны шесть авианосцев, в то время как потери Америки составили четыре корабля. Однако по общей численности флота Америка явно отставала от ведущих морских держав, и поэтому английские инженеры направили все свои силы на строительство новых судов и переоборудование старых.

Новые легкие авианосцы, переделанные из крейсеров, несли на своих бортах только по 45 самолетов. Поверх корпусов крейсеров устанавливались открытые ангары и полетные палубы. Для улучшения устойчивости на кораблях были поставлены бортовые були. В носовой части палубы появились дополнительные островные надстройки. Для запуска самолетов применялись две катапульты. От старой модели крейсера оставался только бронированный корпус и машинные двигатели.

Такие корабли американского флота получили название «Независимые» и стали принимать участие в боевых действиях начиная с 1943 года.

Крупнейшими американскими авианосцами стали корабли типа «Мидуэй». Мощные авианосцы были готовы принять на свои широкие полетные палубы до 137 самолетов, при этом они сохраняли большую скорость хода. Однако постройка авианосцев затянулась на долгие годы, и ни один из шести строившихся кораблей не принял участия в морских сражениях.

В Америке темпы построения авианосцев в течение Второй мировой войны в несколько раз превосходили скорость их производства в мирное время. За 20 мирных лет Америка выпустила 7 авианосцев, в то время как развитие военных событий заставило предоставить флоту 36 тяжелых авианосцев и 124 эскортных, предварительно переоборудованных из торговых судов.

После окончания Второй мировой войны военная промышленность США перешла на производство многоцелевых авианосцев, в задачи которых входило прикрытие с воздуха боевых кораблей, десанта и конвоев в море, нанесение воздушных ударов по наземным и морским объектам, блокада портов и проливов. Многоцелевые авианосцы, обладавшие новым видом орудия - ядерным, могли наносить удары по целям, находившимся в радиусе около 1500 км. За сутки такие авианосцы могли преодолеть до 1100 миль. Однако крупные размеры делали корабли очень уязвимыми для атак противника.

Главной проблемой внедрения многоцелевых авианосцев становились огромные денежные затраты, шедшие на строительство, содержание и использование судов. Стоимость одного такого авианосца могла достигать 250 млн. долларов.

Расчеты американских инженеров показали, что использование многоцелевых авианосцев экономически невыгодно. В 1980 году конгресс США отказал в финансировании работ по созданию многоцелевых авианесущих кораблей.

К началу 80-х годов XX века американцы перенесли большую часть своих ядерных ракет на корабли морского флота. Таким образом, самолеты, находившиеся на авианосцах, были заменены ракетами.

В ответ на совершенствование вооружения американских кораблей Советский Союз также занялся созданием ракетно-ядерного океанского флота. Советский флот не обладал достаточным количеством военных баз, размещенных на территориях других стран. Кораблям приходилось преодолевать большие пространства на территории соседних государств прежде, чем они достигали океанских просторов.

Именно необходимость длительных переходов и определила выбор конструкции новых российских кораблей. Такие суда обладали высокими мореходными качествами, хорошей боевой устойчивостью, надежностью и мощными моторными двигателями. К тому же на кораблях стали размещать крылатые и баллистические ракеты.

Созданная в то время атомная подводная лодка «Ленинский комсомол», благодаря своей прочной конструкции и высокой выносливости, достигла Северного полюса. Спустя некоторое время группа атомных лодок совершила поход вокруг света без единого всплытия на поверхность. Это был уникальный случай в истории подводного флота.

Особенностью развития отечественного морского флота в сравнении с флотом других мировых держав стало применение многоцелевых подводных лодок, на которых располагались крылатые ракеты и дальноходные торпеды.

Отличным от других государств образом развивался и отечественный надводный флот. Наибольшее внимание советские инженеры уделяли использованию ракетных катеров, десантных кораблей на воздушной подушке, торпедных катеров на подводных крыльях, ракетных крейсеров типа «Варяг» с ракетно-артиллерийским зенитным оружием и атомных ракетных крейсеров типа «Киров».

Первый советский авианесущий корабль «Москва» впервые появился в 5-й (средиземноморской) эскадре ВМФ. На его борту располагались мощные военные вертолеты. На несколько лет опередили наши конструкторы британцев, в дальнейшем создав авианесущий крейсер типа «Киев», на котором, кроме вертолетов, находились и самолеты вертикального и укороченного взлета и посадки.

До сей поры Российский военно-морской флот постоянно обновляется и совершенствуется. Двенадцать морей омывают берега России. Население России с древних времен связано с морем, судоходством и военными походами. За 33 войны, прошедшие на территории России, только в двух из них не был задействован военно-морской флот.

Английский историк Ф. Джен выразил свое отношение к России как к могучей морской державе такими словами: «Русские бились в ожесточенных битвах и уже тысячу лет назад считались лучшими моряками своего времени».

Из книги Морские сражения автора Хворостухина Светлана Александровна

Корабли Второй мировой войны Пять сильнейших морских держав - Великобритания, Германия, Россия, Франция, США - с давних времен делят между собой влияние на море. К концу 30-х годов XX столетия все европейские государства ощущали приближение больших кровопролитных событий.

Из книги Американские подводные лодки от начала XX века до Второй Мировой войны автора Кащеев Л Б

Американские ПЛ, добившиеся наибольших успехов в годы Второй мировой войны ПЛ потопл. судов тоннажSS-222 Bluefisli 12 50.839SS-291 Crevalle 9 51.814SS-260 Lapon 1 1 53.443SS-257 Harder 16 54.002SS-239 Whale 9 57.716SS-254 Gurnard 10 57.866SS-229 Flying Fish 15 58.306SS-213 Greenling 15 59.234SS-230 Finback 13 59.383SS-281 Sunfish 16 59.815SS-311 Archerfish 2 59.800SS-238 Wahoo 20 60.038SS-223 Bonefish 12

Из книги Авиация Красной армии автора Козырев Михаил Егорович

Американские ПЛ погибшие в годы Второй мировой войны Лодка Дата гибели1. SS-195 «Sealion»…………. 25.12.19412. SS-141 S-36………………….. 20.01.19423. SS-131 S-26………………….. 24.01.19424. SS-174 «Shark»…………….. 11.02.19425. SS-176 «Perch»……………. 03.03.19426. SS-132 (S-27)………………… 19.06.19427. SS-144 (S-39)………………… 14.08.19428. SS-216 «Grunion»………….

Из книги «Моссад» и другие спецслужбы Израиля автора Север Александр

1 СОВЕТСКОЕ АВИАСТРОЕНИЕ И НАУКА НАКАНУНЕ И ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Первые научно-исследовательские организации и центры, проводившие теоретические и экспериментальные исследования в различных областях авиационной науки и техники, появились в начале XX в. Так,

Из книги Спецназ ГРУ: самая полная энциклопедия автора Колпакиди Александр Иванович

Из книги Энциклопедия заблуждений. Третий рейх автора Лихачева Лариса Борисовна

Из книги 100 великих событий ХХ века автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Артиллерия и минометы XX века автора Исмагилов Р. С.

Начало Второй мировой войны. Возможен ли был Варшавский «сговор»? Он умер и не узнал, погиб он в мелком пограничном конфликте или в начале Третьей мировой войны. Из записной книжки Юрия Визбора Существует заблуждение, что не обязательно нападение фашистской Германией на

Из книги Учебник выживания снайпера [«Стреляй редко, но метко!»] автора Федосеев Семён Леонидович

1939 Начало Второй мировой войны На рассвете 1 сентября 1939 г. пять германских армий из Восточной Пруссии, Померании и Силезии в соответствии с планом «Вайс» внезапно обрушились на Польшу. Несмотря на упорное сопротивление польской армии, германские войска, используя

Из книги Малая энциклопедия холодного оружия автора Югринов Павел

1945 Окончание Второй мировой войны Вторая мировая война завершилась полностью и окончательно, когда 2 сентября 1945 г. на борту американского флагманского линкора «Миссури», прибывшего в воды Токийского залива, министр иностранных дел Японии М. Сигемицу как представитель

Из книги Разведка и шпионаж автора Дамаскин Игорь Анатольевич

Из книги Я познаю мир. Криминалистика автора Малашкина М. М.

Из книги Медицинские запоминалки автора Климов Алексей Григорьевич

Из книги автора

Самая громкая провокация Второй Мировой войны Гитлеровская Германия с 1936 года готовила захват Польши. 11 апреля 1939 года Гитлер подписал план "Вайс", которым предусматривалось нападение на Польшу, а также захват Литвы и Латвии.К концу августа 1939 года почти все

Из книги автора

Радиопеленгация во время второй мировой войны Скоростной метод радиопередач появился только после второй мировой войны. А в военное время службы разведки враждующих сторон провели много успешных операций по обнаружению чужих радиопередатчиков.Как ни странно, самой

Крейсер – класс многоцелевых больших быстроходных надводных артиллерийских кораблей, способных выполнять различные задачи обороны и нападения, как самостоятельно так и в составе соединений кораблей. Разнообразность задач, выполняемых крейсерами, породила целый ряд подклассов — специализированных кораблей. Так во время войны различали: линейные крейсера, тяжелые и легкие, броненосные и бронепалубные, минные и противовоздушные, авианосные и учебные. Меньше трети крейсеров всех видов было построено в период войны, треть были довоенной постройки, а остальные принимали участие еще в Первой мировой войне.

Ориентировочное количество крейсеров, использовавшихся в войне в разрезе стран и видов кораблей (без трофейных и переданных/полученных)

Страны

Виды крейсеров (всего/погибло) Всего
Линейные Тяжелые Брон. 1) Легкие

Прочие

Аргентина 2 4 1 7
Бразилия 2/1 2/1
Великобритания 3/2 18/6 80/26 7/3 108/37
Германия 6/5 6/5 12/10
Греция 1 1/1 2/1
Испания 1 5 6
Италия 11/11 1 13/4 25/15
Нидерланды 5/4 5/4
Перу 2 2
Польша 2/1 2/1
СССР 9/2 1/1 10/3
США 2 30/6 52/3 84/9
Турция 1 2 3
Франция 7/4 10/5 2/1 19/10
Чили 3 3
Швеция 4 4
Югославия 1/1 1/1
Япония 4/4 18/17 4/3 22/21 3/2 51/47
ИТОГО 10/6 93/49 16/4 210/73 17/7 346/138

1) Броненосные и бронепалубные

В дополнение к приведенным данным следует учесть, что 3 легких крейсера Великобританией проданы Австралии, 1 – передан Канаде.

Под приведенной выше классификацией крейсеров следует понимать такое.

Линейный крейсер — класс артиллерийских кораблей, имеющих вооружение, близкое к линкорам, но обладающих большей скоростью хода при более лёгком бронировании. Они появились как развитие броненосных крейсеров и должны были составлять авангард главных сил флота, а в бою играть роль его быстроходного крыла. Фактически линейные крейсера занимали промежуточное положение между линкорами и тяжёлыми крейсерами. На них возлагались следующие задачи: разведка боем; поддержка и содействие меньшим крейсерам-разведчикам; самостоятельные экспедиции с целью окружить вражеские рейдеры; преследование отступающего флота врага и по возможности постановка его в безвыходное положение путём сосредоточения огня на отставших кораблях; быстрое окружение противника в ходе боевых действий. Все корабли были довоенной постройки, являлись несбалансированными по ТТХ и в силу своего промежуточного положения между классами, стали ненужными флотам. В итоге, «вымирающие» корабли в период войны каких либо существенных результатов не достигли.

Тяжёлый крейсер — боевой надводный корабль, подкласса тяжеловооруженных артиллерийских скоростных крейсеров, предназначенных для действий на дальних расстояниях с целью нарушения морских коммуникаций, ведения морского боя в составе соединений, защите своих морских путей, обеспечения высадки морских десантов, постановке минных заграждений и других задач. В системе морских вооружений он занимал промежуточное место между лёгким и линейным крейсером. Корабль имел развитую бронированную защиту, рассчитанную на противодействие артиллерии крейсера противника. Водоизмещение крейсеров находилось в пределах 10 -28 тыс. т, вооружение состояло из 6 — 9 орудий 203 — 305-мм калибра, 8 — 12 орудий среднего калибра (100-127-мм), 80 — 90 зенитных автоматов и пулеметов.

К началу войны в составе флотов ведущих морских стран насчитывалось следующее количество тяжёлых крейсеров: по 18 в Англии, США и Японии, по 7 в Италии и Франции, 5 — в Германии.

Будучи важной силой всех крупных флотов, тяжёлые крейсера использовались очень интенсивно, однако результаты их деятельности оказались неоднозначными. Британские крейсера хорошо проявили себя в роли защитников коммуникаций. Их автономность обеспечивала длительные операции на океанских просторах и позволила нанести серьёзный ущерб вражескому судоходству и перехватить ряд рейдеров. Весьма полезны оказались эти корабли и при эскортировании полярных конвоев. Однако при столкновении с адекватным противником, слабая защиты и примитивная система управления огнём крайне ограничивали их боевые возможности. Также крайне уязвимыми они были для атак с воздуха ввиду слабой системы ПВО.

Американские крейсера понесли тяжёлые потери от японских одноклассников и эсминцев. Наиболее полезными они оказались в качестве кораблей огневой поддержки десантных операций, а новейшие крейсера и как корабли ПВО.

Высокоскоростные итальянские тяжелые крейсера оказались неспособны добиться успеха в бою на больших дистанциях, а идти на сближение опасались из-за слабого бронирования. Они редко выходили в море, в том числе и из-за нехватки топлива, и никаких успехов не достигли. При этом они серьёзно пострадали от авиации и подлодок противника, а также британских человеко-торпед.

Немецкие тяжёлые крейсера тоже не лучшим образом выступили на поле боя. Карманные линкоры использовались по своему рейдерскому назначению лишь в первый период войны, когда каждый из них совершил по одному океанскому походу. В дальнейшем их результативность была низкой, а гибель пришла от британской авиации. Более тяжёлые крейсера Германии также не оправдали затраты на свое строительство.

Японские тяжёлые крейсера превосходно показали себя на первом этапе войны, легко расправляясь с сопоставимым противником. За всё время войны японцы потеряли от артиллерийского огня лишь один тяжёлый крейсер, и то устаревший. В дальнейшем их главными противниками стали авиация и подводные лодки, противостоять которым они не смогли. В целом японские тяжелые крейсера потопили 6 тяжелых и 3 легких крейсера, эскортный авианосец, 8 эсминцев и два десятка вспомогательных судов и транспортов союзников.

Бронепалубный крейсер - корабль, защита механизмов и орудийных погребов которого состояла из броневой палубы, плоской либо выпуклой. Броненосный крейсер — корабль оснащенный броневым поясом по ватерлинии. Корабли этих подклассов представляли собой устаревшие суда Первой мировой войны. Их остатки применялись во Второй мировой войне в качестве вспомогательных кораблей.

Лёгкий крейсер — боевой надводный артиллерийский корабль с развитой броневой защитой, водоизмещением до 15 тыс. т. и вооруженный артиллерией среднего калибра (до 152-мм). К началу войны в составе флотов ведущих морских стран насчитывалось следующее количество легких крейсеров: Великобритания имела 47 кораблей, Япония — 20, США — 19, Италия — 13, Франция — 12, СССР — 7, Германия — 6 и Нидерланды — 4. Массовое строительство крейсеров в годы войны смогли позволить себе только США (38) и Великобритания (13). Незначительное количество кораблей этого класса было построено в Италии (3), СССР (2) и Японии (4).

Легкие крейсера разных стран в период войны принимали участие практически во всех операциях, однако их эффективность оказалась разной. Немецкие лёгкие крейсера показали крайне низкую мореходность и командование было вынуждено перевести их на Балтику, где они без особых успехов действовали до конца войны.

Итальянские лёгкие крейсера не смогли использовать на практике свою высокую скорость, броневая защита была явно недостаточной, а артиллерия — несовершенной. В итоге, после первых поражений итальянские крейсера действовали крайне осторожно, но даже в этих случаях несли потери, причём опасными для них оказались и британские эсминцы.

Общая устарелость большинства японских лёгких крейсеров не позволяла им рассчитывать на успех в открытом бою с однотипными американскими кораблями. Однако, действуя в составе соединений с более крупными кораблями, они достигли успеха. Часто лёгкие крейсера применялись для эскортирования отрядов десантных кораблей и транспортов. Основные потери японские корабли этого класса понесли от атак подводных лодок и авиации.

Лёгкие крейсера Великобритании успешно сражались даже с более сильным противником. Более того, эти корабли доказали, что в определённых обстоятельствах могут быть опасны даже для кораблей формально более мощного класса. По мнению ряда авторов, британские корабли типа «Фиджи» могут считаться идеальным лёгким крейсером Второй мировой по критерию «стоимость/эффективность». Основные потери в ходе войны британские корабли этого класса понесли от действий авиации.

Новейшие лёгкие крейсера США с 12-15 орудиями 152-мм вступали в ночные артиллерийские дуэли с тяжелыми японскими крейсерами и нередко выходили победителями за счет огневой производительности.

Высокой эффективности достигали легкие крейсер и в качестве судов ПВО.

Советские лёгкие крейсера в ходе войны использовались отнюдь не в том ключе, какой предполагался при их строительстве. Крейсера Балтийского флота практически всю войну провели в качестве плавучих батарей, поддерживавших защитников Ленинграда. Черноморские крейсера активно применялись для решения самых разнообразных задач, включая даже непосредственную высадку десантов. Основной угрозой для них стала немецкая авиация, и с 1943 года крупные корабли Черноморского флота не участвовали в боевых операциях, опасаясь потерь.

Во флотах Великобритании и Франции получил некоторое развитие класс крейсеров — минных заградителей. Например, британские корабли были вооружены лишь универсальной артиллерией, но брали на борт до 156 мин и отличались необычной для британских кораблей ставкой на максимально возможную скорость — более 39 узлов. Легкобронированный французский корабль, способный принять до 200 мин, имел полноценное вооружение крейсера из девяти 152-мм орудий и развивал на испытаниях скорость более 30 узлов. Флоты других стран специализированных крейсеров-минных заградителей не строили, но нередко предусматривали возможность размещения мин на кораблях обычных типов.

В 1930-х годах в ряде флотов появились специализированные крейсера, впоследствии именовавшиеся крейсерами ПВО. Они строились на базе небольших, но бронированных крейсеров с универсальной артиллерией главного калибра, способных и бороться с воздушным противником и выступать в качестве лидеров эсминцев. В британском флоте такими кораблями были крейсера типа «Дидо». Американский флот пополнился крейсерами типа «Атланта». Однако в целом новый класс себя не оправдал. Слишком слабые для морского боя с серьёзным надводным противником, эти крейсера, вместе с тем, не показали себя и как оплот флотской ПВО. Британским крейсерам не хватало огневой мощи и скоростей наводки, американские имели проблемы с количеством систем управления.

ТТХ основных видов крейсеров в разрезе стран изложено ниже.

Похожие публикации