Все о профилактике и борьбе с вредителями и паразитами

Береговая батарея 30 форт максим горький 1. Тридцатая батарея в севастополе. Этим пушкам уже больше ста лет, но они исправны

Город воинской славы – так большинством людей воспринимается Севастополь. 30 батарея – одна из составляющих его облика. Важно, что и ныне она готова к бою – это не музей, а действующий военный объект, хоть и законсервированный. При необходимости он может вновь стать грозным фортом за три дня.

Где находится 30 береговая батарея на карте?

Расположен комплекс в северной части Севастополя, возле Качинского шоссе. Вблизи вы сможете обнаружить Церковь святого Николая, Мемориал Великой Отечественной войны и Дом-музей семьи Перовских, протекает .

История двух войн

30-я батарея в Севастополе обязана своей известностью двум мировым войнам. Первая способствовала ее строительству, вторая – стала ареной ее славы. Сейчас попробуем разобраться, почему случилось именно так.

Негативный опыт русско-японского конфликта еще в 1905 г. натолкнул российское командование на мысль, что необходима бронебашенная береговая батарея. Генерал и композитор Ц.А. Кюи разработал проект и подобрал место возле поселка Любимовка, исходя из времен . Строительство началось в 1912 г., когда пороховая гарь Первой мировой уже витала в воздухе.

Однако достроен оборонительный комплекс не был. Оказалось, что на Черном море он не так уж и нужен. Русский флот абсолютно доминировал в его водах и не находилось настолько «безбашенных» вражеских флотоводцев, что рискнули бы сунуться к грозному Севастополю. Как следствие, пушки калибром 305 мм, предназначенные для батареи в Любимовке, в 1915 г. отправили в Петроград.

Для своего времени батарея была технически совершенна – полностью электрифицированная, защищенная железобетоном, с возможностью поворота башен на 360 градусов. В 1928 г. ее было решено достроить. Работы продолжались до 1934 г., в результате получился мощный форт, способный контролировать не только прибрежные воды, но и сушу. Одновременно строилась – почти полный аналог 30-й.

Способность корабельных крупнокалиберных орудий обстреливать сушу сыграло большую роль в период Великой Отечественной. Вторая оборона Севастополя требовала сражений не столько на воде, сколько на твердой почве.

Оправдание для Манштейна

Гитлер был очень недоволен продолжительностью обороны Севастополя. Командующий Эрих Манштейн в свое оправдание приводил фюреру данные о боеспособности 30-й батареи, названной немцами «форт Максим Горький I». Оправдания были признаны убедительными – Манштейн остался одним из высших командиров гитлеровского вермахта. 35 батарея была расположена неудобно для стрельбы по наступающим немецким частям, поэтому «тридцатка» приняла основной удар на себя. Она стала основным калибром артиллерии обороняющихся.

В декабре 1941 г. танкисты Манштейна приходили положительно в ужас, любуясь на то,
что делали снаряды в 305 мм с их машинами. В январе 1942 г. гарнизон батареи вручную, без специальных кранов, заменил 50-тонные пушечные стволы, изношенные от интенсивного использования. Советские солдаты потратили на эту процедуру 16 дней вместо 60, положенных по стандарту. В конце мая того же года немцы выставили против «тридцатки» две тяжелые 600-миллиметровые мортиры «Карл» и грандиозную «Дору» калибром 800 мм. 5 июня эти монстры открыли огонь. От попаданий снарядов «Карла» («Дора» оказалась той еще воякой) трескался бетон, но бастион держался.

17 июня 1942 г. «тридцатка» оказалась полностью блокированной, в тот же день на ней вышел боезапас. Тогда расчеты открыли огонь металлическими болванками для учебных стрельб. Когда такой «дурой» германскому танку оторвало башню, наступление опять затормозилось. Затем батарея отбивалась от наступающей пехоты врага холостыми зарядами – струи пороховых газов с температурой +300 градусов действовали отлично.

Когда враг прорвался на позиции, последние обороняющиеся уничтожили силовые остановки и новейшие приборы наведения. За ними шла настоящая охота в переходах подземных укреплений с огнеметами, взрывчаткой и отравляющими веществами. Полностью 30 батарея Севастополя была захвачена врагом только 26 июня, за несколько дней до падения города. Примечательно, что все это время ею командовал немец. Майор Григорий Александер происходил из семьи немецких переселенцев. Он был захвачен в плен и расстрелян в .

Чем интересна бронебашенная батарея сегодня?

Существуют фото времен ВОВ, изображающие степень разрушения на 30-й батарее. Она была почти стерта с лица земли. Но после войны ее восстановили, установив уже шесть орудий (вместо прежних четырех), появились новейшие системы наведения, радиолокационная станция.
Но постепенно береговая артиллерия теряла свое значение – появлялись другие виды вооружения. Послевоенная история нынешней закончилось в 1997 г., когда был заключен договор о ее консервации.

Сейчас на территории есть музей ее истории, но туристы не оставляют о нем отзывы – для посещения нужно особое приглашение. В отличие от 35-й, 30 береговая батарея в Севастополе и сегодня является действующей воинской частью. Ее вооружение законсервировано, но может быть снова введено в строй.

Сюда пропускают военных, представителей прессы и общественности. Обычные люди чаще знакомятся с его экспозицией по репортажам. Среди прочего там представлены огромные осколки снарядов «Карла» и многочисленные фрагменты других боеприпасов – по словам сотрудников, после войны батарейная территория была ими буквально завалена.

Есть здесь и другие интересные предметы, среди которых – топографические карты и предметы быта, причем как советских защитников, так и солдат-немцев. Руководство батареей особо отмечает советские инструкции для офицеров, помеченные немецким «орлом» – фашистское командование пыталось использовать для обучения своих людей инструкции к качественному русскому оружию. Части орудий – тоже музейные образцы, на кое-каких можно видеть заводское клеймо 1914-1917 гг., все это работает!

Как добраться (доехать) от центра Севастополя?

На общественном транспорте сюда доехать вы сможете только от Северной автостанции или . Выбирайте маршрутки №№ 36, 42, 45, 47 и 51. Выходите либо на остановках «Водоканал» или «Совхоз им. Перовской».

На машине самостоятельно добраться вы сможете до батареи на машине так:

Контакты и экскурсии

  • Адрес: улица Батарейная, Северная Сторона, Севастополь, Крым, Россия.
  • Координаты GPS: 44.663792, 33.559225.
  • Экскурсии: по согласованию с администрацией.

Крым всегда был важным пунктом на карте России и Черного моря. Тяжелые корабельные пушки 30 батареи и сейчас следят за берегом у Любимовки, отбивая у незваных гостей охоту посещать Севастополь. В заключение предлагаем видео-экскурсию по этому славному месту — форту Максим Горький, приятного просмотра!

Береговая батарея (ББ) № 30 или форт «Максим горький-1»  - самое большое фортификационное сооружение Севастополя. Сыграла важную роль в Обороне Севастополя 1941–1942 гг., длившейся 256-дней. Легендарная батарея расположена в Крыму на подступах к Севастополю, в посёлке Любимовка. Сейчас здесь открыт Музей береговых войск Черноморского флота России.

Это был без преувеличения гениальный проект. Господство над окружающей местностью обеспечивало двум двухорудийным 305-миллиметровым установкам, проворачивающимся на 360 градусов, круговой обстрел.

Шедевром советского фортификационного искусства называли 30-ю батарею специалисты. Фабрикой артогня и подземным линкором величали ее сами батарейцы.

Описание

Орудия батареи имели «царственный» калибр - двенадцать дюймов 305 мм , способность вести огонь по кораблям противника и по его сухопутным частям, вес снаряда - 471 кг , дальность стрельбы - до 42 км . Иными словами батарея доставала до Николаевки или Почтового, а Бахчисарай могла накрыть любым снарядом. «Тридцатка» держала под контролем площадь свыше 5 тысяч квадратных километров.

По своему устройству батарея состояла из орудийного блока (железобетонного массива длиной 130 и шириной 50 м ), в котором были установлены 2 орудийные башни. Каждая из башен весила 1360 тонн и способна выдержать прямое попадание средней авиабомбы. Внутри блока на двух этажах располагались погреба боеприпасов, силовая станция, жилые и служебные помещения общей площадью свыше 3000 м² и командный пункт с бронированными боевой и дальномерной рубками и расположенным на глубине 37 м под землей центральным постом с приборами управления стрельбой. Орудийный блок, командный пункт и городок для личного состава соединялись между собой 580-метровой потерной. Для проживания личного состава батареи в мирное время был построен специальный городок.

Одновременно была создана система сопряженного наблюдения для корректировки стрельбы по морским целям. Такие посты, оборудованные на мысе Лукулл, в устьях рек Альма, Кача, у Херсонесского маяка, на мысе Фиолент и на горе Кая-Баш (западнее Балаклавы), имели дальномеры и визиры, установленные в железобетонных двориках, убежищах для личного состава и жилых помещениях.

Великая отечественная война

Первые боевые выстрелы «форта „Максим Горький-1”» (немецкое название батареи, под вторым номером шла батарея № 35) при обороне Севастополя были выполнены первого ноября 1941 года по группировке немецких войск в районе станции Альма (ныне Почтовое). За два месяца боевых действий ББ-30 произвела 1238 выстрелов, и это привело к полному износу орудийных стволов.

В январе феврале 1942 года в течение 16 суток на глазах у наступающих фашистов специалистами ремонтного артиллерийского завода Черноморского флота была произведена замена орудийных стволов. Учитывая, что вес каждого ствола составлял 50 тонн, подобная операция без специального кранового оборудования являлась уникальной в мировой практике.

Немцы весной 1942 года, готовясь к решающему штурму Севастополя, сосредоточили для борьбы с ББ-30 мощную группу тяжелой артиллерии, в том числе специально доставленные из Германии 600-мм мортиры «Тор» и «Один» и 800-мм железнодорожную пушку «Дора». 7 июня 1942 года после прямого попадания нескольких тяжелых снарядов 1-я башня батареи была выведена из строя. Оставшаяся 2-я башня в течение последующих 10 суток произвела около 600 выстрелов. Лишь после того как утром 17 июня и она вышла из строя, немцы захватили батарею.

История

Постройка батареи береговой обороны была начата на возвышенности Алькадар (в районе нынешнего поселка Любимовка) в 1913 году. Проект батареи разработал военный инженер генерал Н. А. Буйницкий с учетом рекомендаций известного русского фортификатора (еще и известного композитора) генерала Цезаря Антоновича Кюи, который предложил для батареи наиболее выгодную позицию.

Почти 100 лет назад батарею уже планировали полностью электрифицированной. Все операции по заряжанию и наведению орудия выполняли 17 электродвигателей. На поверхности должны были находиться только орудийные башни с 200-миллиметровой броней.

Работы велись до 1914 года. По сей день на батарее сохранились переговорные устройства начала прошлого века. Строительство батареи возобновилось в 1928 году. В башнях батареи были установлены 305-миллиметровые орудия образца 1913 года (линкоровский калибр).

В 1934 году после пробных артиллерийских стрельб по морским целям батарея вошла в состав частей береговой обороны Черноморского флота с присвоением № 30. Первым командиром тридцатой батареи был капитал Ермил Донец.

В 1937 году командование 30-й батарей принял капитан Георгий Александрович Александер.

К началу 2-й мировой войны в Севастополе было две батареи такого калибра. Помимо расположенной в районе поселка Любимовка «тридцатки», базу флота прикрывала батарея № 35 на мысе Херсонес. Обе они входили в состав 1-го отдельного артиллерийского дивизиона береговой обороны Главной базы Черноморского Флота. Обе батареи изначально строились как береговые, то есть были предназначены для борьбы с кораблями противника: 30-я батарея прикрывала район севернее мыса Лукулл, 35-я батарея должна была обстреливать сектор от мыса Херсонес до мыса Фиолент. Но когда в октябре 1941 года немецкие войска ворвались в Крым, береговые батареи, предназначенные для защиты Севастополя с моря, стали главным калибром обороны города с суши.

Следует отметить, что 35-батарея была расположена слишком далеко от района наступления немцев и доставала только до станции Мекензиевы горы, а поэтому именно «тридцатке» суждено было сыграть яркую роль в обороне Севастополя.

После войны к 1954 году ББ-30 была восстановлена, взамен старых двухорудийных башенных установок были установлены трехорудийные «МБ-3-12-ФМ», снятые с линкора Балтийского флота «Фрунзе». Одновременно было заменено и силовое оборудование, установлена новая, самая совершенная для того времени, система управления стрельбой «Берег» с радиолокационной станцией и теплопеленгаторами.

Последний раз батарея стреляла в 1958 году при съемках фильма «Море в огне». В результате во многих домах близлежащих сел вылетели стекла, у некоторых домов даже сорвало крыши.

В 1997 году по решению командования Черноморским флотом ББ-30 была законсервирована. В настоящее время на бывшей ББ-30 открыт музей береговых войск ЧФ.

Как добраться?

30-я батарея находится в Любимовке. На машине найти ее легко - она хорошо видна с трассы, ведущей из Севастополя на Любимовку. Пешим туристам необходимо сесть на паром и перебраться на Северную сторону из Артиллерийской бухты, дальше 5–7 минут на маршрутном такси.

30-я береговая батарея — легендарное оборонительное сооружение и шедевр фортификационного искусства, расположенное в севастопольском микрорайоне Любимовка. Своему второму названию «Максим Горький I» фортификация обязана немцам.

30-я береговая батарея известна тем, что в годы Великой Отечественной войны она играла роль огневого щита. С 1941 по 1942 годы сооружение не позволяло противникам подступиться к Севастополю. Во время обороны города с устройства было произведено больше тысячи выстрелов. Следует отметить, что артиллерийские установки, которыми была оборудована «тридцатка», могли посылать снаряды на 40-километровое расстояние. Вес каждого составлял полтонны. Сооружение было настолько крепкое, что могло уцелеть даже после попадания в него авиационной бомбы.

Подобных фортификаций на территории Советского Союза было немало. Однако только 30-й береговой батарее в Севастополе удалось сохраниться лучше всех. После окончания войны сооружение восстановили и оснастили 6 орудиями, радиолокационной станцией и современными системами наведения.

Несмотря на то, что военный объект действующий, последние выстрелы из него были произведены в 1958 году при съёмке фильма «Море в огне».

Экскурсия на 30-ю батарею

К сожалению, приобрести организованный тур к сооружению вам вряд ли удастся. Всё дело в том, что «тридцатка» находится на территории действующей воинской части. Чтобы посмотреть своими глазами на уникальный объект, нужно получить специальное разрешение. С соответствующим запросом можно попытаться обратиться в пресс-службу Черноморского флота.

В случае положительного ответа, не ограничивайтесь только внешним осмотром комплекса. Посетите и казематированное помещение батареи. Перед входом в каземат установлен мемориал в честь защитников сооружения. Внутри вам предстоит пройтись по длинным коридорам, проходящим под двумя орудиями 30-й батареи. О печальных событиях тех времён посетителям напоминают висящие на стенах таблички с именами. Видели ли вы когда-нибудь бронедверь? Здесь ей снабжено каждое помещение.

В длинных коридорах расположены и «внутренности» сооружения — системы управления, командный мостик, пост управления огнём, снаряды, подающие механизмы, пороховые заряды, переговорное устройство, коммуникации, желоба и тому подобные.

Музей 30-й батареи

Об образовании на территории сооружения полноценного гражданского музея Министерство обороны говорит уже на протяжении нескольких лет. По предварительным планам учреждение планируют открыть в преддверии 75-летней годовщины освобождения Севастополя. На данный момент рядом с фортификацией ведётся строительство парка.

Единственный музей, который сейчас доступен для просмотра (опять же только при наличии специального пропуска), содержит небольшую экспозицию. Она состоит из вещей, которые были обнаружены на территории «тридцатки» после боёв 40-х годов. В качестве экспонатов выступают немецкие тарелки 1941 года, памятка командиру взвода и командиру орудия, немецкая воинская книжка, уцелевшие части пистолетов и пулемётов.

История создания 30-й береговой батареи

Годом строительства сооружения считается 1913 . В те времена эта местность называлась Алькадар. Известно, что разработкой проекта занимался инженер Буйницкий. В расчёт принимались и рекомендации известного фортификатора Цезаря Кюи .

Спустя год работы по строительству батареи приостановились. Возобновились они лишь в 1928 году . В планах разработчиков значилось создание полностью электрифицированного сооружения. Для выполнения операций по наведению и заряжанию орудия батарею снабдили 17 электродвигателями . Причём все они находились под землёй, в специально отведённых для этих целей помещениях. Над земной поверхностью выступали лишь 305-миллиметровые орудийные башни.

В 1934 году сооружение протестировали. После артиллерийских стрельб фортификации был присвоен 30-й номер. Первым, кто командовал «тридцаткой», был капитан Ермил Донец.

В последующие годы сооружение модернизировалось и достраивалось. К началу Второй Мировой войны на территории города было две ББ (бронебашенная батарея), одна из которых называлась 35-ая .

Как добраться

От центра города закрытый объект отделён Севастопольской бухтой, преодолеть которую можно только на плавательном средстве. Такой фактор создаёт незначительные неудобства, которые легко решаются благодаря развитой транспортной системе города.

Комбинированный вариант : на железнодорожном вокзале Севастополя садитесь на маршрутное такси № 109, № 120 или троллейбус № 12. Выходите на остановке «Площадь Нахимова». Дальше около шести минут идёте пешком до Графской пристани. Там ждёте катер, который доставит вас на противоположный берег. Интервал движения транспорта — 10-17 минут. На площади Захарова нужно будет сесть на маршрутку № 36. Она доставит вас до остановки «Совхоз «Перовской». Потом ещё немного пройтись, следуя на север, пока перед вами наконец-таки не появится бронебашенная батарея. От автостанции «Северная» до «Совхоз «Перовской» также можно добраться на маршрутке № 45.

На автомобиле : от городского аэропорта до «тридцатки» можно быстро, в течение 11 минут, доехать на машине. Направляйтесь на юго-запад по Т2707. Батарея будет справа.

На такси : значительно сократить путь вам поможет такси. Пассажирскими перевозками в Севастополе занимаются «СЕВТАКСИ», Pickup, Maxim, «Такси Метро».

Видео-экскурсия по 30-й батарее в Любимовке

2. ВОСЕМЬ ЛЕТ СПУСТЯ

3. В СТОРОНЕ ОТ ВОЙНЫ

4. «СТВОЛИКИ»

5. ПЕРВЫЕ ЗАЛПЫ ПО ВРАГУ

6. НА КОРРЕКТИРОВОЧНЫХ ПОСТАХ

7. ПОЛИТРАБОТА БЫЛА ГИБКОМ И ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОЙ

9. ДРАЛИСЬ КОКИ И ХЛЕБОПЕКИ...

10. ЛАЗАРЕТ БАТАРЕИ

11. СМЕКАЛКА И ГЕРОИЗМ

12. ПЕРЕД ТРЕТЬИМ НАСТУПЛЕНИЕМ

13. МОРТИРЫ «КАРЛ» И ПУШКА «ДОРА»

14. НАКАНУНЕ ПОСЛЕДНЕГО БОЯ

15. В БЛОКАДЕ

16. ПОСЛЕДНИЙ ПРОРЫВ

17. ДО ПОСЛЕДНЕГО ПАТРОНА

18. В ПЛЕНУ

19. ДРУЗЬЯ И ВРАГИ ОБ ОБОРОНЕ СЕВАСТОПОЛЯ

20. ПАМЯТЬ О НИХ НИКОГДА НЕ УМРЕТ

21. ПУТИ-ДОРОГИ

Издание: Мусьяков П. И. Подвиг Тридцатой батареи. - М., Воениздат, 1961. 168 с.

Аннотация издательства: Книга о Тридцатой батарее береговой обороны Черноморского флота повествует о том, как героический гарнизон этой батареи дрался с врагом во время обороны Севастополя в 1941-1942 годах.

По роду своей служебной деятельности автору, генерал-майору Павлу Ильичу Мусь-якову довелось бывать на Тридцатой батарее еще в период ее строительства, присутствовать на первой стрельбе. Невыдуманных героев этой книги Ивана Андриенко и Ивана Подорожного автор знал еще в те времена, когда они были краснофлотцами. На протяжении примерно десяти лет автору приходилось не раз встречаться с Г. А. Александером. Знал он и молодых командиров подразделений лейтенантов Поля, Адамова, Теличко, Репкова, связиста Пузина и многих других офицеров, старшин, сержантов и краснофлотцев.

Во время боев за Севастополь П. И. Мусьяков редактировал газету «Красный черноморец», выходившую в осажденном городе.

После выхода в свет первого издания книги о Тридцатой батарее автор получил от участников героических событий ряд интересных писем. Они помогли ему дополнить книгу, но и сейчас еще нам не все известно о судьбе блокированного гарнизона, особенно о его последних днях. Военное издательство и автор надеются, что после опубликования второго издания будут получены новые отклики от воинов героического гарнизона, оставшегося до конца верным Родине.

P. S. Хотя и тираж большой, и второе издание, но книга раньше не попадалась - спасибо добрым людям, помогли. Ряд мифов и идеологических штампов присутствуют, но это и понятно: книга - отражение эпохи, в которую она создавалась, да и как может политработник не увековечить очередной митинг на тему «Ударим новым лозунгом по штурмовым группам врага!»???

1. РОЖДЕНИЕ БАТАРЕИ

С кем, Севастополь,

Тебя сравнить?!

С героями Г реции?

Древнего Рима?

Слава твоя - что в гранит не вгранить - Ни с чем в истории не сравнима.

С. Алымов.

1. РОЖДЕНИЕ БАТАРЕИ

Зеленый холм дружно вышвырнул наискось к небу четыре огненных меча, окутанных рыжим дымом, и тяжелый звук залпа разнесся эхом по горам и балкам. Десятки людей вскинули к глазам бинокли, направив их в сторону моря, где далеко-далеко, почти на самом горизонте, медленно шел миноносец, тащивший продолговатый полотняный щит. Долго летели снаряды. Но вот в районе щита выросли четыре белых столба.

Недолет!..

А кучность-то какая! Будто в шапку уложил...

Пока гости батареи и члены приемной комиссии обменивались впечатлениями, башни, скрытые в зеленом холме, разразились новым залпом. Два высоких всплеска поднялись до щита, два - за ним.

Накрытие! Со второго залпа. Молодец Донец! - сказал командующий флотом Кожанов.

Все молодцы! - поправил командующего флотом член Военного совета Гугин.

Третий и четвертый залпы - прямые попадания. Пятым снесло стойку щита, и серое

полотнище, похожее издали на коробку спичек, вдруг стало треугольным. А снаряды через каждые полминуты летели к щиту, и третья группа наблюдателей, находившихся на эсминце, каждый раз отмечала попадания. Девятым залпом снесло еще две стойки, и полотно, пробитое снарядами, медленно сползло к основанию щита. Десятый залп был дан уже туда, где ползли по взлохмаченной воде только расщепленные бревна основания щита.

Начальник артиллерии береговой обороны, оторвав потное улыбающееся лицо от окуляров панорамы, сказал:

Товарищ командующий, люди заслуживают награды, особенно командир.

Кожанов медленно отвел от глаз бинокль и, посмотрев на начальника артиллерии,

И вам большое спасибо, ваши ученики на батарее.

Командир дивизиона Петр Алексеевич Моргунов, еще не успокоившийся от пережитого волнения, подошел к Кожанову и доложил:

Стрельба окончена, третья группа доносит: девять прямых попаданий, из них три в основание щита.

Комфлот, высокий, стройный и смуглолицый, пошел впереди группы офицеров штаба и приемной комиссии в массив артиллерийских башен и силовых агрегатов. Председатель государственной комиссии по приемке батареи А. А. Рулль с мягким акцентом уроженца Прибалтики спокойно и деловито докладывал Кожанову предварительные итоги приемки батареи. Надо наградить, прежде всего, командира батареи. Хорошо бы именными золотыми часами.

Деньжонок у нас маловато, Август Андреевич, но все же, посмотрим. Ребята заслуживают поощрения.

Из-под бетона показались командир и комиссар батареи. Они шли, придерживая противогазы, болтавшиеся на боку. Командир батареи Емельян Петрович Донец, набрав в легкие побольше воздуха и подавив минутное волнение, выпалил:

Товарищ командующий, Тридцатая батарея окончила стрельбу. Залпов десять, пропусков, осечек и поломок механизмов нет, израсходовано сорок выстрелов. Подробные данные будут доложены после получения снимков третьей группы наблюдения.

Комиссар батареи М. И. Бакаев доложил, что политико-моральное состояние личного состава высокое, нарушений дисциплины за последние два месяца не было.

Вольно! - радостно произнес Кожанов, резко шагнул навстречу и поцеловал немного растерявшегося Донца. - Командуйте «Отбой», выводите людей из-под массива, проведем митинг.

Кожанов любил митинги. В юности он командовал матросскими отрядами на Волге и побережье Каспия. Матросы любили своего командира за смелость и лихость в бою. Даже вражеские снайперы прозвали его «заколдованным». Перед боем или после него Кожанов умел сказать огневое слово, крепко берущее за матросское сердце. Так и сегодня он заговорил первым. Он начал издалека, вспомнив налет немецкого линейного крейсера «Г ебена» на базу флота во время первой мировой войны.

Немецкий линейный крейсер «Г ебен», переданный Турции накануне первой мировой войны, ранним осенним утром 1914 года показался вблизи Севастополя. Командир корабля, зная, что русская крепостная артиллерия устарела, подошел на выгодную ему дистанцию и открыл огонь из одиннадцатидюймовых орудий. Снаряды падали в городе и на рейде, среди кораблей. Дальность огня «Гебена» превышала дальность стрельбы большинства русских крепостных батарей. Броненосцы, стоявшие на якоре, тоже практически не могли стрелять по вражескому кораблю: одни - из-за устарелости своей артиллерии, другие - потому, что не видели цель, скрытую от них берегом. Так и ушел безнаказанным быстроходный крейсер противника. Правда, его огонь не нанес существенного урона, но шуму наделал много.

Царское правительство наконец поняло, что Севастополь нуждается в новых дальнобойных крупнокалиберных батареях, и отпустило некоторую сумму денег на постройку двух башенных батарей двенадцатидюймового калибра. Одну наметили создать южнее Севастополя, другую - севернее.

Инженерная служба после долгих препирательств с артиллерийским ведомством в 1915 году приступила к рытью котлованов и прокладке подъездных путей. Но вскоре из-за недостатка средств строительство было прекращено. Для Тридцатой батареи успели только вырыть котлованы башен и заложить фундаменты.

Не зря крымский Севастополь называется городом воинской славы — этот статус подтверждают различные достопримечательности, расположенные на морском побережье. — одно из таких мест. К слову, это не музей, а законсервированный военный объект, постоянно готовый к бою. Форт располагается неподалеку от Качинского шоссе (северный район города). Ближайшие ориентиры:

  • Дом-музей Перовских;
  • Мемориал ВОВ;
  • река Бельбек;
  • Церковь святого Николая.

История «тридцатой береговой»

Дальнобойные крупнокалиберные батареи берегового типа появились благодаря дредноутам — артиллерийским судам, получившим распространение в начале прошлого века. Береговые батареи не могли достать вражеские линкоры и дредноуты в ходе русско-японской войны, поэтому военные инженеры занялись модернизацией укреплений. Вот и получается, что 30-я береговая батарея появилась после трагических событий 1905 года. Тогда японские линкоры обстреливали Порт-Артур безнаказанно — слабенькие русские пушки не могли их достать.

Идея была в том, чтобы создать бронебашенные батареи, оснащенные орудиями крупного калибра. Проект такого сооружения появился в 1908 году — его предложил Нестор Буйницкий, генерал-лейтенант Российской империи. Проект подвергся ряду существенных изменений, после чего был утвержден верховным командованием. С 1913 года начались масштабные строительные работы в ключевых российских портах. Вот несколько интересных фактов, касающихся «тридцатой береговой»:

  1. На возвышенности стояли две установки кругового вращения.
  2. Наведения осуществлялось благодаря 17 электродвигателям.
  3. Под землю инженеры спрятали силовую станцию, склад боеприпасов и служебные комнаты.
  4. Батарею и командный пункт соединял коридор продолжительностью 600 метров.
  5. Первый этап строительства завершился в 1914 году.

Историки полагают, что 30-я береговая батарея в Севастополе могла бы выглядеть еще солиднее, но фортификационные работы были прекращены из-за первой мировой. Революция также не пошла на пользу военной инфраструктуре. Строительство возобновилось лишь в 1928 году — тогда комплекс оснастили 305-миллиметровыми пушками. Перед самым началом ВОВ батарея уже входила в состав Главной базы береговой обороны под командованием Черноморского флота. В то время батарейные головы были значительно толще корабельных — их броня определялась параметром в 300 миллиметров.

Работала 30-я береговая батарея в Севастополе от электроэнергии, но при отсутствии подачи тока башни приводились в движение по старинке — механическим вращением. Сама батарея представляла собой огромный бункер с целой системой погребов, комнат, проходов и коридоров. Внутри комплекса имелась собственная скважина с питьевой водой и впечатляющий запас провианта. При желании 400 защитников могли держать оборону около месяца в полностью автономном режиме.

В те времена мощность и дальнобойность батареи поражала воображение. Снаряды, выпущенные орудиями «тридцатки» спокойно доставали до Почтового (48 километров), Николаевки (44 километра) и Бахчисарая (30 километров). Мощность должна сопровождаться точностью наводки, поэтому вокруг Севастополя выросла целая сеть наблюдательных пунктов для корректировки огня. Эти пункты располагались в следующих местах:

  • Фиолент;
  • Херсонес;
  • устье Альмы;
  • устье Качи;
  • Лукулл.

Батарея активно участвовала в обороне Севастополя на протяжении 250 дней и выполнила 1238 выстрелов по немецким позициям. Даже после повреждения одной из башен, защитники города продолжали сражаться. Немцы чудом прорвались внутрь комплекса, взяли в плен советских артиллеристов, и лишь после этого пушки замолчали. После войны батарея была демонтирована, затем ее опять ввели в эксплуатацию и использовали в качестве военного объекта вплоть до распада СССР.

Чем батарея привлекает туристов

В эпоху противостояния Советского Союза и фашистской Германии 30-я береговая батарея была практически целиком уничтожена. После 1945 года объект был восстановлен, оснащен радиолокационной станцией и современными системами наведения. В 1997 году было принято решение о полной консервации объекта. Сейчас на территории комплекса работает музей, но попасть туда нелегко — для этого вам потребуется специальное разрешение. Внутрь пропускают журналистов, военных и общественных активистов.

Простому туристу попасть в музей почти нереально, поэтому вокруг объекта наблюдается усиленный ажиотаж. Батарея окутана атмосферой таинственности, а с экспозицией люди знакомятся преимущественно по газетным и телевизионным репортажам. Вот перечень интересных экспонатов, представленных в музее:

  • осколки снарядов «Карла»;
  • предметы быта советских и немецких солдат;
  • топографические карты;
  • бочки для пороховых зарядов;
  • макеты снарядов;
  • амуниция.

Любителей истории привлекает архивная документация. Особый интерес представляют советские офицерские инструкции, на которых проставлен штамп с немецким «орлом». Вражеское командование пыталось использовать эти документы для обучения собственных воинов. Еще одна интересная часть экспозиции — фрагменты дореволюционных пушек, датированные 1914-1917 годами. Эти орудия не утратили боевой потенциал и продолжают функционировать.

Практическая информация

Комплекс расположился на улице Батарейной, а добраться туда можно разными способами. Проще всего сесть на катер, отплывающий от Графской пристани (Южная бухта, окрестности площади Нахимова). Попав на другой берег, идите в сторону автостанции Северная. Дальше вам нужно сесть на маршрутку (или автобус), следующую до «Совхоза „Перовской“» — подойдут номера 45, 42, 47, 36, 51 и 52. В конце настройтесь на пешую прогулку (примерно 120 метров).

До батареи можно доехать и на собственном авто. Путь, конечно, будет извилистым и займет около часа — это в том случае, если вы будете выезжать из центра Севастополя. GPS-координаты объекта: 44.663792, 33.559225. Приятного путешествия!

Похожие публикации