Все о профилактике и борьбе с вредителями и паразитами

Признаки и последствия подростковой наркомании. Причины и последствия подростковой наркомании по учебнику галагузовой Наркомания несовершеннолетних

В докладе Всемирной организации здравоохранения о причинах наркомании говорится, что основные причины наркомании связываются прежде всего с: 1) особенностями характера наркоманов; 2) психическими и физическими расстройствами его организма; 3) социально-культурным влиянием на его личность.

Соглашаясь с такой классификацией, уточним ее и рассмотрим на микро-, мезо- и макроуровнях.

1. Микроуровень. Здесь различают биологические и психологические причины.
Среди биологических факторов особенно выделяются:

Степень изначальной толерантности (терпимости) к наркотическому препарату, наличие патологической почвы в виде поражения головного мозга или «минимальной мозговой дисфункции». Эти нарушения могут возникнуть, например, во время беременности женщины. Известно, что примерно с 60-х годов в практику родовспоможения широко вошла стимуляция родовой деятельности, стала использоваться практика регулируемых родов (остановка родов в ночное время и стимуляция в дневное), роженицам стали активно вводить вещества с психоактивным действием: транквилизаторы, антигистаминные препараты и др., что неизбежно ведет к различным мозговым дисфункциям плода;

Природа наркотического вещества, которым злоупотребляет подросток, а также способ его введения;

Потребности в принятии наркотика, которые вызваны чувством голода, усилением половой потенции, хроническим пере утомлением организма, болезнью, когда провоцируется употребление «спасительных доз наркотиков». Соматические заболевания, требующие принятия «успокоительных» или «снимающих боль» препаратов, ведут к возникновению лекарственной зависимости, превращающей больного в наркомана. Психологические факторы включают в себя:

Привлекательность на психическом уровне возникающих ощущений и переживаний;

Стремление к самоутверждению;

Отсутствие устойчивых, позитивно ориентированных социальных интересов;

Расстройства психики неорганической природы, такие как социальный стресс, период полового созревания, разочарования, крушение жизненных интересов, страх и тревога. Субъективная причина неудовлетворенности жизнью рассматривается в связи с самыми различными обстоятельствами: личными трудностями, недостатками социально-культурной сферы, не обеспечивающей условия для проведения свободного времени, что особенно важно для подростков, социальной несправедливостью, неустроенностью быта, неуспехами в учебе, разочарованием в людях и т. д.;

Особенности личностной акцентуации подростка.

Наиболее значимыми типами акцентуации характера, оказывающими влияние на формирование наркотической зависимости, являются:

Эпилептоидный тип - при употреблении наркотиков и алкоголя происходит наиболее быстрое формирование зависимости;


Неустойчивый тип - уровень высокого риска;

Конформный тип - характеризуется высокой внушаемостью и быстрым формированием наркотической зависимости;

Астенический тип - для него характерно употребление наркотиков или алкоголя для стимуляции настроения;

Шизоидный тип - употребление наркотиков (опий, героин) и алкоголя для улучшения контакта;

Истерический тип - в основном, происходит употребление алкоголя и стимуляторов.

2. Мезоуровень. Основные причины наркомании среди несовершеннолетних на этом уровне следует искать, как считают специалисты, в условиях воспитания. То есть можно говорить о социально-педагогических и социальных причинах.
Социально-педагогические факторы зависят от воспитания ребенка в семье и его адаптации в школьном коллективе.

«Человек, как и дерево, искривляется чаще всего в молодости» . Зачастую ошибки и просчеты воспитания в детском и юношеском возрасте имеют тяжелые последствия. Подростки усваивают чуждую нормальному человеческому обществу психологию, воспринимают из окружающей среды аморальный образ жизни, копируют циничные манеры поведения. Они с пренебрежением относятся к общественным требованиям, выраженным в моральных и правовых нормах, к советам и наставлениям старших. Регрессивные моменты в развитии духовного мира личности закономерно проявляются в ее поведении. Поступки и действия молодых людей постепенно утрачивают характер невинного мальчишеского озорства, все чаще и чаще приобретая опасную для общества направленность. В тех случаях, когда эти поступки и действия наносят вред обществу и его членам, они неизбежно вступают в конфликт с законом.

По данным только одной наркологической службы, среди 344 детей, страдающих наркотической зависимостью, были выявлены:

Социальная деградация личности родителей (преступность, бродяжничество, непостоянная работа) - всего у 198 человек;

Нездоровый быт вследствие распада семьи - у 158 наркоманов;

Материальная необеспеченность - у 109 человек;

Воспитание в неполной семье - у 319 человек.

На основании приведенных данных был сделан вывод, что наркотизму в большей мере способствуют неблагополучная семейная обстановка и неправильные условия воспитания, чем психопатологическая наследственность.

Аномалии психического развития ребенка чаще всего связывают с неправильным построением взаимоотношений «мать-ребенок». Замечено, что в каком психическом состоянии находится мать (или лицо, ее заменяющее), в таком состоянии будет находиться и ребенок, особенно до 5 лет. Какие эмоции, поступки, реакции демонстрирует мать, такие же реакции будут формироваться у ребенка.

К социальным факторам мы отнесем две причины: мода (престижность приема наркотиков или других психоактивных веществ) и влияние референтной группы, которая имеет решающее значение из всех вышеперечисленных факторов. По мнению ученых, наиболее склонны к употреблению нар котиков следующие типы подростковых групп:
- территориальные группы, формирующиеся из сверстников по месту учебы или жительства. Это свободные, слабо регламентированные объединения. Основными психоактивными веществами, употребляемыми в них, являются алкоголь и дешевые наркотики;
- делинквентные и криминальные группы. Эти группы жестко регламентированы и крепко сбиты. В них очень высока роль лидера, четко представлена иерархическая структура. Даже личностно слабые индивиды, называемые «шестерками», держатся за группу, так как она защищает их от других подростков, создавая некоторое подобие психологического комфорта. Эти группы немногочисленны, но часто стараются вовлечь в свою среду новичков, склонных к злоупотреблению наркотиками. Причем на первых порах их снабжают наркотиками бесплатно.

Лидер в этих группах, как правило, совершеннолетний наркоман со стажем, которого называют «учителем» или «дедом». Другие роли в этой группе могут быть следующие: «шустрила» - ищет источник снабжения наркотиками; «гонец» - переносит наркотики; «кролик» -является «испытательным полигоном» для новых наркотиков, он получает наркотик бесплатно.

Другими видами групп высокого риска являются:

- «панки» - агрессивные группы, в основном, употребляющие алкоголь и стимуляторы;

- «хиппи» - открытые, доброжелательные, но рассматривающие наркотики как неотъемлемый атрибут своей субкультуры;

- «металлисты» - склонны к употреблению алипола и психоделических препаратов;

- «попперы» - свободные группы с непостоянным составом, без постоянного лидера; склонны к употреблению алипола, гашиша, таблеток без разбора; не любят ингаляторов и инъекционных наркотиков;

- «мажоры» - свободные группы подростков старшего возраста из очень обеспеченных семей; употребляют дорогие алкогольные напитки, гашиш, кокаин, крэк;

- «фанаты» - страстные болельщики - группы высокого риска; употребляют все и в больших количествах.

Такие подростковые группы, как «брейкеры» и «люберы», являются группами невысокого риска.

3. Макроуровень. Эти причины связывают с социально-культурными факторами:
- влияние культуры, и в частности субкультуры, на подростка. Взаимоотношения подростка и окружающего его культурного поля не так очевидны, как взаимоотношения, складывающиеся на микро- и мезоуровне, но они существуют и накладывают свой отпечаток на формирование психической сферы, психических реакций, влечений и пр. К культурному полю относят родной язык как выражение общественного сознания, ведущую религию, устройство быта, пищу, обряды и ритуалы многое другое, что определяет этническую принадлежность. Некоторые молодежные субкультуры включают наркотики: неотъемлемый, обязательный элемент, например, стиль «рэйв» (сумасшествие) предполагает прием наркотика, «экстази», а стиль хиппи предполагает употребление конопли и т. д. Заметную роль сыграла традиция употребления наркотиков в республиках Средней Азии, которые сейчас являются основными их поставщиками для нелегальной продажи;
- замалчивание проблемы наркотизации молодежи. Советское общество, много занимаясь пьянством и алкоголизмом, на проблему наркомании и токсикомании закрыло глаза, делая вид, что ее нет. У нас были засекречены статистические данные о распространении преступности, частоте самоубийств, уровне потребления алкоголя и наркотиков.

Скрывая от людей подобного рода сведения, нельзя ожидать их активизации в вопросах противодействия этим общественным болезням;

Развал идеологических и общественных институтов, утверждение идеологии обывательской жизни, резкое обнищание населения с невозможностью удовлетворять естественные потребности привели значительное число подростков в суррогатные культуры, насаждаемые с Запада, увеличили число дезадаптированных детей, которые стали решать свои проблемы с помощью наркотиков;

Доступность наркотиков. Несмотря на уголовно-правовые запреты, выращивание, изготовление и сбыт наркотиков при обретает все более широкие масштабы. Наибольшее распространение это «производство» получило в республиках Средней Азии, Чечено-Ингушетии и ряде других мест. В торговлю нар котиками включилась и недобросовестная часть медицинских работников, снабжающая наркоманов лекарственными препаратами, предназначенными для лечения больных.

Можно назвать три разновидности последствий наркомании взаимосвязанные между собой: биологические, социально-психологические и криминальные.
К биологическим последствиям относятся прогрессирующее падение активности, энергетического потенциала личности, угасание влечений, биологических потребностей (еда, сон, половое влечение и др.), снижение сопротивляемости, прогрессирующее истощение детского организма.

Криминальные последствия наркомании обусловлены биологическими и социально-психологическими последствиями. Механизм этой взаимосвязи может быть представлен в следующем виде. Наркоман, чтобы удовлетворить свое влечение, вынужден сначала пропускать, а затем совсем оставить работу или учебу, поскольку полностью занят поисками наркотика. Ввиду того, что средств на постоянную покупку наркотика не хватает, наркоман вынужден искать противозаконные пути их приобретения (чаще всего путем краж, ограблений и разбойных нападений). При отсутствии денег наркоман не останавливается ни перед какими средствами для достижения цели, в том числе и убийством.
Другую группу составляют преступления, относящиеся к незаконному изготовлению, приобретению, хранению, перевозке или сбыту, а также хищению наркотических средств; склонение детей и подростков к потреблению наркотиков; посев, наращивание запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические вещества; организация и содержание притонов для потребления наркотиков.

По мнению специалистов, наркомания, как правило, сочетается с алкоголизмом. Отсутствие наркотиков многие наркоманы стремятся компенсировать алкоголем. Сочетание алкоголя и наркотических средств ускоряет деградацию личности ребенка, предопределяет наступление психозов и затрудняет медицинское лечение.
Наркомания связана и с самоубийством, где основная причина - неудовлетворенность жизнью. Некоторые из деградировавших наркоманов занимаются бродяжничеством, являются тунеядцами.

Подростковая наркомания – это формирование зависимости от психотропных препаратов у несовершеннолетних лиц (12–18 лет). Наркологи и психологи утверждают, что молодежь по природе предрасположена испытывать интерес к запрещенным веществам, а проблемы в семье или дурная компания являются лишь катализаторами. Употребление наркотиков подростками имеет свои особенности – быстрее развивается привыкание, слишком высок риск передозировки, возникают необратимые последствия, в том числе замедление развития и формирование психопатологических заболеваний.

Статистика

По данным опроса Госкомстата, в России на конец 2017 года регулярно употребляют наркотические средства 13,5 % молодых людей. Это более чем 54 миллиона человек. Специалисты уверяют, что это еще не самая худшая статистика, так как 10 лет назад показатели были еще выше (так же, как с алкоголизмом и желанием курить сигареты).

Количество подростков*

С алкогольной зависимостью

С табачной зависимостью

С наркотической зависимостью

* все три зависимости взаимосвязаны: 76% подростков одновременно злоупотребляют наркотиками, алкоголем и сигаретами.

Несмотря на то что общее число юных наркоманов постепенно уменьшается, есть две большие проблемы, связанные с употреблением психотропных препаратов в подростковом возрасте. Во-первых, снижается средний возраст, когда молодые люди пробуют наркотик: в 1993 году это был рубеж в 18 лет. Сейчас же молодые наркоманы в среднем начинают употреблять в 13–14 лет.

Вторая печальная тенденция: учащаются случаи употребления детьми тяжелых наркотиков (в том числе героина). Это влияет на увеличение смертности среди подростков из-за передозировки.

Конечно, наркозависимость у молодежи – это проблема не только нашей страны. Самая плохая ситуация в Индонезии, Индии, на Ближнем Востоке, где различные психоактивные препараты употребляет более 40 % людей в возрасте от 12 до 18 лет. В США количество малолетних наркоманов – 19 % от общего числа подростков.

Что побуждает подростков принимать наркотики

Юноши и девушки по природе склонны проявлять интерес к наркотическим средствам. Как объясняют детские психологи, причина этого феномена кроется в следующем:

  • Природное любопытство: всех детей привлекает возможность попробовать то, что им запрещают.
  • Наркотики ассоциируются с взрослением, поэтому подростки пробуют их из желания доказать, что они уже состоявшиеся личности и имеют право на свободный выбор.
  • У детей не развито чувство самосохранения, они не думают о будущем, а живут сиюминутными ощущениями. Употребляют наркоту, не понимая опасности.

Влияние перечисленных психологических факторов относится и к неблагополучным детям, и к молодежи, растущей в обеспеченных и счастливых семьях. Это лишь побуждает впервые принять наркоту и узнать на собственном примере, как она действует. А вот для того чтобы подросток стал регулярно употреблять психотропные средства, должны еще действовать внешние предпосылки:

  • Подростки начинают принимать наркоту в компании, где это считается нормальным. Так они стремятся обрести друзей.
  • Наркотики используются как способ уйти от проблем (наркомания находит распространение среди молодежи, растущей в проблемных семьях или конфликтующей со сверстниками).
  • Подростка подсаживают родители-наркоманы (в том числе неосознанно).
  • Отсутствует профилактическая воспитательная работа с ребенком, он не в курсе, какие последствия его ждут от такой дурной привычки.

«76% подростков с наркотической зависимостью растут в девиантной среде – там, где преступность считается нормой, а материальная обеспеченность семьи ниже средней. Отсутствие средств на воспитание детей и деградация родителей приводят к тому, что мальчики и девочки оказываются «выброшенными на улицу». Среди беспризорников наркоманы встречаются в 84% случаев».

Николенко И. В, представитель комиссии по делам несовершеннолетних

Признаки

Выявить наркоманию трудно из-за скрытности подростков, ведь ни один юноша или девушка не станет делиться с родителями тем, что пробует психоактивные вещества. Задача родителей – внимательно следить за изменениями в поведении и внешнем виде своего ребенка. Вот первые признаки употребления наркотиков:

  • Перепады настроения, беспричинные и резкие – от агрессии до чрезмерного жизнелюбия.
  • Нетипичная для данного подростка активность или, наоборот, «уход в себя».
  • В состоянии наркотического опьянения зрачки глаз неестественно широкие или узкие, взгляд пустой.
  • Искаженные речь, походка, координация. Появляется странная жестикуляция (слишком нервная или, наоборот, заторможенная).
  • Ухудшается внешний вид, лицо и тело покрываются язвами, выпадают волосы, портятся зубы.
  • Нарушается режим сна (бессонница чередуется с сонливостью) и питания (аппетит то зверский, то полностью пропадает).

При введении инъекций на коже будут ранки от уколов. При вдыхании порошка следы препарата остаются на носу. Из-за использования шпака губы, десны покрываются язвами.

Кроме внешних симптомов распознать наркоманию помогает изменение образа жизни подростков. У зависимых детей всегда ухудшается успеваемость в школе, интерес к учебе и прежним хобби исчезает. Опасным признаком является девиантное поведение (ворует деньги из семейного бюджета, ввязывается в драки). Характерно появление материальных проблем (денежные растраты, которые ребенок не может объяснить).

Внимание: только по перечисленным признакам определить наркоманию со 100% точностью невозможно. Аналогичные симптомы могут указывать на различные заболевания (например, гормональные нарушения или психические расстройства). Прежде чем нападать на ребенка, стоит попробовать дружелюбно поговорить с ним и уговорить его на осмотр у врача.

Стадии подростковой наркозависимости

Привыкание к наркотикам у юных граждан происходит по той же схеме, что и у взрослых. На первом этапе ребенок просто принимает препарат «за компанию» – из любопытства или из-за давления в подростковой среде (пресловутое «а тебе слабо?»). Зависимость после первых доз возникает не всегда.

Вторая стадия – в голове ребенка начинают закрепляться положительные установки, связанные с наркотиками («меня приняли в компанию», «мне стало хорошо», «я забыл о проблемах»). Это признак развития психологической зависимости. Создается ощущение, что улучшить настроение или общаться со сверстниками без допинга больше не получится. Третья стадия – физическое привыкание. Прием наркоты удовольствия уже не приносит, но без новой дозы возникают мучительные симптомы.

Особенность наркомании у подростков в том, что дети не ощущают опасности от препаратов. Она склонны принимать без надобности наркотик по многу раз в сутки (не чувствуют нормы), что ведет к ускоренному развитию зависимости.

Популярные наркотики у подростков

У молодежи выбор наркотиков основывается не на том, что «модно» и не на осознании вреда. Выбираются препараты в 90% случаев по принципу «что получится достать».
Самым популярным среди детей веществом является каннабис (марихуана, конопля) – согласно данным Госкомстата, от него зависимы 59,8 % юных наркоманов. Более 14% сидит на солях (курительных смесях, миксах). Опиаты (в том числе героин) употребляет 11,2 %. Среди других психотропных таблеток и порошков, распространенных у наркозависимых детей, стоит выделить: ингалянты (клей и пр.) – 5,7%; кокаин – 3,2%; галлюциногены – 3,1%.

В последние годы среди подростков получают распространение «грязные наркотики» вроде шпака. Их делают из извести, птичьего помета и табака. Средства ужасно пахнут, сильно разъедают кожу и слизистые, но популярны среди несовершеннолетних наркоманов из-за низкой цены (себестоимость одной дозы меньше 30 рублей).

Лечение: что делать, если подросток принимает наркотики

Первое, что надо сделать родителям, заметившим признаки употребления – попытаться спокойно поговорить (без угроз, обвинений, шантажа). Надо объяснить, какие последствия несет вредная привычка. Даже если ребенок прислушается к близким, согласится бороться со своей зависимостью, лучше не заниматься лечением дома, а обратиться за помощью к специалистам с большим опытом работы с несовершеннолетними. В клинике будут проведены:

  • Диагностика – врач выяснит, какие вещества принимались, какие последствия для организма это принесло.
  • Детоксикация и прием симптоматических лекарств для снятия ломки.
  • Психологическая терапия для выявления причин обращения к наркотикам, поиск способов выхода из трудной ситуации.
  • Лечение заболеваний внутренних органов, спровоцированных употреблением токсичных веществ.
  • Социальная реабилитация, учащая ребенка нормальному общению со сверстниками, побуждающая к учебе, хобби.

В курс лечения входят не только работа с самим подростком, но и беседы с его родственниками. Психологи учат родителей осознавать и исправлять существующие проблемы, объясняют, как надо общаться с ребенком, чтобы он не вернулся к наркотикам.

Последствия

Вред от наркоты наносится организму человека любого возраста, но для детей и подростков психотропные вещества представляют опасность еще потому, что не дают до конца сформироваться телу и психике. Это может иметь отложенные последствия применения даже после завершения лечения.

Специфика молодых наркоманов в формировании таких осложнений, как замедленный рост, низкое интеллектуальное развитие, гормональные сбои. Если есть предрасположенность к психическим болезням, то они проявляются уже в первые годы злоупотребления дурманящими препаратами.

Стоит отметить, что прогноз полного выздоровления у подростков в два раза ниже, чем у взрослых. Для сравнения вот статистика: более 42% совершеннолетних наркоманов со 2-й и 3-й стадией зависимости не употребляют наркотики в течение 5 лет после лечения и реабилитации. У несовершеннолетних наркоманов этот показатель составляет всего 26 %.

Еще один важный аспект: под влиянием наркотиков подростки склонны к суицидам (половина всех самоубийств у несовершеннолетних совершается в состоянии наркотического опьянения). Увы, но после завершения лечения такая проблема сохраняется, так как первые годы после реабилитации юный наркоман подвержен депрессиям (из-за гормональной нестабильности, выражающейся в повышенной ранимости и эмоциональности).

Профилактика

Лучший способ избежать подростковой наркомании – принимать профилактические меры. Это касается и правоохранительных органов, и педагогов, и родителей. Чтобы предупредить потребление запрещенных средств, ребенок должен быть окружен вниманием и заботой в семье, его время должно быть максимально организованным (по статистике, чем больше у юного человека хобби, тем меньше вероятность его вовлечения к употреблению наркоты).

Большое влияние оказывает информатизация о пользе здорового образа жизни и о вреде психотропных средств (без лишней драматизации, поучений и агрессии). Кроме пропаганды полезно предлагать подросткам анонимную помощь (наподобие «горячих линий» и «служб доверия»), чтобы дети могли обсудить отношения с семьей и со сверстниками. Это снизит влияние факторов, которые часто подталкивают несовершеннолетнего человека к наркотикам.

Напоследок отметим, что ругать подростка, пойманного за употреблением наркотика, нельзя (это спровоцирует агрессию), но и закрывать глаза на проблему запрещено. Юношеская наркомания не лечится по принципу «перебесится и сам бросит» – ценой упущенного времени может стать жизнь ребенка!

Подростковая наркомания и алкоголизм становятся популярными общественными проблемами, с которыми приходится справляться не столько детям, сколько их родителям. и – это зависимости схожего характера. Одни подростки увлекаются спиртным, а другие – наркотиками. И в том, и в другом случае необходимо рассматривать причины возникновения проблемы и проводить профилактику.

Статистика сайта психотерапевтической помощи сайт показывает, что около 56% парней и 20% девушек хоть раз в жизни пробовали химические препараты, направленные на изменение состояния сознания. Кто-то сразу остановился, а кто-то пробовал и другие вещества.

Подростковая наркомания по факту становится проблемой лишь родителей и всего общества. При этом сам подросток не видит в своих поступках ничего плохого. Дело в том, что алкоголь и наркотики – это своеобразные атрибуты взрослой жизни, которые позволяют подростку показать свою самостоятельность. Причин подростковой наркомании очень много, поэтому об этом более подробно будет рассказано далее.

Что такое подростковая наркомания?

Подростковой наркоманией называется зависимость парня или девушки от наркотиков. Здесь речь идет уже не столько о желании «попробовать», сколько о развитой зависимости, когда подросток уже «не может» жить без допинга.

Подростковая наркомания становится закономерностью во многих случаях. Этому способствуют определенные причины, которые возникают в жизни многих детей. Но следует отметить следующее: причины у наркоманов практически все одинаковые, только эти же факторы возникают и у многих других детей, которые не являются наркоманами. Другими словами, станет подросток наркоманом или нет, уже является его выбором, который делается на основе привычных форм мышления и реагирования. Все дети сталкиваются с проблемами в своей жизни. Только не все из-за этого становятся наркоманами.


Наркоманию называют . Человек может либо деградировать, либо прогрессировать. Стояние на месте практически невозможно, поскольку это похоже на смерть. Есть люди, которые на самом деле умирают, еще будучи живыми. Им скучно, их ничто не радует, они ни к чему не стремятся, их ничто не интересует – все это является признаками того, что человек на самом деле умер в уме, в душе, в своих мыслях.

Но вернемся к тому большому количеству людей, которые на самом деле деградируют, думая, что они прогрессируют. Лишь единицы в действительности прогрессируют. Большая же часть либо умерла, либо идет к деградации. Какой основной показатель того, что вы прогрессируете или деградируете? Ваше качество жизни. Вы достигли своих целей? Вы воплотили свои желания? Вы довольны своей жизнью? Вы можете собой гордиться?

Если ваше качество жизни соответствует вашим представлениям о том, как вы должны жить, значит, вы прогрессируете. Но если вы недовольны своей жизнью, бьетесь, как «рыба о лед», вас что-то не устраивает, то ваши привычные действия ведут к деградации. Вы хотите прогрессировать, но на самом деле деградируете. И показателем этого является качество вашей жизни и ваша удовлетворенность ею.


Одним из видов деградации современного общества является привычка «наступать на горло своей песни». Люди постоянно уступают, подчиняются кому-то, слушают не себя, а мнение окружающих. Пока вы живете по указке других людей, вы деградируете. Пока вы пытаетесь наладить отношения с окружающими путем того, что стараетесь им нравиться, делать им только хорошее, уступать и т. д., вы тем самым «наступаете на горло своей песни». Вы не живете своей жизнью, а подчиняете ее воле других людей. Не вы сами решаете, каким человеком быть и как жить, а другие люди указывают вам, в каком направлении двигаться. Вот только такое жертвенное состояние не приводит вас к прогрессу. Почему? Потому что, когда вы остаетесь наедине с собой, понимаете, что несчастны и не довольны своей жизнью. А это показатели того, что вы на самом деле делаете все, чтобы деградировать.

Причины подростковой наркомании

Очень важно понимать, почему возникает подростковая наркомания. Причины важны не только для специалистов, которые стараются помочь детям выздороветь, но и их родителям, самим больным. Понимайте, что происходит с вашим ребенком, чтобы не спровоцировать у него пагубную зависимость или вовремя остановиться.

Причинами подростковой наркомании являются:

  1. Неблагополучная обстановка в семье. Причем речь идет именно о такой обстановке, в которой ребенку трудно находиться. Он предпочитает уходить из дома и не бывать в кругу семьи, поскольку ему тяжело ладить с родственниками. Если ребенку легче находиться вне дома, то он будет более склонным к появлению наркомании или алкоголизма.
  2. или со сверстниками в школе. Частые споры, ссоры и скандалы будут вызывать напряженное состояние внутри подростка, который будет склонен искать способ расслабления.
  3. Появление трудностей, которые подросток вынужден решать сам, при этом отсутствует развитая ответственность. Другими словами, подросток хочет быть самостоятельным, но не может, поскольку не обладает соответствующими волевыми качествами.
  4. Безответственность. Каждый подросток сам принимает решение, употреблять ему наркотики или нет. На это решение влияет его чувство ответственности за собственную жизнь и здоровье. Если чувство ответственности отсутствует, тогда ребенок становится склонным к наркотикам.
  5. Копирование поведения взрослых. Подросток просто хочет казаться взрослым, поэтому копирует поведение тех, на кого старается быть похожим. Если эти «примеры для подражания» пьют или употребляют наркотики, тогда и ребенок будет к данным веществам прибегать, чтобы казаться взрослым.
  6. Дань общему движению. Если подросток является частью группы, в которой принято употреблять наркотики или пить алкоголь, тогда он не сможет отказаться от данных веществ, чтобы продолжать оставаться частью данной группы.
  7. Интерес. Подросткам порой просто интересно все попробовать. Они пробуют все, что ранее им запрещалось и что принадлежит к взрослому миру, в который они желают вступить.
  8. Отсутствие самореализованности. Когда у подростка нет качеств и моделей поведения, которые помогали бы ему достигать успехов, актуальных для него на сегодняшний день, тогда он прибегает к заменителям.
  9. Психические расстройства. Различные психические отклонения также влияют на выбор подростков.
  10. Неполадки в семье, отсутствие одного из родителей, любви или внимания со стороны взрослых. Появление зависимостей у молодого поколения относят к недостатку полноценного воспитания.
  11. Недоразвитость подростков. Уже в данном возрасте подростки считают себя взрослыми, при этом продолжают оставаться инфантильными, несамостоятельными, зависимыми от родителей и неадекватными в своих реакциях, эмоциональном состоянии.

Проблема подростковой наркомании

На самом деле подростковая наркомания, как и алкоголизм, токсикомания, является проблемой современного общества, где взрослые в большинстве своем заточены на решение материальных проблем, а подростки предоставлены сами себе. Отсутствие взаимопонимания между родителями приводит к тому, что подростки находят утешение в той среде, где им комфортно. В семье и в школе сплошные проблемы, а друзья, с которыми можно хорошо провести время, получить уважение, пообщаться на приятные темы и попробовать все «взрослые» и «запрещенные» препараты, становятся самыми авторитетными и родными.


Подростки кажутся инфантильными и беспомощными в глазах собственных родителей, но уже достаточно взрослыми и способными отвечать за свои поступки, по мнению посторонних людей. Подросток действительно находится на границе перехода от детского возраста к взрослому. Именно на данном этапе он начинает усиленно копировать поступки, привычки и характер взрослых людей, которыми восхищается и на которых желает быть похожим.

Нередко подростковый возраст знаменуется началом развития привычки употреблять алкоголь, курить и даже баловаться наркотиками. У каждой привычки есть своя причина возникновения. Какие причины можно выделить в возникновении подростковой наркомании?

  • Интерес. Детям интересно вести такой же образ жизни, какой ведут взрослые люди. Общество не отличается своей трезвостью и умением контролировать потребление наркотиков. Дети просто копируют взрослых, что в большинстве своем лежит на совести самих взрослых. Если бы мужчины и женщины вели здоровый образ жизни, акцентируя внимание на том, что это является одним из определяющих факторов взрослого человека, тогда и подростки не употребляли бы наркотиков. Зачастую обычный интерес со временем стихает. Если подросток не пристрастился к наркотикам, то через 5-10 лет бросает вредную привычку.
  • Психологические проблемы, часто идущие с самого детства. Эти проблемы связаны с родителями (или опекунами, которые воспитывали ребенка). Дети, подвергавшиеся насилию, физическим побоям, унижениям, часто становятся наркоманами в более взрослом возрасте. Психологи объясняют данный факт неспособностью психики справиться с психологической травмой, нанесенной родителями. Ребенок не способен сам себя защищать, оберегать и разумно анализировать ситуацию. Он полностью доверяет свою жизнь родителям, которые губят ее своими насильственными действиями. Неспособность психики справиться со стрессом заставляет искать пути выхода из ситуации.
  • Патология мозга, который не получает удовольствия. Она может быть врожденной или приобретенной в результате диктаторского или насильственного воспитания. Подросток не способен получать удовольствие от естественных радостей, поэтому ищет методы достижения счастья. Алкоголь или наркотики воздействуют на мозг, провоцируя выделение гормонов счастья и спокойствия. Отсутствие других источников радости приводит к алкоголизму или наркомании.
  • Отсутствие индивидуальности. Если ребенка постоянно подавляют, наказывают за проявление своего «Я» (индивидуальности), не слышат его протестов и слов «нет», тогда он приучается к жизни по указке других людей. В компании друзей или знакомых невозможно отказать людям, которые предлагают побаловаться наркотиками. Потеря собственной индивидуальности приводит к наркомании.

Рассмотренные причины заставляют подумать о воспитании детей. Мамы, папы и общество в целом показывают пример, какими нужно быть мужчинами и женщинами, чтобы считаться взрослыми. Жестокие меры воспитания оставляют травму в психике ребенка, который теперь ищет различные способы ухода от проблем, комплексов и страхов. Также важными становятся генетические данные, которые родители передают своим детям при зачатии и вынашивании. Можно говорить об ответственности родителей и общества в целом за то, какими вырастают дети. Если бы взрослые дяди и тети не употребляли, то дети не пытались бы им подражать и не становились наркоманами в подростковом возрасте.

Профилактика наркомании в подростковой среде

Бороться с наркоманией и помогать уже сложившимся наркоманам – это не профилактика, а лечение. Что же станет профилактикой подростковой наркомании? Здесь мы выделим следующие аспекты:

  1. Правильное родительское воспитание.
  2. Наличие интересов по жизни у подростка.
  3. Развитие в подростке уважения к своему телу и здоровью.

Пожалуй, данные факторы уже будут оберегать его от тех ситуаций, когда окружающие будут предлагать ему наркотики, а он будет делать свой выбор.

Итог

Подростковая наркомания является распространенным явлением за счет отсутствия в детях тех качеств, устремлений и взглядов на мир, которые бы каждый раз останавливали их от пагубной привычки. Конечно, родителям хотелось бы сбросить с себя ответственность за появление у их детей наркотической зависимости. Однако убегание от своих ошибок нисколько не помогает в решении проблемы.

Большинство наркотических веществ вызывают стойкую зависимость, победить которую самостоятельно не может и взрослый человек, а уж тем более подросток. При этом сильнодействующие наркотики способны вызвать зависимость буквально с одной-трех доз. Как ни странно, но часто родители даже в благополучных семьях пропускают момент, когда их сын или дочь начинают употреблять наркотики, а ведь эффективной лечения от наркотической зависимости напрямую зависит от оперативности его начала.

– это огромная сложность, с которой необходимо бороться на всех уровнях, начиная от борьбы с незаконным оборотом наркотиков и заканчивая профилактической работой в школах и семьях. Но, к сожалению, на практике профилактика и борьба с наркоторговцами малоэффективна и многие ребята попадают под смертельную зависимость. Рассмотрим в статье моменты, связанные с мотивацией к употреблению наркотиков, с последствиями и методиками профилактики и лечения этой страшной проблемы.

Проблема подростковой наркомании – что мотивирует употреблять наркотики

Термины и общие моменты проблем подростковой наркомании

Для начала стоит сказать, что под термином «наркотик» часто подразумевают широкий спектр запрещенных психотропных и наркотических веществ, которые воздействуют на психику человека и искусственно вызывают временное чувство эйфории. Часто можно встретить термины «тяжелый» и «легкий» наркотик, последние считаются менее вредными и не вызывающими сильной зависимости, например, марихуана, которая даже разрешена в некоторых странах. Однако, большинство специалистов склоняются к мнению, что подобные вольности недопустимы, особенно с учетом недостаточного анализа негативных долговременных последствий приема легких наркотиков.

В медицине наркотические вещества применяются по своему прямому назначению, то есть для устранения болевого синдрома у тяжелобольных людей (обычно онкобольных), ведь наркотик, прежде всего, является прекрасным обезболивающим средством. Также наркотические вещества возможно применять для лечения некоторых заболеваний, но на сегодняшний момент их применение стремятся ограничить, вследствие побочных эффектов, привыкания и незаконного применения. За медицинскими наркотиками установлен строгий государственный контроль. Стоит заметить, что они прекрасно очищены и потому наркоманы еще советского периода, употреблявшие медицинские наркотики (обычно морфин) жили относительно долго, в отличие от современных наркоманов, принимающих «гремучие» наркотические смеси.

Проблема детской наркомании – мотивация подростков

К факторам, которые способствуют началу пагубного пристрастия к наркотикам, относят:

  • Коллективный фактор. Многие подростки становятся наркоманами «за компанию». Попадая в группу трудных подростков, они начинают принимать наркотики, чтобы не выделяться и якобы не показаться трусами и слабаками.
  • Преднамеренное приобщение в наркотикам. Этим способом часто пользуются наркоторговцы, тем самым обеспечивая себе рынок сбыта, обычно первые несколько доз дают попробовать бесплатно, при этом подзадоривая подростков вечным «тебе что слабо?».
  • Попытки самоутвердиться, стать «крутым», очень часто сопровождается подражанием какому-то кумиру, например, рок певцу, который употребляет наркотики.
  • Попытки уйти от невыносимой реальности, непонимание со стороны родителей, учителей и ровесников могут толкнуть ребенка к уходу в «мир грез».
  • Или, наоборот, навязчивый поиск «радостей жизни», который проявляется у некоторых подростков не желающих утруждать себя размышлениями о завтрашнем дне, а стремящихся получить удовольствие сегодня и любой ценой.

К подобным факторам обычно приводят серьезные пробелы в воспитании, сложные семьи, где родители сами наркоманы или алкоголики, а также разного рода психологические предрасположенности.

К профилактике детской наркомании стоит относиться серьезно и родителям и учителям. Следует максимально обеспечивать здоровое времяпровождение детей (разного рода секции и увлечения), ограждать их от плохих компаний и мотивировать достигать успехов в учебе и спорте. При этом необходимо обращать внимание на то, что подростки с одной стороны часто подвержены протестным настроениям и делают запрещенные вещи из желания показать свою зрелость (иногда просто вместе с друзьями), а с другой стороны они часто подражают своим кумирам. Следовательно, необходимо максимально продвигать идеи здорового образа жизни и приводить в качестве примеров людей, которых ваш сын или дочь уважают и любят. Возможно, это какой-то спортсмен, певец, киноактер или просто успешный родственник с активной жизненной позицией.

Проблема подростковой наркомании – как определить и что потом делать

Симптомы подростковой наркомании

Часто родители просто не хотят замечать изменения в поведении своего ребенка, списывая это на «трудный возраст». А ведь часто именно употребление наркотиков кардинальным образом меняет подростка. Симптомы могут сильно отличаться от типа употребляемых веществ и от психических типов характера, но родителям в общем случае стоит обратить внимание на следующие факторы, прямо или косвенно указывающие на проблему:

  • Вы видите у ребенка явные следы от инъекций.
  • Вы находите у подростка шприцы, иглы, пакетики или коробочки с травой (возможно, чем-то похожей на укроп), либо же какие-то подозрительные порошки.
  • В доме стали пропадать ценные вещи и деньги.
  • У ребенка блестят глаза, а зрачки неестественно сужены или расширенны, при этом реакция на свет практически отсутствует.
  • Поведение напоминает алкогольное опьянение, но запах алкоголя слаб или вовсе отсутствует. Речь невнятна, замедленна или ускорена, нарушена координация при ходьбе и сидении, почерк становится нечитабельным.
  • Резкое и неадекватное изменение настроения: смешливость или агрессия, неудержимое желание разговаривать.
  • Двигательная активность так же неадекватна: повышенная жестикуляция и перемещение по комнате или наоборот апатия и неподвижность.
  • Сухости во рту и явная осиплость голоса или, наоборот, повышенное слюноотделение.
  • Кожа бледная или покрасневшая.

Как вы видите часто симптомы диаметрально противоположные, поскольку это зависит от типа наркотиков, но всегда у подростка наблюдается неадекватное поведение и странные внешние проявления, обращайте на это внимание. А чтобы быть уверенными наверняка заставьте свое чадо пройти тест на наркотики. Полоски для мульти-теста на наличие в крови наркотических веществ продаются в обычных аптеках. При этом постарайтесь соблюсти следующие общие условия:

  • Образцы собранной для анализа мочи и тестовые полоски должны быть одинаковой комнатной температуры.
  • Образцы мочи надо собирать в чистую стеклянную или пластиковую емкость. Так же можно приобрести в аптеке специальный контейнер.
  • Наркоманы крайне изобретательны, поэтому чтобы избежать фальсификаций анализа следует лично убедиться в том, что подросток дает вам свою свежую мочу. Иначе он может подсунуть чужой образец или сильно разбавить свой с помощью воды.

Лечение подростковой наркомании

В случае обнаружения факта приема наркотиков не следует сразу впадать в истерику или закатывать скандал. Этим самым вы ничего не добьетесь, а лишь усугубите ситуацию. Ведь подросток непонятый и загнанный в угол позорным ярлыком «наркоман» становится изгоем и ищет приюта среди тех, кто его понимает, то есть среди подобных себе наркоманов. В случае сильно активных воспитательных действий со стороны родителей ребенок даже может убежать из дома, но это никак не поможет ему излечиться. Родителям стоит для начала подумать о том, что они своим «успешным» воспитанием УЖЕ довели ребенка до наркотиков, а теперь стоит предоставить дело специалистам – врачам-наркологам.

Поэтому в случае обнаружения тем или иным способом факта приема наркотиков надо как можно быстрее обращаться к врачам, и чем раньше вы это сделаете, тем эффективней будет лечение.

Юристг-Прлвов^дъ, 2015, № 4 (71)

УДК 343.97: 343.85: 343.5 ББК 67.99

© 2015 г. О. М. Перекрестова

НАРКОМАНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА И ВИДЫ ЕЕ ПРОФИЛАКТИКИ

В статье рассмотрены проблемы подростковой наркомании и проанализированы виды ее профилактики. Автор отмечает, что ведущую роль в этом вопросе играет воспитательная работа, которая является одним из основных видов профилактических мер в решении проблемы употребления наркотиков несовершеннолетними.

Ключевые слова: социальная проблема, виды профилактики, воспитательная работа, наркотики, алкоголь.

DRUG ADDICTION OF TEENAGERS AS A SOCIAL PROBLEM AND TYPES OF ITS

The article considers the problems of its preventive treatment. The author emphasizes that an educational work plays the leading role in this question and it is an educational work that is one of the main type of preventive measures in solving of the problems of juvenile drugs addiction.

Keywords: the social problem, types ofpreventive treatment, educational work, drugs and alcohol.

Наркотики известны людям уже в течение нескольких тысяч лет. Их употребляли люди разных культур в различных целях: во время религиозных обрядов, для восстановления сил, снятия боли и неприятных ощущений. Уже в дописьмен-ный период существовали свидетельства того, что люди знали и использовали психоактивные химические вещества: алкоголь и растения, потребление которых влияет на сознание. Как это ни парадоксально, но даже сегодня, в эпоху гласности, когда не осталось ни одной проблемы, ни одного вопроса, которые не подверглись бы тщательному «препарированию» в средствах массовой информации, далеко не все имеют четкое представление о масштабах проблемы наркомании. А она почти повсюду в мире превратилась в грозную опасность, как для граждан, так и для государственных институтов. Информация большинства стран мира свидетельствует о том, что злоупотребление наркотиками распространилось во всех социальных слоях и возрастных группах, особенно среди молодежи. Дети и подростки в настоящее время приобщаются к наркотикам в более раннем возрасте, чем в недалеком прошлом. По мере изменения социально-экономической и морально-психологической ситуации в нашей стране, расширения зарубежных контактов все более масштабные и тревожные очертания приобретают проблемы, касающиеся молодежи. Среди них - «бич века» или «белая смерть», как называют иногда наркоманию.

Термин «наркомания» происходит от греческого слова и означает «оцепенение безумием». Нар-

комания - тотальное (т. е. затрагивающее все стороны внутреннего мира и отношений с другими людьми) поражение личности, которое в большинстве случаев сопровождается осложнениями со стороны физического здоровья. Это значит, что человек, регулярно принимающий наркотики, постепенно уничтожает свои лучшие нравственные качества, становится психически не вполне нормальным, теряет друзей, потом семью, вовлекается в преступную среду, приносит несчастье себе и окружающим. Становление наркомании характеризуется развитием основных признаков: психической и физической зависимости, толерантности.

Психическая зависимость - это болезненное стремление (влечение) непрерывно или периодически принимать наркогенный препарат, чтобы вновь и вновь испытывать определенные ощущения либо снимать явления психического дискомфорта. Зависимость возникает во всех случаях систематического употребления наркотиков, нередко - после однократного их приема.

Физическая зависимость - это состояние особой перестройки всей жизнедеятельности организма человека в связи с хроническим употреблением препаратов. Она проявляется интенсивными физическими и психическими расстройствами, развивающимися сразу, как только действие препаратов прекращается. Эти расстройства, обозначенные как синдром «отмены», или абстинентный синдром (абстиненция - воздержание), облегчаются или полностью снимаются только новым введением данного наркотика либо вещества со сходным фармакологическим действием.

Физическая зависимость обусловливает непрерывное употребление наркотиков или возврат к ним после временной отмены.

Толерантность - это явление адаптации, т. е. привыкания к наркотическим препаратам, когда наблюдается все менее выраженная реакция на очередное введение того же самого их количества. Поэтому для достижения прежнего психофизического эффекта больному требуется более высокая доза наркотика. Затем через какое-то время и эта доза становится недостаточной, и необходимо ее повышение.

Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. В России средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 лет, среди девочек - до 12,9; возраст приобщения к токсико-наркотическим веществам снизился среди мальчиков соответственно до 14,2 лет и до 14,6 - среди девочек. Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами, и больных наркоманией, отмечается рост негативных последствий наркомании: это повышение в 7-11 раз смертности, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней - в первую очередь, СПИДа, инфекционных гепатитов (в России более 90 % наркоманов болеют гепатитами), венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. ВИЧ-инфекции зарегистрированы не только у подростков и детей в возрасте 11-14 лет, но и у младенцев, заразившихся от ВИЧ-инфицированных матерей, больных наркоманией. За последние три года СПИДом заболело более 2 тысяч подростков и детей [ 1, с. 58].

Следовательно, под угрозой фактически оказалось будущее страны, т. к. возраст большинства наркозависимых - 13-24 года. Наркоситуация в среде подрастающего поколения представляет серьезную угрозу национальной безопасности страны.

Вместе с тем общество оказалось не готовым к противодействию массовому потреблению наркотиков в детско-подростковой среде. С одной стороны, система образования и здравоохранения, научные учреждения в связи с крайне скудным финансированием, неразвитой материально-технической базой и недостаточным количеством специалистов в области противодействия нарко-тизму не смогли быстро разработать и внедрить современные средства профилактики, диагностики, лечения и реабилитации лиц, злоупотребляющих наркотиками. С другой стороны, органы исполнительной и представительной власти без должного научно-методического обеспечения и необходимых ресурсов также оказались не готовыми к решению проблемы наркотизма и особен-

но его распространения в подростково-молодежной среде. Принимаемые административные и репрессивно-силовые меры являются низкоэффективными . В результате сформировалась девиантная молодежная субкультура, в которой распространено потребление наркотиков.

Среди основных причин, влияющих на распространенность наркомании, токсикомании в детско-подростковой среде, одно из первых мест занимает легкая доступность психоактивных веществ. Около 60 % опрошенных несовершеннолетних, употребляющих наркотики и токсические средства, отмечают относительную несложность их приобретения. Наркотики приобретаются в школах, на дискотеках, в кафе, в хорошо известных местах на улицах, в парках, а также на квартирах распространителей и торговцев наркотиками. Наркодельцы давно определили для себя образовательные учреждения как мини-рынки сбыта наркотиков в дет-ско-подростковой среде. В результате общество столкнулось с реальной незащищенностью детей и подростков от экспансии наркотических средств. Поэтому без жестких мер противодействия незаконному обороту наркотиков и силового противостояния наркогруппировкам добиться реального повышения эффективности антинаркотической профилактической работы только за счет усилий врачей, психологов, социальных работников не представляется возможным.

Ситуация усугубляется тем, что в недалеком прошлом ранняя алкоголизация и токсикомания, как правило, поражали детей из неблагополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. На сегодняшний день число молодых наркоманов пополняется в неменьшей степени подростками из благополучных слоев общества, из семей с высоким достатком. В подобных случаях опека и невысокие морально-этические нормы, сложившиеся в семье, сочетаются с финансовой свободой. Дети именно из этих семей преимущественно формируют особую молодежную субкультуру, ведущими ценностями которой являются свободное, гедонистическое времяпровождение в сочетании с наркотизацией как определенным стилем жизни .

Также серьезным отягощающим фактором риска возникновения наркомании выступает высокая соматическая заболеваемость учащихся .

Существующее положение в школе, конечно, наряду со всеми негативными явлениями в повседневной жизни школьников привело к значительному ухудшению показателей здоровья у детей. По данным Минздрава России, до 50 % гимназистов заканчивают учебный день с признаками переутомления, в общеобразовательных школах та-

Юристъ-Правов^дъ, 2015, № 4 (71)

ких школьников насчитывается 20-30 %; повышенная невротизация диагностируется у 55-83 % учащихся гимназий, а более половины учеников этих школ имеют хронические болезни. Дети с перечисленными нарушениями относятся к группе риска и нуждаются в специализированной медицинской и психологической помощи .

Таким образом, эпидемия наркомании в стране обусловлена не только совокупностью многих патогенных личностных, социальных, геополитических и других факторов, но и их сложным взаимодействием и взаимопроникновением. В этой ситуации возникает особая ответственность со стороны профессиональных групп лиц, работающих с детьми и молодежью, - учителей, воспитателей, школьных психологов, социальных педагогов, врачей, которые нуждаются в выработке совершенно нового подхода к решению проблем профилактики наркомании .

Профилактические мероприятия по предупреждению наркомании могут быть обеспечены только совместными усилиями врачей, педагогов, социальных работников, работников комитета по делам молодежи, инспекций по делам несовершеннолетних, широкой общественности. При этом выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику наркомании. Задача первичной профилактики состоит в предупреждении употребления наркотиков и включает в себя широкую воспитательную работу среди подростков, санитарно-гигиеническое воспитание населения, общественные меры борьбы с распространением наркотиков и их употреблением, административно-законодательные меры. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление и активное лечение лиц, употребляющих наркотические вещества. К этой группе относят мероприятия по предотвращению рецидивов, поддерживающую терапию. Третичная профилак-тикапредполагает социально-трудовую реабилитацию больных наркоманией.

Существуют следующие «группы риска» возможного начала наркотизации:

Лица с наследственными или приобретенными в раннем детстве психическими заболеваниями, умственно отсталые в той или иной степени;

Подростки, проживающие в семьях, где имеются лица, потребляющие наркотики, алкоголь;

Подростки, проживающие в так называемых неблагополучных семьях;

Подростки из семей, членами которых являются лица, отбывающие (отбывавшие) наказание за преступления в местах лишения свободы;

Подростки, входящие в различные неформальные объединения, приверженцы некоторых религиозных сект и течений (кришнаизм);

Несовершеннолетние, участвующие в рабо-

те спортивных кружков и секций по культуризму, бодибилдингу и др.;

Дети криминальных предпринимателей и представителей элитных кругов общества;

Несовершеннолетние проститутки и геи.

«Группы риска» - понятие не правовое, а медико-социальное. Принадлежность подростков к какой-либо «группе риска» не предопределяет обязательное приобщение к наркотикам, а является предрасположенностью к их потреблению. Такие подростки должны быть объектом пристального внимания и первостепенного наблюдения со стороны социальных работников, а также органов внутренних дел.

Психолого-педагогическая коррекция подростков «группы риска» осуществляется сетью специализированных служб, ориентированных на специфические проблемы детей и подростков с разными формами средовой дезадаптации и отклонениями в поведении. Программа профилактики базируется, прежде всего, на укреплении защитных факторов личности, развитии положительной самооценки у подростков.

Специфические задачи профилактической программы воспитательной работы среди подростков обобщаются следующим образом: информирование о действии наркотиков на организм человека; формирование объективно обоснованной негативной позиции в отношении возможного употребления наркотиков; воспитание стойкости и личной ответственности по отношению к применению наркотических веществ; создание алгоритма правильного поведения, формулы отказа .

Анализ политики борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, проводимой на протяжении ряда лет, со всей очевидностью свидетельствует о том, что только на основе силовых методов это социальное зло не может быть существенно снижено или взято под контроль. Необходим, кроме того, целый комплекс мероприятий общесоциального характера, направленных на резкое сокращение круга лиц, потребляющих наркотики. Кроме того, требуется обобщить основные положения, которые следуют из показателей медицинской статистики и должны определять направленность первичной профилактической работы в семье, образовательной среде и сфере досуга несовершеннолетних.

Литература

1. Баранов П. П. и др. Криминология и профилактика преступлений. Общая часть. Ростов н/Д, 2001.

2. Поташник М. М. Инновационные школы России: становление и развитие. М., 1996.

3. Еникеева Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. М., 1999.

4. Кухарук В. Ответственность за незаконный оборот аналогов наркотических средств или психотропных веществ // Уголовное право. 2003. № 4.

5. Мусаев А. Н., Сбирунов П. Н., Целин-ский Б. П. Противодействие незаконному обороту наркотических средств. М., 2000.

6. Профилактика наркоманий у несовершеннолетних средствами культуры и искусства: учебная программа / под ред. Л. М. Шипицы-ной, Л. С. Шпилени. СПб., 2002.

7. Сирота Н. А., Ялтонский В. М., Зыков О. В. Концептуальная программа первичной профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами. М., 2001.

УДК 343.13 ББК 67.99

© 2015 г. Н. С. Диденко, Р. Р. Хасанов

ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ СПОРОВ О ПОДСЛЕДСТВЕННОСТИ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДСТВЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

В статье рассматриваются отдельные проблемы теории и практики разрешения споров о подследственности по материалам доследственной проверки и уголовным делам. Авторами разработаны классификации споров о подследственности, а также пути решения проблемных ситуаций, возникающих по поводу определения данного понятия.

Ключевые слова: подследственность, подведомственность, споры о подследственности, полномочия руководителя следственного органа, полномочия прокурора.

THE PROBLEMS ARISING AT SETTLEMENT OF DISPUTES ABOUT INVESTIGATIVE

JURISDICTION IN PRACTICALACTIVITIES OF INVESTIGATIVE DIVISIONS

This article discusses some problems of the theory and practice of dispute resolution on jurisdiction according to the materials of the preliminary investigation and criminal cases. The authors have developed a classification dispute about the investigation, as well as solutions to problem situations that arise regarding the definition of the investigation.

Keywords: jurisdiction, disputes about the investigative jurisdiction, the powers of the head of the investigative body, prosecutor"s power.

Понятие спора употребляется в ст. 36, п. 6 ч. 3 ст. 81, ч. 1 ст. 82, ч. 8 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В ст. 81, 82 УПК РФ речь идет о спорах, возникающих по поводу принадлежности вещественных доказательств, разрешаемых в порядке гражданского судопроизводства. В остальных случаях -о спорах о подследственности и подсудности.

В соответствии со ст. 36 УПК РФ споры о подсудности между судами не допускаются. Уголовно-процессуальное законодательство допускает наличие споров по уголовному делу по вопросам о подследственности. Моменты возникновения споров, субъекты разрешения спора, порядок направления материалов (уголовных дел) лицу, уполномоченному на разрешение спора, решения, принимаемые лицом по итогам рассмотрения материалов (уголовных дел), сроки предоставле-

ния и рассмотрения материалов (уголовных дел) не урегулированы уголовно-процессуальным законом.

В рамках предмета нашего исследования прежде всего важно дать определение понятия спора в уголовном процессе. Термин «спор» употребляется в различных науках, например, в конфликтологии - как вид деловой коммуникации, если необходимо обсудить разногласия или нет единого мнения по обсуждаемому вопросу.

В судебных стадиях уголовного процесса спор - это столкновение мнений, позиций, в ходе которого каждая из сторон аргументированно отстаивает свое понимание обсуждаемых проблем и стремится опровергнуть доводы другой стороны. Состязательность отечественного уголовного процесса основана на наличии спора между сторонами.

Похожие публикации