Все о профилактике и борьбе с вредителями и паразитами

Назови предмет, о котором идёт речь? Как этот предмет связан со Святками? Подготовила: Зиновьева И. И.". Скачать бесплатно и без регистрации. Обычаи русской старины(презентация) Воскресенье светлое быстро наступает




Кокошник (от слав. « кокош », обозначавшего курицу и петуха, от древнерусского « кокошь » курица - наседка, кокошка, кокуй, златоглав, головка, наклонник, наклонка, шеломок, ряска) старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма. Девушки во время святочныъх посиделок надевали самые лучшие наряды, чтобы понравиться женихам.




Чугун крупный сосуд, горшок из чугуна, позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяет ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью особого инструмента ухват a, представляющего собою разомкнутое металлическое кольцо на длинной деревянной ручке. Из - за специфической формы использовать чугуны при приготовлении пищи на газовой или электрической плите неудобно. Во время Святок обязательно готовили угощение в русской печи.






Наступил памятный 1812 год. Началась Отечественная война с Наполеоном. Хорошо помню: в эту тяжёлую годину набор в армию был особенно большой. В селе остались только женщины, старики да дети. Все, особенно женщины, держали наготове палки, ухваты и прочее, намереваясь с этим оружием встретить неприятеля. Но французы до нашего села не дошли. Только приезжала к нам русская конница. Мог использоваться ряжеными на святках вместо посоха




Веретено - веретно, церк. вертено ср. (вертеть) простое, ручное орудие для пряжи, для ручного пряденья: деревянная, точеная палочка, четверти в полторы, острая к верхнему концу и утолщенная к нижней трети, с зарубкою и с круто заостренною пяткою. Во время святочных посиделок девушки чаще всего занимались прядением.


Знай, баба, свое кривое веретено, свое дело. Знай гребень да веретено. Не веретеном в бок, терпеть можно. Не веретеном трясти, о деле, которое требует рассудка. « На шильце, на мыльце, на кривое веретенце »- таким приговором ряженые выпрашивали деньги на Святки. Смирен топор, да веретено бодливо, о мужике и бабе. Без веретена пряжи не спрядешь. Остры веретена намозолили ладони. Ерема, Ерема! сидел бы ты дома, да точил веретена. Кривое веретено не надежа (не оденет). Кривое веретено не исправится. Девку веретено одевает. Чужое веретенце бери, да и свое припаси. Сделала дело худое, переломила веретено кривое.




Матица Проекция матицы на пол являлась своего рода границей между внешней и внутренней частями дома. Посторонним не полагалось пересекать эту границу без приглашения хозяев. Стол в доме обычно стоял перпендикулярно матице, за исключением случаев прощания с покойником (поминок), когда стол разворачивали и ставили вдоль матицы. У славян матица считалась оберегом и хранительницей дома. В некоторых семьях на матице записывались имена предков. Считалось, что « внезапное разрушение матицы предвещает смерть хозяину, а печи хозяйке » Мы под матицей сиживали, от людей « спасибо » слыхивали Ряженых на Святки пускали под матицу.




Валенки тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь. Валенки это традиционная обувь народов Евразии, которая используется для ходьбы по сухому снегу. Для замедления снашивания валенки подшивают кожаной или резиновой подошвой или носят с галошами. Традиционно валенки бывают коричневого, чёрного, серого, и белого цвета, но в последние годы выпускаются валенки самых разных цветов. Во время Святок валенок использовался во время гадания, его бросали через забор.
Рушник расшитое декоративное полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества восточных славян. Издревле на Руси рушник имел не только эстетическое предназначение, но и ритуально - обрядовое. Узоры, вышитые на рушнике, служат не только украшением повседневного быта, но и являются символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом, предками.


Рушниками убирают красный угол хаты или избы, божницы, дверные и оконные проёмы, а также украшают стены. Особая роль принадлежала рушнику в свадебном обряде. Вышивка на рушниках по поверьям должна была оберегать молодожёнов от порчи, сглаза. Рушниками украшали свадебный поезд лошадей, упряжь, одежду гостей. На рушнике стоят жених и невеста во время венчания. В некоторых регионах Украины сватовство называлось взятием рушников или отдачей рушников. А в других регионах рушниками называли не сватовство, а обручение. Региональные отличия, касающиеся рушников, бережно сохранялись при переселении в другие местности. Также, рушник являлся элементом родильных, крестильных и погребальных обрядов. Его повязывали на шею умершего, покрывали гроб, и на рушниках спускали его в могилу. В течение сорока дней рушник считался вместилищем души умершего, своеобразным окном между миром живых и миром мёртвых. Рушниками украшали намогильные кресты, деревья, церкви. По сей день сохранился обычай встречать гостей, в том числе и ряженых во время Святок « хлебом - солью », подносимыми на рушнике

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Слава русской старине! Учитель технологии МОУ «Краснолиманская ООШ п. Красноармейский Романовского района Саратовской области» Жук Т.Е. 2014г.

2 слайд

Описание слайда:

Интеллектуально- познавательная игра КВМ-ЗС Оглянись на предков наших, На героев прошлых дней. Вспоминай их добрым словом, Слава им, борцам суровым! Слава нашей стороне! Слава русской старине!

3 слайд

Описание слайда:

Клуб веселых мастеров- знатоков старины Привет, друзья! Сегодня в нашей школе интересный день. Мы приготовили веселый, чудесный праздник – КВМ-ЗС

4 слайд

Описание слайда:

1-й чтец. Оглянись на предков наших. На героев прошлых дней. Вспоминай их добрым словом- Слава им, борцам суровым! Слава нашей стороне! Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы люди знать могли О делах родной земли… 2-й чтец. В монастырской келье узкой, В четырех глухих стенах О земле, о древнерусской Быль записывал монах. Он писал зимой и летом, Озаренный тусклым светом. Он писал из года в год Про великий наш народ. Ведущий. Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы- красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они землю пахать, травы косить, дома- терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

ВИКТОРИНА – РАЗМИНКА.Древнее название хлеба. Передача из поколения в поколение обычаев, навыков, правил. Предмет или изобразительный знак, имеющий охранительное значение. Ткацкий станок. Народный умелец. Предмет для глаженья белья, деревянный утюг. Так в старину называли населенный пункт. Этим же словом мы называем сейчас осадки. Что это за слово? Назовите русский вариант латышской пословицы: «Руку не протянешь, так и с полки не достанешь». Другое название полотенца.

7 слайд

Описание слайда:

Рушник Фантазии полёт и рук творенье С восторгом я держу в своих руках... Не знает, к счастью, красота старенья, Любовь к прекрасному живёт в веках.

8 слайд

Описание слайда:

История рушника Женщина в древней Руси почиталась хранительницей обрядов, которые обеспечивали благо семьи и всего рода. К этому она готовилась с самого детства. С 8-9 лет девочки садились за пяльцы и овладевали искусством вышивки и тайнами магических знаков, а попутно готовили приданное к своим свадьбам. Старинная вышивка представляет собой своеобразную систему тайнописи, где бумагу заменяет домотканое полотно, а чернила – хлопчатобумажные или шерстяные нити. Выражение «строчить письмо» означало в те далекие годы вышивать символические знаки. Считалось, что наиболее благотворную силу имеют узоры, вышитые в канун весны. В более поздние времена солнце символизировали то жар-птица, роняющая согревающие перья-лучи, то ретивый огнедышащий конь. Вообще птицы символизировали в древних узорах тепло, свет, богатство. Если изображались парные или сросшиеся птицы, то узор вышивался в качестве доброго пожелания жениху и невесте. Особую роль играли в различных обрядах полотенца, назначение которых было подчас весьма далеким от нынешнего. Ко дню свадьбы девушка должна была вышить не менее 40 полотенец, для того чтобы не только одарить всю женихову родню, но и выполнить свадебные обряды. Самое большое «рукобитное» - она дарила своему жениху в знак согласия ее и родителей на брак. Во время поездки к венцу им украшали дуги свадебной повозки. Полотенца с определенными узорами сопровождали человека всю жизнь. Их использовали в родильных и крестильных обрядах, а после смерти человека специальное полотенце на 40 дней вывешивали за окно или выкладывали на подоконник, чтобы душа умершего по нему входила в дом. Полотенце считалось символом предков, оно являлось как бы посредником между живущими и зачинателями их рода. Особой магической силой обладали полотенца, сделанные в один день или ночь. Огромное значение в старину придавалось цвету вышивки. Белый цвет был символом света, счастья, изобилия. Красный – означал огонь и солнечный свет, обладавшие многими чудесными свойствами. (В красный цвет нитки окрашивали красителями из самок червеца, собранного со стебельков зверобоя). В рушниках изображали представление о трехъярусности мира, в которое верили наши предки – это верхний ярус (мир богов), средний ярус (мир живущих), нижний ярус (мир мертвых). Каждый ярус на рушнике был обязательно отделен друг от друга вышитыми полосками или пропущенными, никогда символы верхнего или нижнего ярусов не соединялись со средним.

9 слайд

Описание слайда:

Рушник В рушниках изображали представление о трехъярусности мира, в которое верили наши предки – это верхний ярус (мир богов), средний ярус (мир живущих), нижний ярус (мир мертвых). Каждый ярус на рушнике был обязательно отделен друг от друга вышитыми полосками или пропущенными, никогда символы верхнего или нижнего ярусов не соединялись со средним.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Деревенская изба Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом. С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом

12 слайд

Описание слайда:

Есть старинное предание, будто мир начался с дерева. Ствол его – ось вселенной, корни в землю-матушку ушли, а крона рассыпалась звездами в поднебесье. Деревня – деревянный мир, с дерева начинается, им строится, обогревается, дышит, а в старину и освещалась изба лучиной. Возводя дом, человек словно устраивал свою маленькую Вселенную, символизирующую связь человека с космосом, потому что крыша в народных представлениях связывалась с небом, сруб – с землей, подпол – с подземным миром. Жилище человек стремился наполнить образами, дабы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься. Изба она и есть изба, а похожих нет, как и нет похожих людей. У каждой своё лицо, своя осанка: Теперь мы знаем, что в глазах наших предков изба была самой настоящей Вселенной - с небом (Правь), землей (Явь), "нижним миром" (Навь) и сторонами света. При этом со сторонами света связывались определенные понятия. Восток и юг для наших предков символизировали солнечный восход, "красную" весну, полдень, "красное" лето, жизнь, тепло. На юге располагалось Мировое Древо, близ вершины которого помещался Ирий - обитель Богов, света, добра. Напротив, запад и север прочно ассоциировались с "гибелью" солнца, смертью, холодом, мраком, лютой зимой, темными богами. Всякий разумный человек стремился расположить и обустроить свое жилище таким образом, чтобы силам зла, смерти, холоду было как можно труднее проникнуть вовнутрь. И наоборот, чтобы двери были настежь распахнуты навстречу добру, жизни, свету. Избы славян были непременно обращены дверью на юг. Понятно теперь, что причина за этим крылась более глубокая, нежели просто желание осветить жилище.

13 слайд

Описание слайда:

мазанка Избы рубились там, где был лес. А где не было леса, приходилось искать другие источники сырья. Вот о чем поведала наша учительница Татьяна Егоровна Жук, родившаяся в целинных степях Заволжья.

14 слайд

Описание слайда:

Из воспоминаний Жук Т. Е Детство. Хорошая пора. !954 год. Знаменитые события, «поднятие» целинно-залежных земель. Все по призыву партии стремились принять участие в этих мероприятиях. Мои родители приехали по комсомольским путевкам покорять целину. Привезли с собой маленького братишку Сашеньку. И куда? Ни одного жилого дома, только колышки с табличками: «Совхоз Комсомольский», да палатки, а еще техника: машины грузовые, тракторы гусеничные, сеялки. Поселили их в палатку. А на утро второго дня, они уже были в поле. Папа на тракторе, мама на сеялке, а маленький Саша с нянькой. Кормили их прямо в поле. Приезжала полевая кухня, как на фронте. Посеяли. Обработали, убрали первый урожай. Наступила поздняя осень. Дождь, холод, первые морозы, зима на носу. Жизнь в палатке невозможно. Где зимовать? В двух километрах от совхоза была маленькая деревенька Петраки, она и сейчас там находится. Да от 30 дворов осталось 14, и живут старожилы сейчас в добротных домах. Вот моих родителей и приютила одна бабушка. А жила она в крестьянской избе-мазанке. Я и родилась в этой мазанке в ноябре 1955 года. Почему же мазанка? Потому, что, построена не из бревен, не из кирпича, а из самана. Саман – глина, вода и солома. Все смешивается ногами, а у кого есть лошади, то лошадьми. Эта глина раскладывается тонким слоем, рубится на кирпичи и высушивается на солнце. Вот вам и готов саман. А скрепляли его обыкновенной глиной, смешанной с водой. Когда мазанка была готова, ее обмазывали той же глиной: стены, потолки и даже полы. А ходили по этому полу в валенках. Крыли соломой. А иногда камышом. Перед праздниками «мыли» полы жидкой глиной. Разводили обыкновенную глину в воде, надевали рукавичку на руку и натирали этой смесью пол. Давали ему высохнуть. И до следующего праздника только заметали мусор веником из полыни.

15 слайд

Описание слайда:

Русская печь Хочешь есть калачи, так не лежи на печи. Назовите старинную утварь, какой пользовались крестьяне?

16 слайд

Описание слайда:

Печь в ту эпоху ставили в противоположной от входа стороне. То есть там, откуда в любой миг могла подкрасться беда: холод, мрак, зло. Могла ли "добрая" и "честная" Государыня Печь, в присутствии которой не смели сказать бранного слова, под которой, согласно понятиям древних, обитала душа избы - Домовой, - могла ли она олицетворять "тьму"? Да никоим образом. С гораздо большей вероятностью следует предположить, что печь ставили в северном углу в качестве неодолимой преграды на пути сил смерти и зла, стремящихся ворваться в жилье. Печь была вторым по значению "центром святости" в доме - после красного, Божьего угла, а может быть, даже и первым; не случайно же родилось в народе выражение "начать от печки", то есть с самого начала.

17 слайд

Описание слайда:

Красный угол Красный угол (он же "большой", "святой", "Божий") - располагался в южной и юго-восточной части помещения. Это было непреложное правило. "Краше ясного солнца, яснее ясного месяца - красный угол".

18 слайд

Описание слайда:

Деревенская изба. Как называли в избе самое почетное место? Как называли дом из самана? 3. Что называли шапкой избы? 4. Как называли бревенчатый дом без крыши? 5. В какой сказке герой ездил на печи?

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Города старинные Города старинные, Звон колоколов. Словно птицы – лебеди Суздаль и Ростов. На широкой Волге Тверь и Кострома, Башенки резные, Чудо - терема

21 слайд

Описание слайда:

В столбик записаны необычные слова. Это названия городов Руси, в которых перепутаны буквы. Кроме того, в каждом слове есть одна лишняя буква, а может быть и две. Восстановите правильный порядок букв и запишите получившиеся названия. Из лишних букв составится часть имени еще одного прекрасного города нидорчегов вуммор регпеславяль н о в г о р о д

22 слайд

Описание слайда:

В столбик записаны необычные слова. Это названия городов Руси, в которых перепутаны буквы. Кроме того, в каждом слове есть одна лишняя буква, а может быть и две. Восстановите правильный порядок букв и запишите получившиеся названия. Из лишних букв составится часть названия еще одного прекрасного города. векин мидилавор дузосаль н о в г о р о д

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

«Что такое снедь?» Сбруя; Еда; Снасть рыболовная. «Что такое танок?» Крыша; Хоровод; Одежда.

25 слайд

Описание слайда:

«Что такое клеть?» Чулан; Платье; Кролик. «Батог – что это?» Охапка; Палка; Ткань.

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

«Кто кем работает?» он она 1. Повар - 1. 2. Певец - 2. 3. Портной - 3. 4. Продавец - 4. 5. Пианист - 5. 6. Поэт - 6. 7. Плотник - 7. 8. Лекарь - 8. 9. Машинист - 9. 10. Сапожник - 10.

28 слайд

Описание слайда:

Закончи фразу 1. Трактор водит…. 1. машинист. 2. Электричку…. 2.тракторист. 3. Стены выкрасил…. 3. столяр. 4. Доску выстругал…. 4. маляр 5. В доме свет провел …. 5. шахтер 6. В шахте трудится…. 6. монтер 7. В жаркой кузнице…. 7. кузнец 8. Кто все знает…. 8. молодец

29 слайд

Описание слайда:

30 слайд

Описание слайда:

Рассказ про одежду Рассказ про одежду во все времена. Про то, как менялась с веками она. Как нынче нужна, Как важна была прежде… Итак, Начинаем рассказ об одежде.

31 слайд

Описание слайда:

Русский народный костюм Русский народный костюм – это волшебное зеркало, в котором отражаются глубинные смысловые традиции народа, целостное мировосприятие и ослепительная красота.

Слайд 1 «Русский народный быт» для детей старшего дошкольного возраста
Слайд 2 Цели и задачи создания: Способствовать воспитанию у детей основ музейной культуры;
приобщать детей к основам национальной культуры, быта.
Знакомить с русским народным фольклором.
Привлечь внимание родителей к истории нашей страны.

Слайд 3 Экспонаты.
 Макет русской печи.
 Макет русской избы.
 Деревянный сундук.
 Домашняя утварь.
 Тканые изделия.
 Наглядно-дидактические пособия.

Слайд 4 Русская изба.
Строили дома в старину довольно быстро. Избы строились из сосны или ели. Также использовался мох, который клали между бревен
Избы строили, не используя гвозди.
Изба, стоявшая на камнях, иногда не касалась земли, под нею гулял ветер, отчего она не гнила, но тепло в ней было благодаря второму, черному полу. Плотность пола была такова, что вода в щели не протекала.
Крыша, как и вся изба, делалась так, чтобы последующая часть держалась за предыдущую, нижнюю.

Слайд 5 Русская печь.
Древнерусская печь являлась домашним очагом- источником тепла и уюта. Печь очень рано превратилась в важный элемент украшения интерьера.

Слайд 6 Деревянный сундук.
Сундуки — обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие и маленькие.

Слайд 7 Русские народные костюмы.
Русский народный костюм - это прежде всего костюм крестьянский. Одежда русской крестьянки, даже повседневная, украшалась с любовью. Но особенно эффектно выглядело платье, предназначенное для праздников.

Слайд 8 Кухонная утварь.
Без самовара, как и без хлеба, изба выглядело неполноценной. Формы и объемы самовара были бесконечно разнообразны.
В чугунке варили первое и второе - ставили на печь или в печь. Ухват, им отправляли
в жар горшки с пищей.
Ступа и пест.
Использовались для измельчения зерна в крупу, толчения льна и других полуфабрикатов

Слайд9 Плетеные, вязаные, тканые изделия.
Коврик плетеный из лоскутков, ими застилали пол, скамейки.
Рушник, на нем выносили каравай и украшали избу.

Слайд 10 Глиняные и деревянные игрушки различных промыслов.
Глиняные дымковские игрушки- нарядные, яркие, дарящие людям ощущение праздника.
Матрешка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек.

Слайд 11 Изделия плетеные из бересты.
Лапти плелись из лыка липы. Лапти могли быть в виде туфель с невысокими бортиками.
Берестяной коробок, в нем хранили
продукты питания.

Слайд 12 Список литературы:
1. Б. А. Рыбакова Древняя Русь. Быт и культура.- М.:Наука, 1997.-368с.
2. В.И.Белов. Лад: Очерки о народной эстетике.- М.: Мол. гвардия, 1982. 293 с.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

п. Известковый Амурского района

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

Литературная игра

«Русская старина»

(для учащихся 9 – 11 классов)

Учитель русского языка и литературы

Тарасенко Светлана Ивановна

Литературная игра «Русская старина»

Цели: 1) Обобщение и систематизация материала по теме, обогащение литературного и эстетического кругозора учащихся; 2) стимулирование личностного восприятия учащимися литературных произведений, формирование навыков общения, развитие воображения, актерских способностей; 3)воспитание грамотного и вдумчивого читателя, нравственных идеалов и эстетического вкуса.

Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают иные.

Мы стараемся понять ее ясно и просто… мы изучаем ее в

живой связи с действительностью, с нашим настоящим и

нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего

прошедшего, как опять-таки думаю. (И.С. Тургенев)

Примечание. К данному описанию прилагается презентация «Русская старина»

Ход игры

Вступительное слово на фоне слайдов 2, 3 (Тема и эпиграф).

Ведущий. Дорогие участники, гости, члены жюри! Мы сегодня собрались, чтобы вспомнить о своих корнях, о славных русичах. Как сказано в «Повести о разорении Рязани Батыем», «…были они лицом прекрасны, очами светлы, сверх меры храбры, к приезжающим приветливы, к церквам прилежны, на пирование скоры, ратному делу искусны, перед послами величавы. Мужественный ум имели, в правде-истине пребывали». А мы с вами тоже русичи. Пусть сегодня еще больше укрепится ум наш знаниями, а сердце любовью к своему Отечеству. Сегодня мы вспоминаем культуру Древней Руси «Преданья старины глубокой» Слайд 4. Изображение Троице-Сергиевой лавры.

Представление команд (по два человека от 9, 10, 11 классов) Музыкальная пауза Слайд 5. Жеребьевка команд. 1-ая «Волхвы». 2-ая «Иваны да Марьи». 3 -ья «Стрибоги». (У каждой команды свой цвет. Вопросы задаются в зависимости от цифры и цвета)

Представление членов жюри Ведущий. Начинаем игру .

1 тур. Разминка

    Кого в Древней Руси называли оратаем? пахарь

    Как называлась комната монаха? келья

    Торжественное обещание в Древней Руси? обет

    Бог грома и молнии у древних славян? Перун

    Богиня смерти у древних славян? Морена

    Бог солнца, бог-творец у древних славян? Сварог

    Старинная рукопись, документ? свиток

    Боевой топорик с длинной рукояткой? секира

    Похоронный обряд у древних славян? тризна

    Имя Сергия Радонежского в миру? Варфоломей

    Как звали святого, заживо сожженного за веру? Аввакум

    Название монастыря в честь С. Радонежского? Троице-Сергиева лавра

    Летопись – это… событие, записанное по годам

    Житие – это… описание жизни святого

    Поучение – это… жанр, в котором излагаются правила жизни

    Раскрой значение слова «Преподобный» святой монах

    Раскрой значение слова «просфора» хлебец

    Раскрой значение слова «инок» отшельник

Слайды 5, 6. Ответы на разминку: по 0,5 за правильный ответ, максимум: 4 балла

2 тур. Задание для юношей. Ведущий: « В монастырской келье узкой, в четырех глухих стенах о земле о древнерусской быль записывал монах…». Попробуем и мы воплотиться в образ литературного героя, жившего в Древней Руси. У меня 3 монолога. (Капитаны команд вытягивают конверт с заданием). Внимание, игроки! Задание творческое: вы должны от 1-ого лица выразительно прочитать его, сопровождая необходимыми действиями, как-то разыграть и представиться, кто вы, из какого произведения, кто его автор.

Монолог № 1 «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов-резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно на конях бьются – один с тысячей и два с тьмою. Хорошо ты меня попотчевал с малою своей дружиной, и многих богатырей сильной моей орды побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня – держал бы у самого сердца своего».

Монолог № 2 «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело».

Монолог № 3 «Еще одно последнее сказанье – и летопись окончена моя, исполнен долг, завещанный от бога мне, грешному. Недаром многих лет свидетелем господь меня поставил и книжному искусству вразумил; когда-нибудь монах трудолюбивый найдет мой труд усердный, безымянный, засветит он, как я свою лампаду – и пыль веков от хартий отряхнув, правдивые сказанья перепишет. Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу».

Слайд 7. Ответы на творческое задание для юношей

3 тур. Творческое задание для девушек

Слайд 8. (фон)

Ведущий. Прочитайте выразительно на древнерусском языке «Плач Ярославны», дайте поэтический перевод наизусть данного фрагмента:

А) Обращение Ярославны к Ветру; Смотри перевод Д.Лихачева

Б) Обращение Ярославны к Днепру; «Слово о полку Игореве»

В) Обращение Ярославны к Солнцу.

4 ТУР. ДЕВУШКА-СЛАВЯНКА (выдается каждой команде контур девушки)

Ведущий. Вам предлагается силуэт девушки-славянки (взят образец из могильника Нефедьево на Волоке Славянском). От 12 частей ее тела идут стрелки с обозначениями, запишите, как звучали раньше слово «дочь» и части ее тела.

дочь – дщерь; веки - вежды; лоб - чело; губы - уста; глаза - очи; грудь - перси; шея - выя; левая рука - шуйца; правая рука - десница; плечи – рамена; пальцы - персты; щеки - ланиты

Слайд 9. Девушка-славянка. Команды показывают части тела и называют слова.

5 ТУР. УСТАРЕВШАЯ ЛЕКСИКА

Ведущий. Без устаревшей лексики невозможно представить ни одно произведение древнерусской литературы, встречаются архаизмы и в современных произведениях, многие слова непонятны. Но только не нам, знатокам русской культуры. Давайте посмотрим, как вы владеете устаревшей лексикой?

    АГНЕЦ – это а) ангел б) ягненок в) огонь

    БАСУРМАН – это а) национальность б) звание в) вероисповедание

    КЛОБУК носят а) на голове б) на шее в) в кармане

    АЛКАТЬ значит а) кричать б) жаждать в) бежать

    ПРАЩУР – это а) динозавр б) отец прадеда в) болезнь

    ЛЕПОТА – это а)лепные узоры б) настой липы в) красота

Слайд 10 . Ответы на задания 5 тура.

По 0,5 балла за правильный ответ: 1б, 2в, 3а, 4б, 5б, 6в)

6 ТУР. БЕРЕСТЯНАЯ ГРАМОТА

Слайд 11.

Н В Ж П С Н Д М К З А Х Т С Ц Т

Е Е А И А Е У А А А О Е И А

Ведущий. Ребята, вам понятна эта надпись? Да, она «зашифрована». Такую берестяную грамоту» нашли при раскопках древнего Новгорода. Ученые смогли ее расшифровать и поняли, что эта шифровка – не что иное, как озорная шутка, дразнилка, придуманная каким-нибудь Фомкой или Еремкой, мальчишкой-школьником во время скучного урока – и подсунутая соседу. Тот, видно, быстро догадался, как прочесть головоломку, а, прочитав, разозлился, порвал и выбросил вон. Что же здесь написано? Обратите внимание: в верхнем углу записаны только согласные, во втором – гласные. А ведь обычно в русских словарях они чередуются. Значит, надо читать текст …. ПО ЗИГЗАГУ! - Чья команда быстрее прочтет эту головоломку?

Слайд 12. Ответ на задание «Берестяная грамота». Расшифровка текста: «Невежа писа, недума каза, а хто се цита»… («Кто писал, не знаю, а я, дурак, читаю»). Понятно, что на оторванном клочке бересты были какие-то обидные слова в адрес читающего, вот он и порвал. В таком виде и нашли бересту в наше время ученые.

7 ТУР. СКОЛЬКО?

Слайд 13.

Ведущий. Посмотрите теперь на эту запись. (На слайде: БУКИ, ЕСТЬ, ДОБРО, АЗЪ). Как вы думаете, сколько букв здесь записано? Сколько слов можно составить?

Слайд 14. Ответ. Всего 4 буквы. В старину названия у славянских букв были длинные и напоминали слова. Составить можно одно слово: БЕДА.

8 ТУР. ЧТО БЫ ЭТО ЗНАЧИЛО?

Слайд 15.

Ведущий. Вычислите загаданное понятие, воспользовавшись наименьшим числом подсказок, что вы об этом еще знаете:

    Они … были византийские миссионеры.

    Они … проповедовали христианство.

    Они... позаботились о переводе своих произведений с одного языка на другой.

    Они … создали то, чем до сих пор пользуются болгары, сербы и мы, славяне.

    Они … создали свой славянский алфавит, называется он «кириллица»

Слайд 16. Ответ. Кирилл и Мефодий, создатели письменности. День славянской письменности - 24 МАЯ.

9 ТУР. Древняя Русь в живописи

Слайд 17.

Ведущий. Я показываю фрагмент картины Нестерова «Видение отроку Варфоломею»). Вы вспоминаете название полотна и его автора. Задание по картине (определенное место закрыто) спрятано под цветным кружочком, возьмите свой номер:

    Что расположено в тени слева от главного плана картины, поясните.

    Что расположено на заднем плане? Как оказался здесь герой картины?

    Кто послужил прототипом для создания главного героя?

Слайды 18. Ответы по картине Нестерова.

10 ТУР. Древняя Русь в музыке

Ведущий . Звучит музыкальный фрагмент из оперы Бородина «Князь Игорь». Игрокам предлагается назвать произведение и кратко рассказать историю создания.

Слайд 19 Ответ . Опера композитора Бородина к произведению «Слову о полку Игореве». Писал 20 лет, не закончил ее, продолжил оперу композитор Римский-Корсаков.

Подведение итогов (оформление протоколов)

Выступление членов жюри. Фото участников игры на память

Литература:

    Рогачевская Е. Древнерусская литература: книга для чтения. 5-9 классы. – М.: Школа-ПРЕСС, 1993.

    Семенова М. Популярная энциклопедия. Мы – славяне!

Санкт-Петербург. Издательский дом «Азбука-классика». 2007.

    Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч. 1. От былин и летописей до классики 19 века / Глав. ред. М. Д. Аксенов. – М.: АВАНТА +, 2002.

    Энциклопедия мирового искусства. Издательство «Белый город», 2006.

    Слово о полку Игореве. – М.: Дрофа-Плюс, 2008.

    Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения/ авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. С. 31-41

1. Тарасенко Светлана Ивановна

2. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа пос. Известковый Амурского района

Хабаровского края

3. Учитель русского языка и литературы

4. Высшая квалификационная категория

Презентация на тему "Золотое наследие русской старины" по литературе в формате powerpoint. В данной презентации для школьников 7 класса рассматривается материал о русских народных песнях. Автор презентации: Оксененко Н.Б.

Фрагменты из презентации

Русские народные песни

  • В песнях отображен внешний и внутренний мир человека («простодушное излияние горя или радости сердца»)
  • Обрядовые (свадебные, проводы в армию, праздник «первой борозды»)и необрядовые. Исторические, любовные, бурлацкие, рекрутские, разбойничьи, ямщицкие.
  • Герои песен: Иван Грозный, Петр 1, Суворов, Кутузов, Ермак, Разин, Пугачев.
  • Создавались, когда чувства, переживания требовали выражения в словах и мелодии.
  • Передавались из уст в уста, от поколения к поколению.
  • Первые записи народных песен относятся к XVII в.
  • Собиратели: Пушкин, Гоголь, Чулков, Кольцов, Рыбникова, Путилов, Востоков, Веселовский, Пропп и др.

План и анализ лирической песни

  • Выразительное чтение песни.
  • Смысл названия песни.
  • Кто и когда мог ее исполнять?
  • Каким чувством проникнута песня?
  • Какие художественные приемы использованы в песне?
  • Из каких частей она состоит?
  • Какие средства художественной выразительности использованы в ней?

Лирическая песня

  • Лирический герой – простой человек, человек труда, солдат. Его глазами, умом, сердцем воспринимается жизнь.
  • Композиционно лирическая песня:
    • монолог - излияние чувств, размышление о судьбе, часто начинается с обращения;
    • диалог – разговор лирических героев.
  • Основной принцип внутренней организации л/п –поэтический параллелизм - вначале дается природная символическая картина, затем – картина-образ из человеческой жизни (селезень-молодец, уточка-девушка)

Древние символы-образы

  • Месяц-отец, муж; солнце-мать, звезды-дети, зорюшка – девушка (жена)
  • В роли символов выступают птицы (Соловей, селезень, сокол, голубь – молодец; лебедушка, утушка, пава, голубка – девушка; серая кукушка – печаль, горькая женская, девичья доля)
  • Символы растительного мира (девушка – белая береза, калина, малина, сладкая вишня; молодец – дуб, хмель, виноград)
  • Символично и состояние растения: цветенье- веселье, увядание – печаль, разлука.
  • Образные картины помогают создать постоянные эпитеты (буйный ветер, чисто поле, сыра земля, соколик ясный)

Исторические песни и предания

  • Предание - жанр устной несказочной прозы, рассказ об исторических лицах, событиях.
  • Историческая песня – своеобразная летопись, история народа, возникла в период борьбы с татарским игом:
  • Историческое реальное событие, небольшой объем, отсутствие рифмы (речитативный стих-различное количество слогов и ударений)
  • Первые песни о Щелкане (1327), из XVI в. – песни об Иване Грозном, XVII в. – отражение национально-освободительной борьбы против интервентов, песни о Степане Разине, в песнях XVII в. – Петр 1, восстание Булавина, Пугачева, последний цикл песен посвящен войне 1812 г.

Похожие публикации