Все о профилактике и борьбе с вредителями и паразитами

«Забота о птицах зимой» Богачева Н. Н. Стенгазета «С заботой о птице любовь к родной природе родится!» в рамках природоохранной акции «Покормите птиц зимой Как заботиться о птицах

Конспект занятия в старшей группе на тему:

«Забота о птицах зимой»

Цели:

Уточнить знания детей о многообразии зимующих птиц и их значении для природы; совершенствовать умения детей узнавать птиц по их описанию; уточнить знания о видах кормушек и о кормах, используемых для подкормки птиц; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

На доске слайд «Зимующие птицы»

1.Организационный момент.

Ребята, закройте глаза и представьте, что вы в лесу (звучит запись голосов птиц).

В какое время года можно услышать голоса птиц?

А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудное птичье пение?

Почему?

Когда поют птицы? (Когда им тепло, они сыты).

Сегодня к нам в гости пришел интересный человек, ученый. Вот, что он нам поведает.

Ученый:

Зимой птицам не до песен. Однако в январе уже можно слышать песню клеста, а в феврале - большой синицы. А вот птичью песню подо льдом вряд ли кому удавалось услышать. А поет ее оляпка- водяной воробей. Зимует она в пустотах подо льдом, попадая туда через прорубь. Ешь, сколько хочешь, на дне жуков сколько угодно. Чего бы оляпке не запеть?!

Воспитатель:

Голодно в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лед прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам, даже таким проворным и шустрым, как поползень, приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, н6и длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.

Как птице перезимовать? (выходят 3 ребенка, читают стихи)

Как птицам перезимовать?

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,

И под дождем, и в холода

На ветках сидя спят

Воспитатель:

Но кто же им дает приют, когда снега метут?

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, теплый юг.

Другие- те народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с Родиной

Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

Но если долго снег идет

И долго злится вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать

Ни зернышка, ни крошки.

И вот летают все слабей

Ворона, галка, воробей.

2.Работа с загадками о зимующих птицах.

Воспитатель:

Ребята, вы, наверное, догадались, что наше мероприятие будет посвящено птицам: как помочь пережить трудное зимнее время. Мы поговорим о птицах, которые не улетают в теплые края, а всю зиму живут рядом с нами. А чтобы узнать, какие птички прилетают к нам на кормушку, я предлагаю отгадать загадки.

1 загадка.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика (Синица).

Посмотрите на синицу (появляется слайд).

Что же ученый нам расскажет о синице?

Ученый:

Кажется, что эта птичка нарядилась в желтую блузку. Она всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте. Эти птицы очень находчивы и изобретательны. А какие они ловкие: лазают, кувыркаются на ветках, как на турниках. А вы знаете, что у синичек даже праздник свой есть. Он так и называется – «Синичкин день». По народному календарю бывает 14 ноября. В этот день синичка как бы встречает зимних гостей.

2 загадка.

Красногрудый, чернокрылый

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять!

Пусть я птичка – невеличка,

У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода-

Прямо с севера сюда. (Снегирь)

Посмотрите на слайд и вспомните, как выглядит снегирь.

А что же интересное знает о снегире ученый?

Ученый:

Важная, красногрудая птица. Можно увидеть на рябине, на ясене, на клене. Самки не такие яркие, как самцы. У них грудка серовато-бурая. Неторопливо перелетают с дерева на дерево, неторопливо едят. Из рябиновых плодов извлекают только семена, а мякоть выбрасывают. Держатся небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку или почку. Они прилетают к нам зимовать с севера.

Воспитатель: А еще к нам на кормушку прилетают щегол (показать слайд) и зеленушка (показать слайд).

3 загадка.

Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит (Дятел).

Посмотрите на эту птичку на слайде.

А ученый вот что нам расскажет.

Ученый:

В зимнее время эти птицы кормятся семенами еловых шишек. В расщепах деревьев они устраивают зимние столовые. Принесенные еловые шишки они ловко засовывают в свой верстак и выдалбливают из шишек семена. Оказывается, в голове у дятла есть амортизатор. Поэтому его мозг защищен от сотрясений, возникающих при ударах клювом. Вы знаете, что за один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков.

Воспитатель : Не так часто у нас можно встретить зимой чижа, лазоревку, чечетку. (показать слайды с изображением птиц)

4 загадка.

Эту птицу легко содержать в неволе. Кормить ее можно мучными червями. Она хорошо поет. О ком идет речь? (овсянка)

Посмотрите и запомните как выглядит овсянка. (Показать слайд)

5 загадка.

Маленький мальчишка, в сером армячишке,
По дворам шныряет, крохи собирает.

В серой шубке перьевой

И в морозы он герой

Скачет, на лету резвится,

Не орел, а все же птица. (Воробей)

Этих птичек мы всегда можем увидеть у себя во дворе. Посмотрите на слайд и вспомните его внешний вид.

Послушайте, как Николай Рубцов пишет о воробье.

Воспитатель:

Чуть живой, не чирикает даже,
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней.
И дрожит он над зернышком бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным,
Оттого, что так трудно ему.

Какую же интересную информацию знает о воробье ученый?

Ученый:

На наши кормушки очень часто прилетают эти птички. По воробьям можно узнать температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые, значит холодно. Живут воробьи в многолюдных селениях и городах, рядом с человеком и на севере, и на юге. Они зимуют в тех местах, где родились и жили.

6 загадка.

Ну а кто скажите нам

Ловко лазит по стволам:

Вверх и вниз, и тут и там?

Кто мелькает целый день?

Это птица….(Поползень).

Посмотрите, как выглядит эта интересная птичка (слайд)

Ребенок:

Голубая спинка, рыженький бочок.

По стволу осинки, за скачком скачок.

Поползень вертлявый скачет вверх и вниз.

В ствол залез дырявый, клювом вниз повис.

Свистнул: «Эй вы, дятлы! Клювом вниз скачу

Вам такое, вряд ли, дятлам, по плечу!

Воспитатель: Ученый вам расскажет о нем.

Ученый:

Как проворно ползают эти птахи по стволам деревьев, нередко вниз головою. Зимою прибиваются к человеческому жилью, живут в парках, садах, возле протоптанных дорожек.

Воспитатель:

Вот мы с вами и вспомнили, какие птички прилетают к нам на кормушку. Скажем большое спасибо нашему ученому за ту информацию, которую мы узнали.

3.Беседа с элементами игры «Забота о птицах»

Воспитатель:

Холодно и голодно птицам зимой, многие держатся возле жилья человека, где могут прокормиться. Трудно птицам добывать корм. А что для этого может сделать человек? (развесить кормушки, насыпать корм)

Что главное в кормушке? (корм)

А как вы думаете, что птичкам страшнее холод или голод? (голод)

Воспитатель:

За короткий зимний день птички едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу ослабевшие и голодные птицы легко замерзают. А в суровую зиму из 10 синичек выживает только 1. Поэтому им и необходимо помогать.

Ребенок:

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от нас.

Кормите их, согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам, великое!»

Воспитатель:

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угощение для птиц».

Вам необходимо из карточек выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для птиц. Приглашается один ученик, а все остальные будут помогать.

Рябина, семечки, макароны, ягоды шиповника, ржаной хлеб, белый хлеб, конфеты, яблоко, пшено, гречневая каша, сало соленое, кусочки сырого мяса, чипсы.

Воспитатель:

Некоторые дети вместе с родителями изготовили вот такие кормушки, посмотрите на выставку. Я думаю, что они дадут нам еще несколько советов о том, как изготовить кормушку.

Подойдут для кормушки и пакеты из-под молока или сока. Нужно только прорезать 2-3 отверстия, насыпать корм и подвесить пакет к дереву.

Можно использовать пластмассовые бутылки. Закрепляют кормовой столик с бортиками, а бутылку наполняют кормом и подвешивают почти вплотную к нему. Бутылку можно облепить корой, сухими листьями, мхом.

4.Викторина

Воспитатель:

А сейчас мы проверим как вы внимательно слушали о зимующих птицах и проведем небольшую викторину, где нужно будет ответить на несколько вопросов.

1.Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)

2.Какие птицы спят, зарывшись в снег? (куропатки, тетерева)

3.Какая птица за 10 минут может обработать желудь или шишку? (дятел)

4.Какая птица ест семена,вареные овощи, несоленое сало? (синица)

5.Назови птицу- санитара? (ворона)

6.Какая птица может зимовать в пустотах подо льдом? (оляпка)

7.Лесная птичка, способная перемещаться по стволу деревьев головой вниз? (поползень)

5.Итог мероприятия.

Воспитатель:

Птицы - наши друзья и помощники в борьбе с вредителями.

Ребята! Берегите птиц!»

Ученик:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть!

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть.

И для птиц тепло.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Приручите птиц в мороз к своему окну

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.


Классный час. 1 класс.

Тема: «Как заботиться о птицах зимой».

Учитель: Приданникова Е.В.

1. Обучающие :

1.Уточнить знания детей о многообразии зимующих птиц и их значении для природы.

2. Совершенствовать умения учащихся узнавать птиц по их устному описанию.

3. Уточнить знания о видах кормушек и о кормах, используемых для подкормки зимующих птиц.

2. Развивающие:

    Развивать внимание, память, логическое мышление, речь, наблюдательность.

3.Воспитывающие:

    Создание атмосферы доброжелательности между учащимися и учителем.

    Воспитывать любовь к природе, доброе и бережное ко всему живому.

Ход урока.

    Орг. момент.

    Сообщение темы.

Сегодня мы с вами совершим экскурсию в лес. А экскурсоводом будет Лесовичок.

Он просит вас одеться потеплее.

А почему надо одеваться потеплее?

Лесовичок, предлагает отгадать загадку:

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы

А в санях сидит царица-

Белоноса, белолица.

Как махнула рукавом-

Все покрыла серебром.

(Зима и зимние месяцы)

О каком времени года говорится в загадке?

Какие зимние месяцы вы знаете?

Какой месяц сейчас?

Лесовичок спрашивает, помните ли вы, как надо вести себя в лесу?

(Не шуметь, не ломать веток, нельзя сходить с тропы, можно провалиться глубоко в снег)

Лесовичок, просит молча, полюбоваться лесом, послушать его, закрыв глаза.

Что вы увидели, что вы услышали?

Послушайте загадку, отгадав ее, вы узнаете, о ком мы будем говорить на уроке:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это…

Ребята, мы будем говорить о зимующих птицах, которые не улетают в теплые края.

    Значение птиц в природе.

Ребята, а для чего нам нужны птицы в природе?

Они создают красоту в природе, являются санитарами леса, например, синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. Сова за лето съедает 1000 серых полевок, сохраняя не менее 1 тонны хлеба.

    Птицы зимой .

Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день. Покрыты снежными кружевами деревья, оцепенели в зимнем сне.

Но что это…

Зимой на ветках яблоки

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это…(снегири).

Это птицы зимнего леса.

Вы наверняка, знаете и других птиц, которые не улетают в теплые края, а всю зиму живут рядом с нами.

Лесовичок, предлагает вам поиграть в игру «Узнай птицу».

Мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По полям ночует,

Коноплю ворует.

(воробей)

Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще всего они сидят прижавшись друг к другу нахохлившись. Воробьишки очень чистоплотные и охотно купаются зимой в снегу.

Спиною зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Синичка- красивая птичка размером с воробья. Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся, и синичкам приходится плохо. Гнезда у синиц в дуплах, которые сделал дятел, или они сами делают дупло в старом трухлявом пне. Синицы- многодетные матери. Два раза за весну они высиживают птенцов. К концу лета в одной синичьей стае-семейке будет 20-25 птичек. Такими стайками они и будут летать по лесу.

Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит.

Дятел упершись в ствол хвостом и зацепившись сильными лапами, долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из- под коры насекомых. У дятла длинный и узкий язык. Зимой дятлы кормятся семенами сосен и елей. Дятел- лесной санитар.

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Сорока- ловкая, подвижная, суетливая птица. К зиме переселяется ближе к жилью человека.

На дереве сидит,

«КАР-Кар» кричит.

Ворона- крупная, с большими крупными ногами. Клюв большой, голова, крылья черные, а остальное тело- серое. Зимой ворона перекачевывает ближе к жилью человека. Здесь она питается остатками и отбросами.

Каждый год я к вам лечу-

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко- красный галстук мой.

(снегирь)

Снегирь- красногрудая птичка. Снегири держатся небольшими стайками(7-9). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку или почку. Они прилетают к нам зимовать с севера.

Молодцы! Но вы назвали не всех птиц зимнего леса. А каких птиц еще можно встретить зимой? (Галка. Чечетка. Голубь. Свиристель. Щегол. Клесты. Поползни)

Физминутка.

Встал воробушек на лапки, 1,2,3,4,5.

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо, 1,2,3,4,.5.

Приседанье сделал справно, 1,2,3,4,5.

Клювиком почистил пух.

И скорей за парту плюх.

    Значение природных условий.

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать

Ни зернышка, ни крошки.

И вот летают все слабей

Ворона, галка,воробей…

Ребята, а как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее голод или холод? Почему?

Для птиц страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу голодные, и ослабевшие птицы легко замерзают. А в суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Поэтому им необходимо помочь.

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенья птицы ждут от вас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая!

«Спасибо вам великое!»

    Виды кормушек.

Так как же помочь птичкам в этот трудный, для них, час?

(Сделать кормушки)

Давайте рассмотрим кормушки….

Кормушки надо развешивать в местах спокойных и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм.

Если каждая школа в нашей стране поставит хотя бы одну кормушку, то все птицы будут обеспечены кормом.

А вот о том каким кормом можно кормить птиц нам расскажет….

«Много крох перепадает с человеческого стола. Корочки хлеба, кусочки мяса, несоленое сало, остатки каши, творог. Собирайте для корма птицам семена сорняков: конского щавеля, мышиного горошка, лебеды, головки репейника. Собирайте ягоды калины, бузины, рябины. Собирайте арбузные и дынные семечки.

Собирайте эти корма, а птицы сами выберут из смеси любимые семена.

Птицы- наши друзья и помощники в борьбе с вредителями.

Ребята! Берегите птиц!»

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их -не счесть!

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть.

И для птиц тепло.

Приучайте птиц в мороз к своему окну

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

Давайте рассмотрим корм, который я приготовила.

    Семена подсолнечника едят все птички, но не жаренные.

    Семена тыквы, арбуза едят все.

    Овес, пшено едят воробьи, синицы.

    Ягоды рябины - любимая пища снегирей и свиристелей.

    Остатки мясных, мучных изделий едят все птички.

    Сало - хорошая подкормка для птиц в мороз, его подвешивают на ниточку.

Ребята, вы посмотрели виды кормушек, увидели корм, которым можно кормить птичек. Помогайте им и наблюдайте, какие птички будут прилетать на вашу кормушку.

Сейчас Лесовичок предлагает рассмотреть рисунок птички, подписать название, раскрасить в соответствующие цвета.

Кроссворд «Птицы зимой.»

    Итог урока .

А закончить урок мне хочется словами Н. Сладкова : «Природу может спасти только наша любовь!»

Помните, об этом ребята!

Беседа: «Забота о зимующих птицах».

Холодно и голодно птицам зимой, многие держаться возле жилья человека, где могут прокормиться. Это воробьи, синицы, вороны, галки, бывает и снегири. Трудно птицам добывать корм. А что для этого может сделать человек? (Подкармливать птиц, развешивать кормушки.)

Что главное в кормушке? (Корм.)

Ребята, а как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее голод или холод? Почему?

Для птиц страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. А в суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Поэтому им необходимо помочь.

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенья птицы ждут от вас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая!

«Спасибо вам великое!»

А каким кормом можно кормить птиц?

Угощение для птиц (игра)

Детям предлагается из карточек выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для их здоровья. Можно предложить дополнить список самим.
1.Рябина.
2.Макароны
3.Семечки.
4.Ягоды шиповника
5.Ржаной хлеб.
6.Белый хлеб
7.Шоколадные конфеты
8.Яблоко
9.Пшено (крупа)
10.Гречневая каша
11.Сало соленое
12.Кусочки сырого мяса и др.

«Много крох перепадает с человеческого стола. Корочки хлеба, кусочки мяса, несоленое сало, остатки каши, творог. Собирайте для корма птицам семена сорняков: конского щавеля, мышиного горошка, лебеды, головки репейника. Собирайте ягоды калины, бузины, рябины. Собирайте арбузные и дынные семечки. Собирайте эти корма, а птицы сами выберут из смеси любимые семена.

Воробьев можно угостить крошками хлеба, крупой, различными семенами. Щеглы любят семена репейника, подсолнечника. Снегири и свиристели не прочь полакомиться плодами рябины, калины, бузины, шиповника, клена, ясеня, липы.

А вот синичек можно угостить кусочком несоленого сала, которое подвешивают на веревочку. Еще можно повесить кусочки мяса. Любят синички сливочное масло, творог. Однообразный зерновой корм им не по вкусу. Нужна и животная пища.

Птицы - наши друзья и помощники в борьбе с вредителями.

Ребята! Берегите птиц!»

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть!

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть.

И для птиц тепло.

Приучайте птиц в мороз к своему окну

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

Итог занятия:

А закончить занятие мне хочется словами Н. Сладкова: «Природу может спасти только наша любовь!» Помните, об этом ребята! - И я думаю, что после этой беседы, вы будете по-другому относиться к нашим маленьким, беззащитным , пернатым друзьям.

Зима - это время, когда люди должны проявлять заботу обо всём живом, включая пернатых. К счастью, мастерить кормушки для птиц продолжают многие люди. Особенно популярно это занятие среди родителей и детей. Малыши учатся ответственности и элементарной человечности, помогая птичкам выжить в условиях наших суровых зим. Ведь многие птицы не улетают на юг. Речь идет о дятлах, воробьях, синицах, щеглах, овсянках, снегирях, пищухах, чижах и поползнях.

Птицы характеризуются очень быстрым протеканием обменных процессов, так что подпитка им необходима каждые несколько часов. Если в течение зимнего дня птице не удалось найти достаточное количество пищи, ее шансы на выживание в течение ночного времени суток практически нулевые.

Принято считать, что птицам для выживания достаточно хлебных крошек. Однако это не совсем верно. Например, насекомоядные птицы нуждаются, в первую очередь, в расплющенных семенах подсолнечника. В их состав входит большое количество жира. Если же птицы, которых вы подкармливаете, зерноядные, в состав корма должны входить не только семечки, но и небольшое количество овсянки и овса, а также просо.

Что же касается синичек и дятлов, для них лучшим угощением станут кусочки несоленого сала. Арахисом лучше побаловать синичек, воробьев, зеленушек, поползней, дятлов и чижиков. Дело в том, что в арахисе содержится большое количество жира. Размолотые орешки - отличное угощение и для завирушек, крапивников и зарянок.

Важно: никогда не предлагайте птицам в качестве корма жареные или соленые орехи!

Нельзя кормить пернатых зернами пшеницы, ячменем, горохом, фасолью и сухим рисом. Это обусловлено минимальным количеством воды в их составе. Такое лакомство можно предложить только голубям.

Но самым изысканным деликатесом для всех птичек считаются мучные черви. И выращивать их очень легко. Мучных червей обожают лазоревки, зарянки и прочие насекомоядные птицы.

Нельзя, чтобы птицы ели ненасыщенные жиры и растительное масло любого происхождения - это не так вредно для их желудков, но оперение, испачканное маслом, может доставить пернатому массу неудобств.

На заметку: если уж вы решили побаловать птиц овсянкой, ни при каких обстоятельствах не варите ее! Клейкая масса может застрять в клювике птицы, и избавиться от нее будет крайне проблематично.

Для синиц и поползней любимой пищей являются подсолнечные семена, арбузные и тыквенные семечки, а также кусочки сала и мяса. Что же касается овсянок, они откажутся от любой пищи в пользу проса, пшеницы и овса. А для снегирей и синиц-лазоревок нет ничего милее семян крапивы. Щеглам же подавай семена репейника, в то время как снегири и свиристели всё отдадут за яркие ягодки рябины.

Синички всегда были в некотором смысле символом России. Эта маленькая симпатичная птичка - очень верный защитник сада. Ведь среди насекомых, которыми она питается, множество вредителей, включая шелкопрядов, долгоносиков, листоедов, клопов и тлю. В течение суток синичка может съесть количество пищи, которое вдвое превышает ее собственный вес. Всего несколько синичек могут успешно очищать сад от многочисленных вредителей, обеспечивая полную безопасность растений.

Важно: если вы приучили синичку прилетать к вам на кормежку, не прерывайте подкормку до конца зимы! Синица, привыкшая питаться в определенном месте, погибнет, если резко потеряет привычный источник питания. Более того, они еще и новых обитателей вашей импровизированной «столовой» за собой приводят - как правило, это молодые синички, которые еще совсем не умеют заботиться о себе самостоятельно.

Валентина Шомникова
Конспект занятия «Беседа о птицах»

ЦЕЛЬ :

Учить замечать красоту живущих рядом с нами птиц .

Образовательная :

Расширять знания о мире птиц , их внешнем виде, о роли птиц в природе и жизни человека; углублять представление о причинах перелета птиц ; находить отличительные особенности строения махового и пухового перьев.

Развивающая :

Упражнять в словообразовании, умении выделять существенные различия птиц , учить анализировать и делать выводы на основе опытно – исследовательской деятельности; развивать память, мышление, наблюдательность, любознательность.

Воспитательная :

Воспитывать интерес к жизни птиц , бережное отношение, желание помогать им.

Мир природы богат и разнообразен. Важное место занимают в нем птицы – единственные из живущих ныне животных, умеющих летать. Благодаря этому совершенному способу передвижения птицы смогли расселиться по всему земному шару. Разновидностей птиц очень много . Они делятся по среде обитания, по способу добывания пищи, на диких и домашних, перелетных и зимующих. Но всех их объединяет один общий признак – это то, что они имеют оперение. Зачем оно птицам ?

Материалы к занятию : картины с изображением осени, картины с изображением зимующих и перелетных птиц , математические карточки на каждого ребенка, схема строения пера,макет кормушки и макеты птиц на каждого ребенка для проведения игры «Мы кормушку смастерили» ,по два листа бумаги на каждого ребенка для проведения опыта, набор перьев для каждого ребенка (маховое и пуховое) и лупы для проведения исследовательской деятельности, две кормушки для вывешивания на площадке и корм для птиц (пшено, крошки хлеба) .

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :

Наблюдения : за сезонными изменениями в природе и установление причинно-следственных связей, проведение цикла наблюдений за птицами на участке ,рассматривание иллюстраций, ознакомление со схемой-моделью птицы .

Словарная работа : обогащение словаря прилагательными и новыми терминами (стержень – предмет удлиненной формы, являющийся основанием чего-либо, опахало – эластичная пластинчатая часть контурного пера, лежащая по обе стороны от его стержня, орнитолог – человек, изучающий птиц ).

Ход ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир проды. Он очень красив и разнообразен. А чтобы понять, о чем мы будем говорить,отгадайте загадки :

1. Кто на елке на суку счет ведет ку-ку,ку-ку?

2. В красной шапке расшитой, в черненьком кофтане,знаменит в семье лесной песенкой смешной. Что за песня-красота тук-тук-тук да тра-та-та?

3. Зимой на ветке яблоки,скорей их собери. И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это.. . (Ответы детей) .

О ком были загадки? Вы догадались, о ком мы будем говорить? Мы поговорим о птицах . На время нашего путешествия нам необходимо стать оргитологами. Вы знаете, кто такие орнитологи? (Ответы детей) . Правильно орнитолог – человек, изучающий птиц . Мы много говорили с вами о птицах , наблюдали за ними на прогулках. Давайте проверим, хорошо ли вы их знаете!

ИГРА «ПРИЛЕТЕЛИ ПТИЦЫ » .

Прилетели птицы :голуби,синицы,мухи и стрижи,

Комары,кукушки,чибисы,чижи,

Аисты,лягушки,совы и ватрушки.

Ой,как много в мире птиц :пеликанов и синиц,

Зимородков и клестов,попугаев и дроздов.

Есть фламинго,воробьи,есть колибри,соловьи.

Голуби,кукушки,пеночки-простушки,

Дятел,сокол и сова (днем в дупле сидит она) .

В поле перепел кричит.

Знаешь,их так много есть,что и всех не перечесть.

Нас сражают пением и буйным оперением!

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

БЕСЕДА О ПЕРЕЛЕТНЫХ И ЗИМУЮЩИХ ПТИЦАХ .

Воспитатель. Каких птиц вы видели на нашем участке? Каких птиц еще вы знаете ?Чем птицы питаются в природе ?Почему улетают зимовать в теплые страны? (Ответы детей) . Правильно. Зимой замерзают водоемы, исчезают насекомые,и птицам нечем питаться . Они вынуждены улетать в теплые страны, где нет зимы и морозов,чтобы удовлетворять потребность в пище. Как называются птицы ,которые улетают в теплые страны?Как называются птицы ,которые остаются зимовать (Ответы детей) . Назовите перелетных птиц (Ответы детей) . Назовите зимующих птиц (Ответы детей) .

ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ» .

Все иллюстрации птиц обозначены цифрами от 1 до 4.

Воспитатель. Я буду задавать вопросы,а вы с помощью математических карточек должны показать цифру,обозначающую правильный ответ.

1. Найдите лишнюю птицу по среде обитания (дятел,клест,глухарь,воробей) .

2. Каким номером обозначена птица ,не являющаяся водоплавающей?

(лебедь,пингвин,гусь,цапля) .

3. Назовите номер птицы ,которая не является домашней (курица,индюк,

утка,павлин).

4. Каким номером обозначена перелетная птица ? (воробей,ворона,сорока,

ласточка).

5. Каким номером обозначена зимующая птица ? (лебедь,синица,журавль,

Молодцы! А теперь давайте мы превратимся в птиц . Раз,два,три,повернись в птицу быстро превратись !

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

согласно тексту :

Птица крыльями взмахнула ,птица перья отряхнула ,

Крылья убрала назад,сделав очень важный взгляд.

Посмотрела вправо – влево,удивилась : «Что за дело?

Нет тут птицы ни одной ,полечу-ка я домой».

Полетела,полетела,в гнездышко свое присела.

НОВЫЙ МАТЕРИАЛ.

Воспитатель : В этом шутливом четверостишии говорится о возможностях птиц . Как вы думаете каких? (Ответы детей) . Правильно, птицы умеют летать . А человек может взлететь? Почему? (Ответы детей) .

Ребята,давайте проведем опыт. Перед вами два листа бумаги. Возьмите один из них и скомкайте его в шарик, а теперь осторожно выпустите его из рук. Что произошло? Возьмите другой лист и так же осторожно выпустите из рук. Что вы увидели?Почему так происходит : листы одинаковые, а падают по-разному? Какой вывод можно сделать? (Ответы детей) . Правильно, не скомканный лист – широкий. За счет своей поверхности он опирается на воздух и не падает, а летит. Почему же птицы летают ? (Дети высказывают свои предположения) . Птицы самые крупные , быстрые и выносливые из ныне живущих летающих животных. Их гладкое тело с легкостью преодолевает сопротивление воздуха,а сильные крылья поднимают ввысь и несут вперед. Крылья у птиц легкие ,сильные и гибкие.

Птицы – единственные животные на Земле, имеющие перья. Как вы думаете какую роль играют перья для птиц ? (Ответы детей) . Оперение птицы состоит из огромного количества перьев (рассматриваем картины) . Длинные перья крыльев называются маховые. Они предназначены для полета,поэтому прочны и расположены по краям крыльев. Именно эти перья поднимают птицу вверх . Хвостовые перья называются рулевыми. Они тоже прочные и длинные и предназначены для поворота в полете. Мелкие перья – пуховые – расположены под рулевыми и маховыми перьями. Они согревают птицу .

ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Воспитатель. Давайте рассмотрим, как устроены перья у птиц . (Рассматриваем схемы строения пера) . У пера есть проходящий посередине упругий стержень и плоское опахало. Стержень у пера внутри пустой. Как вы думаете почему? (Ответы детей) . Правильно, чтобы птица была легкой и могла лететь. Теперь сядьте на свои рабочие места, найдите из предложенных перьев маховое и рассмотрите его. Что можно сказать про него? (Ответы детей) . Правильно, оно плотное, жесткое, большое по размеру. Посмотрите внимательно на основание между волосками – это стержень. Какой стержень у махового пера? (Ответы детей) . Да, он плотный и пустой. Попробуйте выпустить перо из рук. Что вы видите? Оно падает медленно, плавно кружась. Почему? Перо легкое, так как внутри стержня пустота. Помашите пером, понаблюдайте, что с ним происходит? Когда птица машет крыльями , перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность. Рассмотрите опахало через лупу. Что вы видите? (Ответы детей) . На бороздках пера есть выступы и крючочки,которые прочно и легко соединяются,как бы «застегивая» поверхность пера. Если по какой-то причине крючочки расцепятся, птица в момент чистки перьев соединит их клювом. А теперь выберете и рассмотрите те, которые обогревают птицу . Какие они? (Ответы детей) . Мелкие, мягкие, пушистые, нежные, стержень тоненький, волоски между собой не сцеплены, меленькие по размеру. Сравните стержни махового и пухового перьев. Что можно сказать о них? (Ответы детей) . На каких местах растут пуховые перья? (Ответы детей) . Перья не только украшают птицу , помогают им взлетать и держаться в воздухе, но и спасают их от ушибов и царапин, холода и жары, намокания и пересыхания.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «СЕРЕНЬКИЕ ПЕРЫШКИ» .

Воробьи – воробышки - (хлопки руками по бокам)

Серенькие перышки - (махи вверх-вниз перед собой)

Клюйте, клюйте крошки - (стук кулачком об кулачок)

У меня с ладошки - (дуем на раскрытые ладошки)

Нет, с ладошки не клюют - (руки в стороны,пожали плеч.)

И погладить не дают - (руки на поясе,наклоны в стор)

Как же нам поладить - (хлопки в ладоши)

Чтоб дались погладить

УПРАЖНЕНИЕ НА СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

Дети стоят в кругу. Игра в мяч.

Воспитатель. Я буду каждому из вас бросать мяч и говорить приметы птицы ,а вы должны из двух слов образовать прилагательное :

Если у птицы красная грудка ,то она какая? –желтая грудка,-черная головка,-белый бок,-длинные крылья,-большие глаза,-тонкий клюв,-длинные ноги, -черные крылья,-длинный хвост и т. д.

БЕСЕДА ОБ ОХРАНЕ ПТИЦ .

Ребята! Птицы ,как и люди, -живые существа. Но они маленькие и не могут себя защитить. А маленьких и слабых обижать нельзя!Что вы можете предложить для охраны птиц ? (Ответы детей) . Не разорять гнезда. Не кричать в лесу. Не брать яйца и птенцов из гнезда,развешивать кормушки,скворечники и дуплянки.

ИГРА «МЫ КОРМУШКУ СМАСТЕРИЛИ» .

У каждого ребенка изображение определенной птицы .

Мы кормушку смастерили,мы столовую открыли.

В гости в первый день недели к нам синицы прилетели.

А во вторник,посмотри,прилетели снегири,

Три вороны были в среду,мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог прилетали семь сорок.

В воскресенье,в воскресенье было общее веселье!

Молодцы! Накормили всех птиц , никто не остался голодным. Но это была игра.

Ребята! У нас тоже есть настоящая кормушка. Сегодня на прогулке мы повесим ее и всю зиму будем подкармливать птиц . И может быть спасем от голода не одну птицу . А летом птицы помогут нам ,они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять парки,сады и скверы и радовать нас своим веселым щебетанием.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ .

Воспитатель. Сегодня мы с вами совершили путешествие в удивительный мир природы и узнали много нового о птицах . Что вам больше всего понравилось на занятии ? Какое задание было самым интересным? (Ответы детей) .

Похожие публикации