Как правильно писать окончание ие или ия. Справочник по русскому языку. Падежные окончания существительных множественного числа
Класс: 5
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Базовый учебник Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 /Т.А.Ладыженская, М.Т.баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2012.
Цель урока: познакомиться с правописанием окончаний имен существительных на -ия, -ие, -ий единственного числа в родительном, дательном и предложном падежах
Планируемые результаты:
- Предметные умения
:
- составление алгоритма действия при написании е -и в падежных окончаниях существительных; знание способа действия при выборе написания букв е-и в окончаниях существительных;
- владение этим способом действия; определение падежных окончаний существительных
- правильное применение правила на письме;
- Метапредметные умения:
- овладение приемами отбора и систематизации материала;
- адекватное восприятие текста на слух;
- умение аргументировать свои мысли при ответе;
- способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- Личностные умения:
- умение оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- способность к самооценке собственной речи с точки зрения норм общения
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Формы работы учащихся: парная, групповая, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс на 7 мест, мультимедийный проектор, интерактивная доска
Структура и ход урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Обучающие и развивающие задания каждого этапа |
Диагностирующие задания каждого этапа. УУД |
||
I. Организационный момент
(мотивация к учебной деятельности)
(1 мин.) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
|||||
Приветствие, проверка готовности к
уроку, пожелание успеха. Включение в деловой ритм. |
Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. | – Добрый день, ребята! На столах у вас смайлики №1,2,3, выберите тот, который соответствует вашему настроению, и покажите. – Как много улыбок засветилось. Спасибо! А это моё настроение (Слайд 2) – Вижу: мы готовы к активному и продуктивному сотрудничеству. Всем удачи! |
– Почему так важно настроение на уроке? Личностные результаты Самоопределение (Л) Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
||
II. Актуализация и пробное
учебное действие
(4-5 мин.) Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося; подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. |
|||||
Организует повторение знаний, закрепление умений | Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя все слова | (Учащиеся работают в группах по 3
человека) (Слайд 3)
– Найди «третье лишнее» слово в каждой группе: 1) о народ _, к корон _, без туч _ 1 группа : лишнее слово «без тучи», так как в отличие от других слов, оно в Р.п. и имеет окончание -и. У первых двух слов, несмотря на разные склонения (2 и 1) и падежи (П. и Д.), в окончании -е. 2 группа : все существительные П.п., но первые два слова относятся к 1 склонению, поэтому в окончании -е , а «ель» – 3 склонения, окончание -и. Значит, лишнее слово «о ели» 3 группа : все существительные П.п, в 1 и 2 склонениях окончание -е. Существительное « здание» ср.р., 2 склонения – значит, тоже -е ? 4 группа
: все существительные 1 склонения,
Д.п., окончание -е.
|
– Какую роль играет знания русского
языка в вашей жизни? Для чего они вам нужны? Метапредметные
результаты
|
||
III. Проблемное объяснение
нового знания
(15 мин.) Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем), обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что существительные на -ия, -ие, -ий – особые существительные; составление алгоритм его определения постановка целей учебной деятельности |
|||||
Создает проблемную ситуацию
(предлагает задание, не выполнимое в силу
отсутствия ЗУ) и организует работу учащихся по её
исследованию. Вовлекает учащихся в обсуждение проблемных вопросов, определение цели и темы урока |
Участвуют в обсуждении
проблемных вопросов, формулируют собственное
мнение и аргументируют его Ставят цель, формулируют проблему и тему урока |
Постановка проблемы
(2 мин.) –
Какое слово в каждой группе вы можете назвать
третьим лишним? |
– Почему мнения разошлись? В чём проблема? (Мы не знаем, какую букву нужно писать в окончании) . | ||
Организует работу в группах, парах, обеспечивает контроль за выполнением заданий |
Изучают информацию в учебнике, с.69 Работают с электронным образовательным
ресурсом (далее ЭОР), готовят Составляют алгоритм действия (групповая работа) |
Открытие нового
(10 мин) 1. Формулирование проблемного вопроса по новой теме 2. Изучение материала в учебнике на с. 69. (Слайд 5) 3. Отчет о выполненном дома задании: работа с электронным учебным модулем информационного типа. Выступление. (Слайд 6) 4. Составление алгоритма действия при определении безударного окончания существительных на -ия, -ие, -ий (работают в группе 2 минуты, затем выступает одна из групп, другие вносят коррективы) 5. Запись алгоритма в Опоры (тетради для схем и
правил) |
– Сформулируйте проблемный вопрос и
сравните теоретические сведения по новой теме,
полученные из ЭОР, с материалом в учебнике Метапредметные результаты
|
||
Организует физминутку | Выполняют физминутку | Физминутка
– А теперь
все встали! |
|||
IV. Закрепление изученного
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений учащихся; проведение коррекции; обучение правописанию окончаний существительных на -ия, -ие, -ий. |
|||||
Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. | Работают с учебником. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работают в паре). Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Дают самооценку результатам своей учебной деятельности (работа в паре, индивидуально) |
Первичное закрепление
(Слайд 8)
Работают с учебником (упр.538) в группе. Выписывают
существительные, у которых в П.п. ед.ч. в окончании
-и
. |
– В чем разница правописания
существительных? Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Оценка (Р) Управление поведением партнера (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) Предметные результаты Действие по аналогии (П) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.) Личностные результаты Самоопределение (Л) |
||
Организует деятельность по
применению новых знаний, включению
нового знания в систему знаний и повторение Приобщает учащихся к работе с электронными образовательными ресурсами |
Включение нового в систему
знаний и повторение
(Слайд 10) Работа по вариантам с взаимопроверкой «Правописание безударных окончаний имен существительных» (Раздаточный материал) (Приложение 1 ) Самостоятельная работа с целью контроля знаний (Слайд 11) Работа с авторским электронным учебным тренажером контрольного типа «Буквы Е-И в окончаниях имен существительных» с автоматическим выставлением оценки (учащиеся вписывают свою фамилию, класс и дату работы на 1 листе; учитель фиксирует конечный итог) (Приложение 2 ) |
||||
V. Итог урока (рефлексия
деятельности)
Цель этапа : осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
|||||
Организует рефлексию, самооценку
результатов учащихся Предлагает домашнее задание с учетом уровня подготовки учащихся |
Осуществляют оценку урока и
самооценку, соотносят цель и результаты, степень
их соответствия Отвечают на вопросы: |
(Слайд 12)
– Какую цель ставили? – Удалось достичь поставленной цели? – Каким способом? – Какие получили результаты? – Что вызвало особые затруднения? – Где можно применить новые знания? – Назовите ключевые слова темы. – Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению, и покажите. (Слайд 13) Задание на дом. 1) Выполнить – упр.540, 542 (одно на выбор); – тест №5, варианты 1,2, задания 1–4, с. 17, 19 (книга «Тесты. Ч.2»). 2) Задание повышенного уровня: приступая к изучению английского языка, мы узнаем, что в этом языке почти нет падежей. Может быть, и в русском языке падежи – вещь совсем ненужная? Вопрос. Так ли это? Докажите на простейшем примере нужность падежей. (Слайд 14) Спасибо за работу. |
– Сравните свое настроение в начале и
конце урока. – С чем это связано? Метапредметные
результаты
|
Список литературы:
- Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986.
- Ефремова Е.А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс /Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2012.
- Книгина М.П. Русский язык. 5 класс. Тесты: В 2 ч. Ч.2. – 2-е изд., перераб. и доп. – Саратов: «Лицей», 2010.
- Межуева Ю.В. Русский язык. Правописание падежных окончаний имен существительных – Саратов: «Лицей», 2010.
- Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский /. – М.: Просвещение, 2012.
- Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Вставь букву!, 5 класс / Пособие для средней школы / – М.: «Грамотей», 2009.
Электронный учебный модуль информационного типа:
-а/-я
ваза, няня
□ | -о, -е
кран, поле
-ие
изобилие
-ия
-ы/-и
вазы, няни
-а/-я
крана, поля
—и
-ия
изобилия
-ии
-е
вазе, няне
-у / -ю
крану, полю
-и
-ию
изобилию
—ии
-у/-ю
вазу, няню
□ | -о / -е
кран, поле
-ие
изобилие
-ию
-ой/-ей
вазой, няней
-ом / -ем
краном, полем
-у/-ю
-ием
изобилием
—ией
-е
о вазе, о няне
-е
о кране, о поле
-и
-ии
об изобилии
-ии
1.1. Слова на —ия следует различать со словами на —ья (Марья, Наталья, Софья). Слова на —ья склоняются по правилам первого склонения и имеют окончание -е в дательном и предложном падежах единственного числа. Сравните:
Дат. п. - Марье , но: Марии ;
Предл. п. - о Марье , но: о Марии
Это относится и к парам типа «учение » - «ученье », «сомнение»- «сомненье». Первый вариант склоняется как слова на —ие , второй - как слова второго склонения.
Однако в художественной речи возможно написание слов на -ье в предложном падеже с окончанием -и. Например: в забытьи .
1.2. Существительные на —ий , —ия с односложной основой (т.е. состоящей из больше чем одного слога) в предложном падеже единственного числа в безударной позиции оканчиваются на —е .
Например:
кий - о кие, Вий - о Вие, змий - о змие, Лия - о Лии
Под ударением в окончании пишется «—и ».
толчия - о толчии
1.3. Существительные на безударные—ь я и—ье имеют в родительном падеже множественного числа окончание - ий или ев : певунья - певуний , ненастье - ненастий ; устье - устьев , келья - кели й ,
А на ударные —ья и—ьё - окончание—ей . Например: ружьё - ружей , статья - статей , семья - семей (но: копьё - копий ).
1.4 Вопреки основному правилу, следующие слова с неодносложной основой в безударной позиции имеют окончание —и , а не -е :
- Слова мужского и среднего рода на —ий и —ие (литий, положение) в предложном падеже единственного числа: о литии , о положении .
- Слова женского рода на —ия (Швейцария ) в предложном и дательном падеже единственного числа: к Швейцарии , о Швейцарии .
1.5.
В существительных мужского и среднего рода с суффиксом—ищ-
—е
, у существительных женского рода - окончание—а
. Например:
а) дуб
- дубище
, забор - заборище
, чудо - чудище
;
б) струя
- струища
, жара - жарища
.
В именительном падеже множественного числа у таких слова женского и мужского рода пишется окончание—и , а у среднего—а .
1.6.
У существительных с суффиксами -ушк-, -юшк-, -ышк-, -ишк- -шик-
в именительном падеже единственного числа ставится:
а) окончание—а
- у слов мужского рода, называющих одушевленные предметы, и у слов женского рода, например: сынишка
, мальчишка
, сударушка
, малинушка
, старушка
, краюшка
;
б) окончание—о
- у слов мужского рода, называющих неодушевленные предметы, и у слов среднего рода: чехлишко
, судёнышко
, столбишко
, сундучишко
, золотишко
.
1.7. В одушевленных существительных мужского и общего рода после суффикса—л — в именительном падеже единственного числа ставится окончание—а , например: чудила , чертила ; у среднего рода - окончание—о , например: покрывало , забрало.
1.8. Названия населённых пунктов на -ов, -ев, -ин, -ын, -ово, -ево, -ино, -ыно имеют в творительном падеже единственного числа окончание -ом : Павшином, Румянцевом, Марьином, Ерином. Эти слова нужно различать с фамилиями , у которых в этом случае будет окончание -ым : Павшиным , Румянцевым , Марьиным и т.д.
Примечание . Сейчас для топонимов на —ово, -ево, -ино, -ыно нормативны два варианта: склоняемый и несклоняемый, но склоняемый относится к строгой литературной речи и его желательно использовать в официальных выступлениях и т.д.
Но : эти топонимы не склоняются при наличии родового слова, например: из района Братеево , из села Егорово. Но без него уже возможно склонение: из Братеева, из Егорова.
Таблица окончаний склонений во множественном числе
Краткий вариант:
Подробный вариант с примерами для множественного числа:
Падеж | 1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | на -ие | на -ия |
Им. п. |
-ы | -и вазы, няни |
-ы, -и, -а, -я краны, яблоки, стога, поля |
-и |
-я изобилия |
-и |
Род. п. |
ваз, нянь |
-ов, -ей, □ кранов, полей, солнц |
речей |
изобилий |
мантий |
Дат. п. |
-ам | -ям вазам, няням |
-ам, -ям кранам, полям |
-ам, -ям речам, дням |
-ям изобилиям |
|
Вин. п. |
-ы/□ | и/□ вазы / мам | нянь / руки |
-ы, -и, -а, -я краны, яблоки, стога, поля |
-и |
-я изобилия |
-ии |
Тв. п. |
-ами | -ями вазами, нянями |
-ами, -ями кранами, полями |
-ами/-ями речами, днями |
-ями изобилиями |
-ями мантиями |
Предл. п. |
-ах | -ях о вазах, о нянях |
-ах, -ях о кранах, о полях |
-ах, ях о речах, о днях |
-и об изобилии |
-ях о мантиях |
2.1 . У омонимов окончание в именительном падеже множественного числа иногда зависит от значения слова: корпусы (тела, туловища) - корпуса (строения), ордены (сообщества, организации) - ордена (награды), мехи (устройство для подачи воздуха) - меха (материал из шкуры)
2.2. У существительных женского рода с окончанием на -а , в родительном падеже множественного числа после шипящих мягкий знак не ставится: тёщ (теща), кляч (кляча), чащ (чаща), дач (дача).
2.3.
В родительном падеже множественного числа у существительных на—ня
с предшествующим согласным мягкий знак на конце не пишется, например: , череш
ня
- черешен
, коптильня
- коптилен
, наковальня
- наковален
.
Исключения:
барышень
, боярышень
, деревень
, кухонь
.
2.4 . У некоторых слов добавляется суффикс «ес » перед окончанием. Например, у слов «чудо » - «чудеса », «небо » - «небеса ».
Разносклоняемые существительные
К разносклоняемым существительным относятся слова «путь », «дитя » и 10 слов на -мя : «темя », «племя », «знамя », «семя », «вымя », «время », «бремя », «стремя », «имя », «пламя ». Эти слова имеют окончания, характерные для разных склонений. В родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе они оканчиваются на -и .
Падеж | ||
Им. |
пути, пламёна, семена, стремена, дети |
|
Род. |
путей, пламён, семян, стремян, детей |
|
Дат. |
пути, пламени, семени, стремени, дитяти |
путям, пламёнам, семенам, стременам, детям |
Вин. |
путь, пламя, семя, стремя, дитя |
пути, пламёна, семена, стремена, детей |
Тв. |
путём, пламенем, семенем, стременем, дитятею |
путями, пламёнами, семенами, стременами, детьми |
Предл. |
(о) пути, пламени, семени, стремени, дитяти |
путях, пламёнах, семенах, стременах, детях |
Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета
§ 4. Правописание окончаний
Окончание - это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для образования связи слов в словосочетании и предложении.
4.1. Правописание безударных окончаний имен существительных
Выбор безударной гласной в окончании имени существительного зависит от типа его склонения.
В Кита.., в Коре.., в Германи.., в Заполярь.., в изумлени..
Чтобы выяснить написание окончания существительного, выполните следующие действия:
1) поставьте существительное в начальную форму (кто / что?);
2) определите по таблице тип его склонения;
3) подставьте на его место проверочное слово для данного типа склонения (у этого слова в разных падежах ударное окончание, которое подскажет нужную гласную).
Особая группа существительных* |
-мя |
время |
Путь
|
1 склонение
|
-а (м. р. / ж. р.) Я (м. р. / ж. р.) |
страна |
Стена
|
2 склонение
|
Нулевое оконч. (м. р.) |
конь |
Стол
|
3 склонение |
-ь (ж. р.) |
мать |
Степь
|
*Особая группа существительных включает разносклоняемые существительные, а также существительные 1 и 2 склонения с особыми окончаниями (так называемые существительные на -ия, -ие, ий
).
В Китае — (Китай, 2 скл., в столе).
в Корее — (Корея, 1 скл., в стене).
в Германии — (Германия, особ. гр., в пути).
в Заполярье — (Заполярье, 2 скл., в столе).
в изумлении — (изумление, особ. гр., в пути).
Обратите внимание!
Помните
, что существительные типа сомнение
и сомненье
, Мария
и Марья
склоняются по-разному:
Помните
, что правило не подходит к несклоняемым существительным и к существительным, склоняющимся как прилагательные.
|
4.2. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и причастий
Безударные окончания имен прилагательных и причастий проверяются по ударному окончанию проверочного слова.
В летящ..м самолете; изменяющ..мся мнением; могуч..й голос.
Определить окончание можно по проверочному слову — вопросу какой? (он подскажет ударную гласную в окончании):
во вращающ…мся цилиндре
(в каком? — окончание -ом / -ем
) во вращающЕМся;
с меняющ…мся ветром
(с каким? — окончание -ым / -им
) с меняющИМся;
беспокоящ...йся матери (какой? - окончание -ой/-ей) беспокоящейся матери;
на тонущ…м судне
(на судне каком? — окончание -ом / -ем
) на тонущЕМ.
Исключение:
в форме именительного (винительного) падежа м. р. ед. ч. окончание прилагательного (причастия) следует запомнить: -ЫЙ / -ИЙ.
Пропащий человек; вьющийся дымок.
4.3. Правописание безударных личных окончаний глагола
Выбор безударной гласной в личном окончании глагола зависит от типа его спряжения.
Мы кле..м; ты слыш..шь; они бор..тся.
Чтобы выяснить написание окончания глагола, выполните следующие действия:
1) поставьте глагол в неопределенную форму (что делать / что сделать?
);
2) определите по таблице тип его спряжения;
3) подставьте проверочное слово (ударное окончание проверочного слова подскажет нужную гласную).
Мы кле…м (клеИТЬ, II спряжение, мы говорИМ) — клеИМ
Ты слыш…шь (слышАТЬ, II спряжение, ты говорИШЬ) — слышИШЬ
Они бор…тся (борОТЬся, I спряжение, они берУТ) — борЮТся
Обратите внимание!
При постановке глагола в неопределенную форму следует следить, чтобы глагол сохранял тот же глагольный вид.
Глаголы типа услышать, постелить
и т. п. (образованные с помощью приставок от глаголов - исключений) относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.
Глаголы типа бриться, держаться
и т. п. (образованные с помощью суффикса -СЯ от глаголов - исключений) относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.
|
В летящем самолете (в каком?).
Изменяющимся мнением (каким?).
Могучий голос (искл.).
Правописание окончаний имен существительных
Чтобы правильно написать безударные окончания существительных, в большинстве случаев (кроме слов, оканчивающихся на -ИЯ, -ИЕ, -ИЙ) достаточно определить, к какому склонению относится слово, и посмотреть, как пишутся слова с ударными окончаниями из этого же склонения в такой же форме.
При проверке для первого склонения удобно пользоваться словами ТРАВА, ЗЕМЛЯ, для второго – ОКНО, СЛОН, для третьего – СТЕПЬ, ЦЕПЬ. В этих словах все окончания ударные.
Например, мы сомневаемся, что писать на конце словосочетания «КЛЯКСЫ В ТЕТРАД_». Слово ТЕТРАДЬ третьего склонения. Подставляем проверочное слово «В СТЕПИ». Следовательно писать надо «КЛЯКСЫ В ТЕТРАДИ», с буквой И на конце.
У существительных женского рода, оканчивающихся на -ИЯ, пишется в родительном, дательном и предложном падежах окончание -И (АРМИЯ – от АРМИИ, к АРМИИ, об АРМИИ; НАТАЛИЯ – от НАТАЛИИ, к НАТАЛИИ, о НАТАЛИИ), у существительных мужского рода на -ИЙ и среднего рода на -ИЕ в предложном падеже пишется окончание –И (САНАТОРИЙ – о САНАТОРИИ, СОЗВЕЗДИЕ – о СОЗВЕЗДИИ).
КРОМЕ ЭТОГО, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НАПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ КОНКРЕТНЫХ ФОРМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
1. После суффиксов -УШК-, -ЮШК-, -ЫШК-, -ИШК- у существительных женского рода и у одушевленных существительных мужского рода пишется окончание –А, например: ЗИМУШКА, СТРАСТИШКА, КУПЧИЩКА, ТРУСИШКА. У существительных среднего рода и неодушевленных существительных мужского рода после этих суффиксов пишется окончание –О, например: ГОРЮШКО, ГОЛОСИШКО, МОЛОЧИШКО, РУБЛИШКО.
2. После суффикса –ИЩ- у существительных мужского и среднего рода в единственном числе пишется окончание –Е, а у существительных женского рода – окончание – А. Например: ВЕЛИКАНИЩЕ, ГОРОДИЩЕ, БОЛОТИЩЕ, БРЕВНИЩЕ, СКУЧИЩА, СИЛИЩА. Во множественном числе после суффикса -ИЩ- у существительных мужского и женского рода пишется окончание –И, а у существительных среднего рода – окончание – А. Например: ЗАБОРИЩИ, САПОЖИЩИ, ЛАДОНИЩИ, БОЛОТИЩА, ОКОНИЩА.
3. Односложные существительные ВИЙ и КИЙ имеют в форме предложного падежа окончание -Е.
4. В личных именах и фамилиях восточного происхождения, оканчивающихся на -ИЯ и имеющих ударение на последнем слоге, пишется в дательном и предложном падеже окончание Е: письмо Зульфие, мечтать об Алие (им. п. - Зульфия, Алия).
Упражнение
Слыхали ль вы за рощей глас ночной певца любви, певца своей печал_ ? (А. Пушкин)
«Эй, пастухи, бегите сюда, бейте меня, лупите!» Пастухи с дубьем на волка, волк - от них. Бегут пастухи, диву даются. С ума спятил волчищ_ , сам бежит и сам кричит: «Догоняйте!». (Чингиз Айтматов, Белый пароход)
Опять я на большой дорог_ , стихи_ вольной – гражданин, опять в кочующей берлог_ я думу думаю один. (П. Вяземский)
Нет жалост_ к тоске моей глубокой. (Е. Баратынский).
В памят_ моей уж не было подруг_ прежних дней. (Е. Баратынский)
Он медленно поднялся по лестниц_ , медленно вошел в комнату среди почтительно расступившейся публик_ и, здороваясь со знакомыми, вопросительно обвел комнату глазами. (И. Бунин)
«Обручается раб Божий Виктор рабе Божией Натали_ », - еще громче, почти запев, провозгласил отец Василий и, сняв кольца с их рук и перекрестив их, надел каждому свое. (Сергей Бабаян, Господа офицеры)
Счастлив тот, в ком жизн_ цвет холод жизн_ не погубит. (И.Клюшников)
Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит, и мертвый в пол_ стебль колышет, и елей ветви шевелит. (Ф.Тютчев)
Нельзя, милостивый государь, - помаленьку ковыряем, гроши собираем, авось детишкам на молочишк_ вышьем, - сказал Филат Никитич. (Ф. Решетников, Между людьми)
Темперамент, любопытство, силищ_ - все в его могучей натуре мешает ему осесть на открытых им землях, он дарит́ их другим, а сам спешит дальше. (Даниил Гранин, Зубр)
Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана; утром в путь она умчалась рано, по лазур_ весело играя. (М. Лермонтов).
Софь_ Ивановне очень хотелось ехать, и мы решили вверить свою судьбу нервному ямщику. (Н. Тэффи, Горы)
Василий Димитриевич был женат на дочери Витовта Софи_ : во все свое княжение он должен был соблюдать родственные отношения и вместе с тем был настороже против покушений тестя. (Н. Костомаров, Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей)
Будь же ты в стихи_ бурной то угрюма, то светла. (Ф.Тютчев).
В этом волнени_ , в этом сиянь_ , весь, как во сне, я потерян стою; о, как охотно бы в их обаянь_ всю потопил бы я душу свою. (Ф. Тютчев).
А винищ_ откупщик Мамонтов продавал такое же поганое, как и десять лет назад было, при Василье Александровиче Кокореве. (Н. Лесков, Житие одной бабы)
Мне наскучило, девиц_ , одинешенькой в светлиц_ , шить узоры серебром. (К. Аксаков)
В доме и в соседств_ , все, от дворовой девк_ до дворовой собак_ , бежало прочь, его завидя (Н. Гоголь)
Замелькали пожарищ_ , помятые кусты, черные, еще дымящиеся развалины. (Ю. Домбровский, Обезьяна приходит за своим черепом)
И путник усталый на Бога роптал: он жаждой томился и тен_ алкал, в пустын_ блуждая три дня и три ноч_ …(А.Пушкин).
За церковью, поперек проезда, распластался бетонный корпус, весь в стекле и алюмини_ . (Ю. Дружников, Виза в позавчера)
Я замечал, крепился, а тут вдруг, на беду мою (а может, и к счастью!), как снег на голову ремонтер наскакал на наш городишк_ . (Ф. Достоевский, Ползунков)
В задумчивост_ и в каком-то бессмысленном рассуждени_ о странност_ положения своего стал разливать чай (Н. Гоголь).
На самом деле это был Скворушк_ , совсем молоденький, желторотый: он даже не знал, что таких гусениц не едят, и был очень горд своей добычей. (Борис Заходер, Сказки для людей)
Таблица 1 — Падежные окончания существительных в единственном числе
Падежи | I склонение | II склонение | III склонение |
---|---|---|---|
И. п. | -а, -я
жена , земля | ,
-о, -е
конь, село , поле |
ночь, лошадь |
Р. п. | -ы, -и
жены , земли | -а, -я
коня , села , поля | -и
ночи , лошади |
Д. п. | -е
жене , земле | -у, -ю
коню , селу , полю | -и
ночи , лошади |
В. п. | -у, -ю
жену , землю | ,-а, -я, -о, -е
коня , село , поле |
ночь, лошадь |
Т. п. | -ой (-ою), -ей (-ею)
женой , землей | -ом, -ем
конём , селом , полем | -ью
ночью , лошадью |
П. п. | -е
жене , земле | -е, -и
коне , селе , поле | -и
ночи , лошади |
В падежных окончаниях единственного числа пишется:
- буква е : в дательном и предложном падежах существительных I склонения и в предложном падеже II склонения (кроме слов на -ия , -ий , -ие ), например: к фабрике , на фабрике , к земле , о батарее , в статье ; на заводе , на станке ; о море ; в селе ;
- буква и
:
- в родительном падеже существительных I склонения, например: у фабрики , у земли , около батареи , из статьи ;
- в предложном падеже существительных II склонения на -ие , -ий , например: в лектории , в волнении , о мировоззрении ;
- в родительном, дательном и предложном падежах существительных I склонения на -ия , существительных III склонения и разносклоняемых существительных среднего рода на -мя , например: из коллекции , к коллекции , в коллекции ; из шинели , к шинели , в шинели ; у знамени , к знамени , о знамени .
Следует различать формы предложного падежа существительных среднего рода на -ие и -ье , например: находиться в размышлении , быть во всеоружии (окончание -и ); находиться в раздумье , быть на побережье (окончание -е ).
Падежные окончания в фамилиях и названиях
В русских фамилиях на -ин(-ын) и на -ов(-ев) в творительном падеже единственного числа пишется -ым (как у прилагательных), например: с Вячеславом Деминым , с Ростиславом Синицыным , с Кириллом Колосовым . В иностранных фамилиях пишется окончание -ом , например: Дарвином , Чаплином .
В названиях населенных пунктов на -ин(-ын) , -ов(-ев) , -ино(-ыно) , -ово(-ево) в творительном падеже единственного числа пишется окончание -ом (как у существительных), например: под городом Кашином , селом Бородином , городом Дмитровом .
Падежные окончания существительных множественного числа
Таблица 2 — Падежные окончания существительных во множественном числе
Падежи | I склонение | II склонение | III склонение |
---|---|---|---|
И. п. | -ы, -и
жены , земли | а, -я, -ы, -и
кони , сёла , поля | -и
ночи , лошади |
Р. п. |
жён, земель | -ов, -ей,
коней , сёл, полей | -ей
ночей , лошадей |
Д. п. | -ам, -ям
жёнам , землям | -ам, -ям
коням , сёлам , полям | -ам, -ям
ночам , лошадям |
В. п. | -ы, -и,
жён, земли | -а, -я, -ы, -и, ей, -ов
коней , сёла , поля | -и, -ей
ночи , лошадей |
Т. п. | -ами, -ями
жёнами , землями | -ами, -ями
конями , сёлами , полями | -ами, -ями
ночами , лошадями |
П. п. | -ах, -ях
жёнах , землях | -ах, -ях
конях , сёлах , полях | -ах, -ях
ночах , лошадях |
- В родительном падеже множественного числа после шипящих буква ь не пишется, например: решение задач , ремонт жилищ .
- В родительном падеже множественного числа существительных на -ья
и -ье
в безударном положении пишется -ий
, под ударением — -ей
, например: лгу́ний
(лгунья), разду́мий
(раздумье),
но стате́й
(статья), скаме́й
(скамья)
. Исключения: ру́жей
(ружьё), платьев
(платье), устьев
(устье), верховьев
(верховье), низовьев
(низовье).
У существительных на -ия , -ие в родительном падеже всегда пишется -ий , например: линий (линия), зданий (здание) . - Если в родительном падеже множественного числа существительные оканчиваются на -ен , то мягкий знак не пишется, например: песен, вишен (ср. яблонь, кухонь) . После -ен в родительном падеже буква ь пишется в словах деревень , барышень .