Все о профилактике и борьбе с вредителями и паразитами

Письмо матери есенин краткий анализ. Стихотворение С.А. Есенина «Письмо матери» (восприятие, толкование, оценка). Анализ стихотворения Письмо матери Есенина

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Письмо матери» было написано С.А. Есениным в 1924 году. Жанр его обозначен в названии – письмо. Основная тема – тема материнства, родного дома, сыновней любви. Произведение носит исповедальный характер. В голосе лирического героя звучат грустные, покаянные ноты.

Открывается стихотворение риторическим вопросом, который плавно перетекает в искренний, откровенный разговор с матерью:

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет…

Композиция здесь полностью соответствует жанру. В первой строфе мы видим своеобразное вступление. Во второй строфе мы имеем развитие темы, здесь возникает мотив дороги, переходящий затем в мотив жизненного пути героя, странничества:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу

Странничество лирического героя, его бесприютность, греховная жизнь противопоставлены в стихотворении миру родного дома, всепрощающей материнской любви. В третьей строфе идет развитие темы материнской любви, беспокойства о сыне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Лирический герой Есенина лишен душевной целостности. Он – хулиган, «московский озорной гуляка», повеса, кабацкий завсегдатай, полный «тоски мятежной». Внутреннее состояние его передано в стихотворении эпитетами «вечерний», «горький», «тягостная», режущим слух глаголом «саданул». Одновременно в душе его живет нежность, любовь к матери, грусть по родному дому. Исследователи отмечали в этом произведении развитие Есениным мотивов библейской притчи о блудном сыне. Один из таких мотивов – возращение домой из странствий. Он звучит в пятой, шестой, седьмой и восьмой строфах. И речь здесь идет не только о свидании с матерью, с родительским домом, но и о возвращении в прошлое, к себе самому прежнему:

Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной,
Воротиться в старенький наш дом.

В родительском доме лирический герой видит свое спасение от жизненных бурь и невзгод, от тоски неприкаянности, от несчастий, тягостных раздумий. Он вспоминает о прошлом, и это прошлое предстает как лучшая пора в жизни:

Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Затем герой размышляет о своей судьбе, о пережитом, о несбывшихся надеждах. В голосе его звучит горечь и усталость. Сюжет здесь внутренне углубляется:

Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, -
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

Чувства героя достигают своего апогея в предпоследней строфе. Он как будто подводит итог своей жизни, четко осознавая, что не может вернуть прошлое. Одновременно он обращается к материнской любви, надеясь обрести надежду, душевную гармонию, исцелиться от душевных ран. Обращение героя к матери носит здесь кульминационный характер:

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Развязка дана в последней строфе. Лирический герой здесь как будто забывает о себе, о своих невзгодах, усталости, тоске. В центре строфы здесь – образ матери. Закрывается тема беспокойством сына о ней. Мы видим его искреннюю любовь и заботу:

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

Композиционно мы можем выделить в произведении три части. Первая часть – три начальные строфы. Здесь поэт обрисовывает образ родного человека, которому можно излить душу. Первая часть содержит вопрос, приветствие и развернутый ответ. Четвертая, пятая, шестая и седьмая строфы – вторая часть стихотворения. Здесь лирический герой предстает перед читателем. Две последние строфы вновь возвращают нас к образу матери.

Таким образом, мы имеем кольцевую композицию. В начале стихотворения и в финале его возникает образ матери, обрамляя мысли лирического героя о родном доме и его исповедь. Строчки «Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне» также окольцовывают основную часть письма.

Стихотворение написано пятистопным ямбом, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («вечерний несказанный свет», «в…синем мраке», «горький я пропойца»), метафору («струится свет»), анафору («Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет»), риторический вопрос («Ты жива еще, моя старушка?»), инверсию («Не такой уж горький я пропойца»), просторечные выражения («саданул», «шибко») аллитерацию («Я по-прежнему такой же нежный»), ассонанс («Пусть струится над твоей избушкой»).

«Письмо матери» – одно из лучших произведений Есенина. Лирический герой поэта обретает в нем свои характерные черты. Стихи эти очень напевны, музыкальны, на их основе создан великолепный романс.

Анализ стихотворения Есенина Письмо матери по плану

1. История создания . После переезда в Москву С. поначалу довольно часто приезжал в родное село. Постепенно эти поездки стали все более редкими.

Поэт был занят работой и не мог вырваться из шумной городской жизни. Тоска по родине содержится во многих произведениях Есенина, но одним из самых искренних и трогательных является стихотворение "Письмо матери" (1924 г.).

По некоторым свидетельствам, в основе произведения лежит реальный случай. Есенин уже собрался в родное село, но на вокзале под влиянием друзей изменил свое решение. На следующий день, чувствуя огромное раскаяние, поэт написал свое обращение к матери.

2. Жанр произведения - стихотворное послание.

3. Основная тема стихотворения - грустное покаяние автора. Есенин начинает свое послание полушутливым вопросом: "Ты жива еще, моя старушка?". Уточняя, что и он еще жив, поэт словно сравнивает себя с матерью. Ей угрожает старость, а главной опасностью для Есенина является его собственный беспокойный характер.

Односельчане упрекали поэта в том, что он давно не приезжал в Константиново. Наибольшую обиду чувствовала мать Есенина, которая никогда не забывала о нем. На селе прекрасно знали о скандальной славе деревенского поэта. Автор подозревает, что мать боится потерять сына "в кабацкой драке".

Есенин спешит успокоить измученную ужасными видениями женщину. Он заверяет ее в том, что в любом случае постарается увидеться с матерью ("не такой уж горький я пропойца"). Поэт предельно откровенен в своем покаянии. Ему нечего скрывать от матери, которая выносила его под своим сердцем.

Есенин признается, что за всем его буйным и скандальным поведением до сих пор скрывается добрая и нежная душа. Автор уже давно находился в глубоком душевном кризисе, называя это состояние "тоской мятежной". Он и сам мечтает покончить с разгульной жизнью и вернуться в скромный деревенский домик.

Есенин в ярких красках представляет себе это долгожданное возвращение к родному очагу. Он заранее просит мать не беспокоить его ненужными расспросами и не будить воспоминания о перенесенных утратах и лишениях. В финале Есенин вновь просит мать забыть о грусти, что можно считать твердым обещанием встретиться с ней не в мечтах, а наяву.

4. Композиция стихотворения частично кольцевая; повторяются словосочетания "несказанный свет" и "в старомодном ветхом шушуне".

5. Размер произведения - пятистопный хорей с перекрестной рифмовкой.

6. Выразительные средства . Есенин практически не прибегает к образным выразительным средствам. Стихотворение написано простым разговорным языком. Кровная связь поэта с деревней подчеркнута использованием простонародных слов ("шибко", "шушуне", "саданул").

7. Главная мысль произведения. Во многих стихотворениях Есенин предсказывал свою раннюю смерть. В "Письме матери" это предчувствие выражается в острой тоске по родному дому и единственному по настоящему близкому поэту человеку. Искреннее покаяние Есенина - одна из последних его попыток оправдаться перед матерью за всю свою бестолково сложившуюся жизнь.

М не очень нравится стихотворение “Письмо матери”. Оно является поэтическим посланием Есенина к самому дорогому для него человеку. Каждая строка этого стихотворения полна сдержанной любви и нежности:

Ты жива еще, моя старушка?

Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Эта строфа наполнена огромным смыслом: здесь тепло, и время, минувшее со дня последнего свидания сына и матери, и бедность жилища старушки; и безграничная любовь поэта к родному дому.

Старенькая, сгорбленная годами и постоянными тревогами за непутевого сына, она часто выходит на дорогу “в старомодном ветхом шушуне”. Тепло и нежно звучат слова, сказанные в утешение матери:

Ничего, родная! Успокойся,

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

За долгие годы разлуки поэт не изменился в своем нежном, бережном отношении к матери:

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

В мыслях поэт уже видит себя вернувшимся в родительский дом, в по-весеннему белый сад, который сродни душевному настрою поэта, пережившего тоску и усталость. Сыновье чувство в этом небольшом произведении передано с огромной художественной силой:

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Доброй улыбкой поэта согрета каждая строка этого стихотворения. Оно написано просто, без пышных фраз, высоких слов. В нем вся душа Сергея Есенина.

Я люблю это стихотворение за его правдивость, искренность, нежность. В нем чувствуется горячая любовь поэта к матери. Читая “Письмо матери”, невольно восхищаешься той нежностью и душевностью, с которой оно написано. В нем нет ни одного слова фальши. Может быть, поэтому я люблю это стихотворение, поэтому оно мне так дорого.

Стихотворение С.А.Есенина “Письмо матери”
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.



«Письмо матери»

С. Есенин - В. Липатов

Лет двадцать - двадцать пять назад свое второе рождение пережила песня Василия Липатова на стихи Сергея Есенина «Письмо матери».

Стихотворение это было написано поэтом в 1924 году, в смутное и тяжкое для Есенина время, когда тоскующей мыслью и памятью он все чаще и чаще обращался к родному дому.

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне.
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

«Милая, добрая, старая, нежная…» А ведь, по собственному признанию Есенина, он «рос под призором бабки и деда». Мать не поладила со свекровью; отец Александр Никитич кинул семью; мать Татьяна Федоровна ушла на заработки в город… И все равно для поэта все лучшее, что было связано с детством, с открытием Родины, навсегда неразлучно стало с сердечной думой о матери.

«Ты одна мне несказанный свет»… Этот согревающий душу свет наполняет строки поэта в разные годы его жизни.

Есенину - семнадцать.

Матушка в купальницу по лесу ходила,
Босая, с подтыками, по росе бродила.

Травы ворожбиные ноги ей кололи,
Плакала родимая в купырях от боли.

Не дознамо печени судорга схватила,
Охнула кормилица, тут и породила.

Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.

Сергею Есенину - двадцать один…

В Петрограде произошла февральская революция. И в первом же поэтическом отклике на революцию Есенин снова вспоминает святое имя матери:

Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.

Путаная кочевая жизнь уводила поэта далеко-далеко от низенького деревянного дома в родном селе Константинове на Рязанщине. А он все искал опоры в материнском сострадании и сочувствии.

Есть у Есенина стихотворение - тоже, как и «Письмо матери», помеченное 1924 годом, - но это «Письмо от матери» . В нем поэт переложил на стихи подлинные жалобы и страхи своей матери:

«Стара я стала
И совсем плоха,
Но если б дома
Был ты изначала,
То у меня
Была б теперь сноха
И на ноге
Внучонка я б качала.

Но ты детей
По свету растерял,
Свою жену
Легко отдал другому,
И без семьи, без дружбы,
Без причал
Ты с головой
Ушел в кабацкий омут…»

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Я комкаю письмо,
Я погружаюсь в жуть.
Ужель нет выхода
В моем пути заветном?
Но все, что думаю,
Я после расскажу.
Я расскажу
В письме ответном…

И сын ответил матери - стихами, которые так и назвал «Ответ». Он был напечатан в декабре 1924 года.

А «Письмо матери» увидело свет раньше - весной того же года. Так неотступно преследовало Есенина желание оправдаться перед матерью, все объяснить, чтоб поняла и простила.

Сергей Есенин наезжал в родной дом. Сохранилась фотография 1925 года - последнего года жизни поэта: у самовара сидят Сергей Александрович с матерью Татьяной Федоровной. Она - в платке по-деревенски, слушает, подперев рукой голову, как сын ей читает. Уж не это ли?


Все мы бездомники, много ли нужно нам.
То, что далось мне, про то и пою.
Вот я опять за родительским ужином,
Снова я вижу старушку мою.

Смотрит, а очи слезятся, слезятся,
Тихо, безмолвно, как будто без мук.
Хочет за чайную чашку взяться -
Чайная чашка скользит из рук.

Милая, добрая, старая, нежная,
С думами грустными ты не дружись,
Слушай - под эту гармонику снежную
Я расскажу про свою тебе жизнь.

Много я видел, и много я странствовал,
Много любил я и много страдал,
И оттого хулиганил и пьянствовал,
Что лучше тебя никого не видал…

Татьяна Федоровна пережила своего сына на тридцать лет. С фотографии 1946 года на нас смотрит красивая старая женщина - сын унаследовал красоту от нее. В ее глазах - мудрость и печаль. В них все тот же «несказанный свет». Рука подпирает голову в крестьянском платке. Как на том снимке, где сын читает ей стихи.

Кто же положил на музыку «Письмо матери» ?

В те годы, когда поэт навещал Константиново, неподалеку жил и работал в деревенском клубе Василий Липатов. Был он красный командир, в гражданскую войну командовал кавалерийским взводом, а теперь собирался на ученье в Петроград, решив стать музыкантом.

В Петроградской консерватории его заметил ректор Александр Константинович Глазунов. Липатов учился игре на фортепиано и композиции. Вскоре он был уже хорошим пианистом.

Случай сделал его знаменитым композитором. Прочитав «Письмо матери», Липатов за один день сочинил песню. Она распространилась с невероятной быстротой: без радио через несколько дней ее уже знали и в Москве, и в Рязани.

Слышал ее и сам Есенин. Его сестра Александра вспоминала, как вечерами гуляли они с братом вдоль Оки и пели «Письмо матери».

Одобрил песню и Глазунов. «Я бы мог подписаться под этой мелодией», - сказал маститый композитор.

Однако судьба и песни, и автора музыки сложилась нелегко. В.П. Соловьев-Седой вспоминал: «Письмо матери» подхватили десятки, сотни, тысячи исполнителей и ансамблей. В короткий срок она облетела все города и веси, и не было в нашей стране такого концерта, такого ресторана, бара, кафе, такой «пивнушки», где не исполнялась бы песня Липатова. В один прекрасный день Василий Николаевич Липатов стал знаменит, популярен, любим… В начале 30-х годов, когда усилилась борьба с упадочными настроениями среди молодежи, «Письмо матери» практически не исполнялось. Липатов это тяжело переживал… Все, что он делал потом, было вымучено и бескрыло. А «Письмо матери» стали забывать…

Он пил, мало работал, не хотел лечиться. Так он и ушел от нас, рано состарившийся, больной, мнительно-гордый. Он не сумел оправиться от своего единственного успеха…»

Но и одной-единственной песни - «Письмо матери» на стихи Есенина - оказалось достаточно, чтобы имя Василия Николаевича Липатова не было забыто.

«Праздник День матери» - В 1914 году День матери был объявлен официальным праздником. Мать, словно на исповеди, простит нам грех и неправду, защитит и поймет. В повседневных заботах не замечаем щемящей материнской боли. Мама - надежда, любовь и опора… Мама - словно мольба о помощи… День матери в России отмечается в последнее ноябрьское воскресенье.

«Классный час День матери» - И поменьше невезенья, Чтобы радость не убавлялась, А здоровье прибавлялось. Пробудить положительные эмоции к окружающему миру. Напиши SMS маме… (так пишут ребята). Читаем стихи. Вы так обнимали маму? Объявлен конкурс сочинения о маме среди совершеннолетних учащихся. Цель. Поздравляю,мама, я тебя с праздником твоим большим.

«Икона Божьей Матери» - Последствия кражи. православный праздник иконы Казанской Божьей Матери. Чудотворная икона Казанской Божьей Матери. Надежда. Местонахождение. Возвращение иконы в Россию. История появления иконы.

«Выразительные средства» - Тренировочные упражнения. Не для тебя ль в ночной тиши вчера цветы благоухали? Нисходящая- расположение слов в порядке уменьшающегося значения. 1. Весна! Твой ум глубок, что море. Антитеза. Волков бояться – в лес не ходить. Эллипсис – пропуск элемента высказывания. Какие только толкования не предлагали разные эпохи и разные ученые.

«Урок письма» - Петя. Пиктограмма. Узелковое письмо «КИПУ». Когда я прихожу из школы, у меня ежовый аппетит. Мы обыграли в фудбол 4 «Б». Учусь играть на гитаре. Моя сестра Оля передает тебе привет. Еще я хожу в музыкальную школу. Волчий. Твое письмо я прочитал с интересом. Приезжай ко мне на день рождение. Здравствуй Петр!

«История письма» - 4.Учимся писать письма. 5.Письма – история письменности. 6. Орудия письма. «История письменности или о чём рассказали папирус и бумага». В школе учат читать и писать. Время и орудия письма. А когда-то давно никто не умел писать. Нет у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня остался». Обработанные телячьи шкуры.

Похожие публикации