Все о профилактике и борьбе с вредителями и паразитами

Возрождение господне праздник. Воздвижение креста господня. Зна-че-ние празд-ни-ка Воз-дви-же-ния Кре-ста Гос-под-ня

Из этой статьи вы узнаете:

Весь православный мир свято чтит реликвии христианского мира, которые не потеряли своего значения до сих пор, продолжая исцелять людей и творить настоящие чудеса. Туринская Плащаница, Терновый Венец, Риза Господня, Ясли Христовы… Их не так много, и тем значимее они для всех православных. Пополняет этот список Крест Господень, на котором был распят Христос. Ему посвящён торжественный и величественный православный праздник - Воздвижение Креста Господня 27 сентября: дата постоянная, в течение лет не меняющаяся.

Воздвижение 27 сентября: история праздника

В основе этого праздника лежат события, очень значимые для всего христианского мира. Откуда пошла эта традиция - отмечать Воздвижение Креста Господня: история праздника уходит своими корнями вглубь IV века.

  • Обретение Животворящего Креста Господня

Мать Константина, царица Елена , в 326 году вместе с епископом Макарием прибыла в Палестину с целью найти место погребения Христа. Были организованы раскопки, в результате которых была найдена и сама пещера, в которой находился Гроб Господень, и три креста. Нужно было как-то определить, какой из них является именно тем, на котором был распят Христос. Существует две легенды, как это сделали. Согласно первой, каждый из трёх найденных крестов прикладывали к больной женщине. После одного из таких прикосновений она благополучно исцелилась - и Крест был определён как Животворящий. Согласно второй легенде, от прикосновения именно к этому кресту воскрес умерший.

  • Воздвижение Креста Господня

Из Палестины царица Елена привезла в Константинополь частички Креста и гвозди. После этого император Константин начал масштабное строительство одного из самых величественных православных храмов, который включал в себя и Голгофу, и Гроб Господень. Строительство длилось почти 10 лет, и царица Елена не дожила до его окончания. Храм был окончательно достроен и освящён в 335 году , 13 сентября. А 14 сентября (по старому стилю), на следующий день, было решено праздновать Воздвижение Креста Господня.

  • Возвращение Животворящего Креста

Ещё одно историческое событие вспоминают в этот день все православные. В 629 году персидский царь Хозрой II разграбил Иерусалим, разбив греческое войско, и увёз Животворящий Крест в Персию. Там он пробыл почти 14 лет, пока Хозроя не победил император Ираклий . Он и возвратил христианам их святыню. Когда Ираклий торжественно нёс Крест Господень в Храм, возведённый некогда императором Константином, он вдруг остановился и не мог сдвинуться с места. Тогда ему подсказали, что даже Христос, вознося Крест на Голгофу, был в униженном и оскорблённом виде. Император снял венец и порфиру, облачился в простые одежды и только тогда смог продолжить свой путь.

Такова история Воздвижение Креста Господня, отмечаемого ежегодно всем православным миром 27 сентября.

Значение Воздвижения Животворящего Креста


В чём значение Воздвижения, этого православного праздника, так чтимого повсеместно?

  • Крест - один из самых главных православных символов, который защищает всех нас от нечести и от скверны;
  • сила и власть этого символа - в великой жертве, которую принёс когда-то человечеству Христос своими крестными страданиями;
  • Крестом венчаются все православные храмы, Крест носят на своей груди все православные люди, Крестом благословляются все начинания;
  • Крестом сопровождаются все таинства православной церкви.

Трудно переоценить не только значение Креста Православного, но и самого праздника Крестовоздвижения. А ты носишь на своей груди этот символ христианской добродетели?

Традиции и обычаи на Воздвижение Креста Господня


Как и любой православный праздник, Воздвижение Креста Господня имеет свои традиции и обычаи, которые свято исполняются и православными людьми, и даже обычным народом, который порой считает себя далёким от церкви. Как же провести этот день? Что полагается делать на Воздвижение, а что нельзя?

  • Богослужение на Крестовоздвижение

Очень торжественное Богослужение на Воздвижение не оставит тебя равнодушной. Обязательно приложись ко Кресту, попроси у Господа прощения за всё, что ты натворила в этой жизни. Представь, как плохо, тяжело и больно было Христу, которого распинали, унижали и оскорбляли. Существует молитва Честному Животворящему Кресту, которая творит настоящие чудеса:

«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.»

Священники в этот день облачаются в торжественные фиолетовые одежды. Так что наряд для посещения храма на Воздвижение в этих тонах будет весьма кстати.

  • Воздвижение: традиционные блюда

Если ты в раздумьях, что приготовить на Воздвижение, имей в виду, что день этот - постный. Мало того: считалось, что тем, кто в этот день не есть ни яиц, ни мяса, ни молока, прощается сразу семь грехов. Так как к этому дню была приурочена уборка капусты, то и вечером принято угощать всех капустными блюдами.

  • Что делать на Воздвижение?

На Воздвижение было принято заниматься уборкой и заготовкой капусты на зиму. Устраивались капустные вечеринки с песнями, играми и посиделками.

  • Что нельзя делать на Воздвижение?

По народным поверьям, в этот день не стоит начинать каких-то серьёзных, ответственных дел, так как благополучного завершения они не получат. Нельзя ходить и в лес на Воздвижение, так как в этот день особо опасными считались медведи и змеи.

Вот такой праздник отмечают все православные 27 сентября - Воздвижение Животворящего Креста Господня, двунадесятый непреходящий праздник, всегда отмечаемый в один и тот же день.

Этому празднику уже более тысячи лет. Тем не менее, христиане всех конфессий продолжают чтить его. Подтверждением этого будет и праздник Воздвижение Креста Господня 2018 года. Весь христианский люд посетит храмы и поклонится Кресту, на котором был распят наш Спаситель. Прихожане снова вспомнят про страдания, на которые пошел Иисус ради нашего искупления.

Какого числа отмечается праздник

Воздвижение относится к одному из двенадцати самых важных праздников в христианской вере. Его отмечают все без исключения конфессии. Правда, у разных течений – это различная дата.

Наш народ в большинстве своем православный, поэтому праздник отмечается 27.09.18. Это будет четверг, рабочий день.

Когда и как возник праздник

Как утверждает древняя легенда, однажды римского императора Константина накануне важного сражения посетил сам Иисус Христос, в руке которого был крест. Он сообщил полководцу, что тот победит врага только благодаря кресту. Император поверил Иисусу и даже начертал крест на своем знамени. В итоге была одержана блистательная победа. После этого Константин окончательно убедился в правоте христианской веры. Он поручил царице Елене найти крест, на котором был распят Христос. Мать императора приложила массу усилий, чтобы найти место казни Спасителя. К этому были подключены известные в те времена историки, картографы и археологи.

Дело в том, что после Воскрешения Иисуса язычники всячески старались уничтожить из народной памяти это важное событие. Они буквально сравняли с землей все, что напоминало о Спасителе и даже закопали крест, на котором он был распят. На месте христианских церквей строились языческие культовые сооружения. Так на месте храма Соломона был построен Алтарь Юпитера. Была завалена пещера, в которой был Погребен Иисус. На главных воротах города Давида язычники поместили изображение свиньи, чтобы израильтяне навсегда забыли про свой священный город. Прошло более трехсот лет с той поры, но Елене все-таки удалось найти место гибели Иисуса и крест, на котором тот был распят. Для этого были расчищены развалины капища Венеры и раскопана пещера погребения Христа.

На самом деле, это было совсем непросто. Ведь был найден не один крест, а сразу трое. Как известно, с Христом были распяты еще двое разбойников. Елена вместе с Епископом Иерусалимским Макарием обратились к Богу, чтобы тот указал, какой из крестов является знамением Спасения. В это время недалеко от этого места проходила похоронная процессия. К артефактам была принесена умершая женщина, и слуги царицы клали на нее поочередно все кресты. Первые попытки не дали никакого результата. Но при прикосновении к третьему кресту женщина открыла глаза, встала и стала прославлять Господа. Все присутствующие сразу поняли, что перед ними находится орудие казни Иисуса Христа. Так была вновь обретена одна из святынь христианского мира.

Празднование Воздвижения на Руси

После введения Христианства на Руси народ не связывал этот праздник с какими-то библейскими событиями. Еще в языческую эпоху в это время отмечали праздник урожая и прощание с летом.

Лишь спустя некоторое время простой люд стал ходить в церковь и воспринимать этот праздник, как поклонение Кресту, который обладает великой силой и перед ним не в силах устоять никакие силы. У православных Воздвижение считается днем борьбы добра со злом, света с тьмой. В этой борьбе в итоге побеждает Божий крест.

В настоящее время на Воздвижение в храмах проходит торжественное богослужение, в котором прихожане вспоминают события двухтысячной давности.

Независимо от дня недели, церковь призывает в этот день придерживаться строгого поста. Совсем неслучайно Воздвижение еще в народе называют капустницей. Именно этот продукт чаще всего готовят на праздник. Хозяйки умудряются в постный день приготовить массу вкусных блюд, содержащих капусту, таких как:

  • борщ;
  • пироги;
  • вареники;
  • пирожки;
  • всевозможные салаты и т. п.

В некоторых местах Воздвижение называют – Ставров день. Такое название происходит от древнегреческого слова «ставрос», что означает крест.

Раньше в русских селениях существовала традиция выжигать или рисовать кресты на своих жилищах, чтобы защититься от болезней и бед. В селах в хлев также приносили всякие обереги в форме креста, чтобы не болела скотина. Не забывали и про закрома с урожаем. В этот день их освещали, чтобы старые запасы сохранились до нового урожая.

Для того, чтобы жизнь проходила в достатке, в российских деревнях проводились крестные ходы. Люди передавали друг другу поздравления и желали процветания и здоровья.

Существовало поверье, что после Воздвижения природа замирает:

  • покидают наши края перелетные птицы;
  • лесные твари прячутся в норы;
  • все погружается в зимний сон.

Заканчиваются последние теплые деньки.

Что нельзя делать в этот день

  • На Воздвижение нельзя употреблять пищу животного происхождения. Есть даже поговорка по этому поводу, которая гласит, что тот, кто поститься – тому будет прощено семь грехов.
  • На праздник также нельзя начинать новые дела и заниматься тяжелой физической работой, а также шить и стирать.
  • Как и в другие христианские праздники не рекомендуется совершать плохие поступки против других людей, сквернословить и даже думать плохо о ком-либо.
  • Еще существует мнение, что не следует на Воздвижение ходить в лес. Там в этот день леший пересчитывает всех зверей.
  • Рекомендуют также держать закрытым дом. В этот день в ваше жилище могут заползти змеи, которые ищут место для зимней спячки.
  • Старики утверждают, что на Благовещение нужно обходить места, где были совершены убийства.
  • Не следует также переходить неизвестные следы на земле. Их может оставить лесная нечисть. В противном случае, человек может заболеть.

На Воздвижение было принято окроплять свой дом освященной водой, чтобы защитить жильцов от злых духов.

Приметы

Очень часто в этот день птицы отлетают в южные края. При виде их можно загадать желание, которое, как утверждают знатоки, обязательно исполниться.

Установка креста на маковку и колоколов в церкви: эта процедура производится исключительно на Воздвижение
Высокий отлет гусей говорит о: большом половодье
Ветер с Севера к: теплому лету
Морозное утро на Воздвижение предвещает: раннюю зиму
Ясный и теплый день к: поздней зиме
Резкое похолодание означает, что будет: ранняя весна

Заговоры

Сразу после праздника начинаются, так называемые, девичьи вечера. Если девушка, идя на них, прочитает семь раз особый заговор, то на нее обязательно обратит внимание один из парней.

Раньше, начиная с Воздвижения до Покрова, девушки жгли костры и совершали всевозможные привороты.

Особой популярностью пользовались заговоры, которые следовало произносить вечером на заре прямо на крыльце дома. Правда, для этого дом должен иметь собственный подвал.

В данной статье пойдет речь об одном из самых значимых христианских праздников - Воздвижение Креста Господня. Какова история этого праздника, какого числа он отмечается, какие приметы и традиции связаны с этим днем - ответы на все эти вопросы вы найдете здесь.

Что это за праздник

Православная церковь ежегодно отмечает двенадцать главных праздников. Воздвижение Креста Господня - один из них. Этот праздник посвящен Кресту нашего Спасителя. Как известно всем православным христианам, на Кресте был распят Иисус, и с тех пор Крест Господень является главной Святыней православного мира. Праздник символизирует поднятие Креста с земли после того, как он был обретен.

После того как Иисус Христос был распят и воскрес, язычники решили стереть воспоминания об этом знаменательном событии из памяти людской, чтобы следующие поколения не знали о том, что произошло. Они засыпали землей место, где была совершена казнь, а также Гроб Господень. На этом месте они возвели языческий храм, где продолжили поклонение своим божествам.

Прошло ни много ни мало, а целых 300 лет, пока величайшая религиозная Святыня не была вновь обретена. Случилось это при императоре Константине. Таким образом, несмотря на все ухищрения язычников, Крест Господень вернулся к верующим в Христа. И во все века служит защитой и оберегом для всех христиан Земли.

Какого числа Воздвижение Креста Господня? Православная церковь отмечает праздник 27 сентября. Именно в этот день христиане вспоминают великое событие, которое вернуло им одну из самых значимых Святынь христианства.

Из истории

Животворящий Крест, на котором был распят Иисус, был найден матерью императора Константина - царицей Еленой - в пещере вблизи Иерусалима. Это произошло в 326 году. Помощь в этом деле оказал пожилой еврей. Он знал, в каком месте находится Крест, и показал это место равноапостольной царице. Когда откопали под языческим храмом пещеру, в ней нашли три креста.

Как известно по истории, вместе с Иисусом были казнены два разбойника. Табличка с надписью «Иисус Назарянин, царь Иудейский» лежала отдельно от крестов. Перед нашедшими пещеру людьми встал вопрос о том, как же определить, на каком из них был распят Иисус. Для этого был придуман следующий способ: к тяжело болеющей женщине начали подносить поочередно все три креста, два из них не возымели на женщину никакого влияния, а третий Крест сотворил чудо - женщина выздоровела.

Существует также поверье, что в это время мимо пещеры проносили тело умершего человека для погребения. Все три креста по очереди стали возлагать на тело. Два никак не повлияли на умершего, а Животворящий Крест снова сотворил чудо. Человек воскрес! Таким образом было установлено, какой Крест является животворящим и на каком именно был распят Иисус. Именно через него Господь и совершил чудо и показал его силу.

Что означает Воздвижение Креста Господня

Все присутствующие при вышеописанных событиях люди, в том числе патриарх Макарий и царица Елена, с великой радостью поклонились Кресту и стали его целовать. Узнали об этом великом событии и другие христиане. Много людей собралось на том месте, где был обретен Крест Господень. Каждый христианин жаждал приложиться к этой великой Святыне. Однако народа было так много, что физически невозможно было это сделать. Тогда люди стали просить хотя бы показать им это чудо. Патриарх Макарий встал на возвышенности и несколько раз поднимал (воздвигал) Крест, чтобы все могли Его увидеть. Именно поэтому праздник был назван Воздвижением Креста Господня. Во время поднятия святыни все присутствующие кланялись и восклицали: «Господи, помилуй!»

Часть от Креста Господня Елена принесла сыну, а другая часть была оставлена в Иерусалиме. Император Константин повелевал, чтобы в Иерусалиме был построен храм Воздвижения Креста Господня. Его строительство продолжалось почти десять лет. Это не единственный храм, который был возведен в честь данного события. Храмы были также воздвигнуты в Февроне, на Елеонской горе и в Вифлееме.

Возвращение из плена

В VII веке произошло другое важное событие - это возвращение Древа Креста из персидского плена. В 614 году персидский царь завоевал Иерусалим. Город был разграблен, и вместе с другими сокровищами царь забрал в Персию и древо Животворящего Креста. Святыня находилась у иноземцев ровно четырнадцать лет, пока в 628 году император Ираклий не одержал победу над персами. Он заключил с Персией мир и вернул Животворящий Крест на родину в Иерусалим.

Что было дальше с величайшей Святыней христиан, доподлинно не известно. По одной из версий Крест находился на родине до 1245 года, другие же историки считают, что он был разделен на части и разнесен по всему миру. Одна из частей Животворящего Креста по сей день хранится в ковчеге в Иерусалиме в алтаре храма Воскресения.

Обычаи и традиции

Праздник Воздвижение Креста Господня получил начало с событием, которому он посвящен. С тех пор как великая Святыня христиан была обретена, все поколения из года в год почитают и празднуют этот день.

С Воздвижением Честного и Животворящего Креста Господня связано много традиций и обычаев. Так же, как и в любой другой значимый церковный праздник, на Воздвижение проводятся Всенощное бдение и Литургия. Во всех христианских храмах проходят в этот день праздничные службы. Во время службы Крест выносится на середину храма для поклонения. За день до самого праздника существует предпразднство. После дня Воздвижения существует семь дней попразднства. Кроме этого, Воздвижению предшествуют суббота и воскресенье, которые имеют название Суббота и Неделя перед праздником Воздвижения.

Конечно же, верующие христиане обязательно посещают храм в этот день. Они молятся, слушают проповеди об истории обретения Животворящего Креста. Православные христиане поклоняются Кресту, как самой великой Святыне. По традиции в этот праздник совершается крестный ход с молитвами и иконами.

В Воздвижение Креста Господня все христиане молятся о здравии своих близких, а также о благополучии, понимании и счастье в своей семье. Не нужно забывать также и о людях, имеющих в чем-либо нужду. В этот период принято подавать милостыню малоимущим, жертвовать свои средства на нужды храма, а также совершать другие добрые и богоугодные дела. Можно посетить детский дом с подарками и порадовать обделенных родительской любовью детишек. Все, что делается с любовью и заботой о ближних, приближает вас к Богу.

Что нужно делать в этот праздник

Для каждого православного христианина важно, чтобы значимые дни прошли как можно лучше и правильнее, чтобы сделать все максимально полезное для своей семьи и души. День Воздвижения Креста Господня - тоже не исключение из этого правила. Поэтому многих интересует вопрос о том, что же можно делать в этот день, а что нельзя. Возможно, некоторые традиции относятся к суевериям, которые церковь не одобряет. Но все равно очень интересно узнать, что считается полезным делать в этот день.

В первую очередь в этот праздник необходимо соблюдать строгий пост. Этому учит церковь, и так принято по церковным законам. Ни мясо, ни молоко, равно как и другие продукты животного происхождения, употреблять нельзя. Это правило распространяется и на воскресный день, если праздник припадает на него. Многие хозяйки готовили в пищу разнообразные блюда из капусты. Этот овощ как раз в изобилии присутствовал в каждом доме. Различные пироги, запеканки, салаты из капусты украшали праздничный стол. Капусту и жарили, и тушили, и употребляли в квашенном виде. Поэтому день Воздвижения еще негласно называли «Капустницей».

В этот день нелишним будет также окропить свое жилище святой водой. Считается, что данное действие поможет защитить дом от нечистой силы, лихих людей и прочих напастей. При этом желательно читать молитву Животворящему Кресту, потому что именно он - главный символ данного праздника. В домах, где держали скотину, по обычаю в праздник Воздвижения мастерили из дерева небольшие крестики и клали их в яслях и закромах животных. Некоторые люди делали крестики из веток рябины. Эти символы должны были защитить скот и имущество от злых сил, сохранить все в целости и невредимости.

В древности был даже такой обычай: в домах рисовали кресты мелом, чесноком, сажей или кровью животных. Поэтому праздник Воздвижения назывался также Ставров день. «Ставрос» в переводе с греческого означает «крест». Существует также поверье, что, увидев в праздник Воздвижения птиц, которые отлетают на юг, нужно загадывать свое самое заветное желание. Считается, что оно обязательно сбудется.

Что нельзя делать в этот праздник

Помимо того что нужно делать в день Воздвижения, существуют также дела, которые настоятельно не рекомендуется совершать. Во-первых, в этот день, как уже было сказано, нельзя употреблять животную пищу. Во-вторых, нельзя ругаться и сквернословить. Особенно это касается близких людей. Считается, что вся отрицательная энергия, высвобождающаяся в этот момент, вернется бумерангом в троекратном размере.

В-третьих, в этот праздник не рекомендуется заниматься тяжелой работой по дому, например, делать ремонт, рубить дрова и т. д. В принципе, и в другие великие христианские праздники не советуют тяжело трудиться. Лучше провести этот день в молитвах, раздумьях о Боге, в совершении добрых дел по отношению к своим ближним. Конечно, если обстоятельства складываются так, что необходимо что-либо сделать, чтобы предотвратить ущерб имуществу или здоровью людей, данный запрет снимается. Но целенаправленно планировать что-либо грандиозное, требующее трудоемких затрат, не стоит. Тем более если данное действие не безотлагательное и его можно без ущерба для всех отложить на другой день.

В-четвертых, считается, что нельзя начинать в этот день новые дела. Якобы они все будут обречены на провал. Каждый решает для себя, правда это или суеверие, которому не нужно следовать. В старину люди также верили, что нельзя в праздник Воздвижения оставлять открытыми двери. Считалось, что в этот день змеи ищут себе место для зимовки и для этого могут выбрать любой дом. Однако это скорее всего больше связано не с самим праздником, а с временем года, на которое этот праздник припадает.

И совсем уже из древних поверий: считалось, что в этот день нельзя ходить в лес. Якобы леший обходит свои владения, пересчитывая животных. В это время лучше не попадаться ему на глаза, ибо можно навечно остаться в лесу. Конечно же, в наши времена эти суеверия кажутся нам нелепыми.

Приметы

Приметы Воздвижения Креста Господня связаны в первую очередь с тем, что наступают холода, меняется время года. Крестьяне воспринимали праздник как окончательное наступление осени. Ходила даже такая поговорка: «На Воздвижение шуба за кафтаном тянется», т. е. приходит время доставать теплые вещи. Это тот период, когда последние птицы отлетают на юг, медведи готовятся к зимней спячке, а змеи прячутся в норы.

Считается, что Воздвижение знаменует конец «бабьего лета», т. е. после этого праздника тепла уже ждать не стоит. Завершается также осенняя страда - последний воз движется с поля. Согласно приметам, если на день Воздвижения ударяют заморозки, значит, весна ожидается ранняя.

Для незамужних девушек существовала особая примета. Считалось, что если красавица прочитает особенную молитву семь раз - она обязательно понравится парню, который ей люб.

Для тех верующих, которые строго соблюдают 27 сентября Пост - тоже есть хорошая примета. Существует поверье, что таким людям прощаются все грехи. Конечно же, одного соблюдения Поста мало. Если у человека злые помыслы и дела, то вряд ли ему поможет воздержание от животной пищи. Однако если человек старается жить по Заповедям Божиим, то соблюдение всех рекомендаций и наставлений церкви обязательно пойдут на пользу. Главное - это искренняя вера и старание послужить во славу Божию.

Воздвижение Креста Господня. Икона

Значение икон в христианстве очень велико. Через них, в числе прочего, происходит вероучение. Даже неграмотные люди, глядя на иконы, могут понять, какие события изображены на ней. Соответственно, приходит осознание и понимание ключевых моментов христианства.

Икона Воздвижения Креста Господня отображает события того великого дня, когда христиане обрели наконец-то после долгих и изнуряющих поисков величайшую Святыню - Крест, на котором был распят Иисус Христос. На святом полотне можно увидеть большое скопление народа на фоне храма. В центре находится Патриарх с Крестом. Справа виднеется царица Елена с сыном - царем Константином. На картине присутствует много святителей и верующих. Все благоговейно взирают на древо Животворящего Креста. Иногда на иконе изображено также напоминание о великом чуде, которое сопутствовало данному событию, а именно образ воскресшего умершего, исцеленного прикосновением к святыне.

Икона Воздвижения Животворящего Креста славится своими чудотворными способностями. Перед ней принято молится об исцелении от всяких недугов - мигрени, бесплодия, зубной боли, заболевания костей, суставов и прочее. Святое полотно может исцелить от любой болезни, даже самой запущенной. Известны случаи, когда неизлечимо больные люди, приходя к иконе молиться и просить об исцелении, выздоравливали.

Молитвы

Для православного христианина молитва является и путем, и средством абсолютно для всех достижений. Это источник всякого преуспевания. По мнению Павла Флоренского, молитва является вдыханием Божией благодати. Поэтому молитва должна считаться самым важным занятием на протяжении дня (после деяний во имя милосердия). Перед любым делом человек должен прочитать молитву. Тогда оно начинается с любви и надежды, которые вместе с верой обязательно приведут его к успеху. Читая молитву перед каким-либо событием в своей жизни, вы получаете благословение Божие.

История праздника Воздвижение Креста Господня уникальна. Для верующих людей это, несомненно, одно из самых значимых событий. Истинные православные христиане обязательно идут в этот день в церковь и молятся перед иконой Животворящему Кресту. Если нет возможности посетить церковь, то можно молиться дома.

"Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь."

В принципе, строгих правил по поводу того, как молиться, не существует. Не важно, где вы будете это делать - дома или в храме. Главное, чтобы это было искренне с верой и со всей душой. Самое главное условие при совершении молитвы - это выбросить из головы мысли о мирском, встать благоговейно перед образами и вдумчиво прочитать каждое слово с трепетом в душе. Силу молитвы сложно переоценить. Если она произносится с искренней верой, то способна сотворить чудо. Для Господа нет ничего невозможного. То, что для человека кажется неосуществимым, все подвластно Богу. Главное - это верить и надеяться.

Заключение

Открытка лишний раз наглядно продемонстрирует события того великого дня. Визуализация добавит положительных эмоций от праздника, наполнит сердце радостью и счастьем. Нужно делиться своими теплыми чувствами, посылать их окружающим, и тогда любовь, добро, вера и надежда будут только преумножаться во славу Божию.

Праздник Воздвижение Креста Господня или Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня один из главных христианских праздников. В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост. Во время праздничного богослужения совершается установление креста на престоле и затем его вынос на середину храма для поклонения.

Событие обретения св. Креста после того как свершились величайшие события в истории человечества – Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, св. Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 г. св. места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых были построены языческие храмы. Обретение св. Креста имело место в царствование св. равноап. императора Константина Великого.
По сообщениям церковных историков IV в., мать Константина, св. равноап. Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление которого явилось для св. Константина знаком победы над противником.

Сохранились 3 различные версии предания об обретении св. Креста. Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V в. Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и др. и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.)), св. Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда святилище было разрушено, обнаружились 3 креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди, которыми Он был пригвожден. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский еп. Макарий (+ 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и св. Крест был поднят еп. Макарием для всеобщего обозрения.
Другая версия предания об обретении св. Креста, возникшая в Сирии в 1-й пол. V в., относит это событие не к IV, а к III в. и говорит о том, что Крест был найден Протоникой, женой имп. Клавдия II (269–270). 3-я версия, также, видимо, возникшая в V в. в Сирии, сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место – храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены 3 креста; явить Крест Христов помогло чудо – воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима; впрочем, церковные историки не упоминают ни об одном епископе Иерусалима с таким именем в IV в.
Несмотря на древность 1-й версии предания об обретении св. Креста, в средне - и поздневизантийскую эпоху наиболее распространенной стала 3-я версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Воздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви. Уже к сер. IV в., как свидетельствует свт. Кирилл Иерусалимский, частицы Истинного Древа распространились по всему христианскому миру.
Уже к сер. IV в., как свидетельствует свт. Кирилл Иерусалимский, частицы Истинного Древа распространились по всему христианскому миру. В исследованных археологами разрушенных христ. храмах Сев. Африки сохранились надписи от 359 и 371 гг., в которых упоминаются имевшиеся в тех храмах частицы Честного Креста. О том, что частицы Истинного Древа находились даже в наперсных мощевиках многих христиан, сообщают святители Григорий Нисский и Иоанн Златоуст.

Когда был найден Крест Точная дата обретения св. Креста неизвестна; по-видимому, оно имело место в 325 или 326 г. После обретения св. Креста император Константин Великий начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей этому городу торжественностью.

Событие обретения Честнаго Креста. После того как свершились величайшие события в истории человечества — Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, св. Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 г. Святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых были построены языческие храмы.

Обретение Честнаго Креста имело место в царствование св. равноапостольного Императора Константина Великого. По сообщениям церковных историков IV в., мать Константина, св. равноапостольная Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление которого явилось для св. Константина знаком победы над противником.

Сохранились три различные версии предания об обретении св. Креста. Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V в. Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и других и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.)), Честный Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда святилище было разрушено, обнаружились три креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди, которыми Он был пригвожден к орудию казни. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский епископ Макарий (+ 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и Честный Крест был поднят епископом Макарием для всеобщего обозрения.

Вторая версия предания об обретении Честнаго Креста, возникшая в Сирии в 1-й пол. V в., относит это событие не к IV, а к III в. и говорит о том, что Крест был найден Протоникой, женой имп. Клавдия II (269-270), а затем спрятан и вновь найден в IV в.

Третья версия, также, видимо, возникшая в V в. в Сирии, сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место — храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены 3 креста; явить Крест Христов помогло чудо — воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.

Несмотря на наибольшую древность первой версии предания об обретении Честнаго Креста, в средне- и поздневизантийскую эпоху наиболее распространенной стала третья версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Крестовоздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.

Точная дата обретения Честнаго Креста неизвестна; по-видимому, оно имело место в 325 или 326 г. После обретения св. Креста Император Константин начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей Святому городу торжественностью. Около 335 г. была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика Мартириум. День Обновления (т. е. освящения) Мартириума, а также ротонды Воскресения (Гроба Господня) и других построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 или 14 сентября стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения Честнаго Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления.

Установление праздника Крестовоздвижения связано, таким образом, с праздниками в честь освящения Мартириума и ротонды Воскресения. Согласно «Пасхальной хронике» VII в., чин Воздвижения Креста был впервые совершен в ходе торжеств при освящении иерусалимских храмов.

Уже в кон. IV в. праздник Обновления базилики Мартириума и ротонды Воскресения был в Иерусалимской Церкви одним из трех главных праздников года, наряду с Пасхой и Богоявлением. По свидетельству паломницы кон. IV в. Эгерии, Обновление праздновалось в продолжение восьми дней; каждый день торжественно совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество людей, в том числе и из отдаленных областей — Месопотамии, Египта, Сирии. Эгерия подчеркивает, что Обновление праздновали в тот же день, когда был обретен Крест Господень, а также проводит параллель между событиями освящения иерусалимских церквей и ветхозаветного храма, построеннго Соломоном («Паломничество». Гл. 48-49).

Выбор 13 или 14 сентября как даты праздника Обновления мог быть обусловлен как самим фактом освящения храмов именно в эти дни, так и сознательным выбором. По мнению ряда исследователей, праздник Обновления стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей, одного из трех главных праздников ветхозаветного богослужения (Лев 34. 33-36), отмечавшегося на 15-й день 7-го месяца по ветхозаветному календарю (этот месяц примерно соответствует сентябрю), тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время Кущей. Кроме того, дата праздника обновления 13 сентября совпадает с датой освящения храма Юпитера Капитолийского в Риме, и христианский праздник мог быть установлен взамен языческого (эта теория не получила большого распространения). Наконец, возможны параллели между Воздвижением Креста 14 сентября и днем Распятия Спасителя 14 нисана, а также между Крестовоздвижением и праздником Преображения, празднуемым за 40 дней до того. Вопрос о причине выбора именно 13 сентября как даты празднования Обновления (и соответственно 14 сентября как даты праздника Крестовоздвижения) в современной исторической науке окончательно не решен.

Обновление и Крестовоздвижение. В V в., по свидетельству церковного историка Созомена, праздник Обновления отмечался в Иерусалимской Церкви по-прежнему очень торжественно, в продолжение 8 дней, в течение которых «преподавалось даже таинство Крещения» (Церковная история. 2. 26). Согласно сохранившемуся в армянском переводе иерусалимскому Лекционарию V в., на второй день праздника Обновления Честный Крест показывали всему народу. Тем самым, первоначально Крестовоздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь Обновления — аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или св. Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня.

Начиная с VI в. Крестовоздвижение стало постепенно делаться более значительным праздником, чем праздник Обновления. Если в Житии прп. Саввы Освященного, написанного в VI в. прп. Кириллом Скифопольским, еще говорится о праздновании Обновления, но не Воздвижения (гл. 67), то уже в Житии прп. Марии Египетской, традиционно приписываемом свт. Софронию Иерусалимскому (VII в.), говорится о том, что прп. Мария направилась в Иерусалим на празднование именно Воздвижения (гл. 19).

Само слово «воздвижение» (ypsosis ) среди сохранившихся памятников впервые встречается у Александра Монаха (527-565), автора похвального слова Кресту, которое должно читаться на праздник Крестовоздвижения согласно многим литургическим памятникам византийской традиции (включая современные русские богослужебные книги). Александр Монах писал, что 14 сентября — это дата празднования Воздвижения и Обновления, установленного отцами по повелению императора (PG. 87g. Col. 4072).

К VII в. тесная связь праздников Обновления и Крестовоздвижения перестала ощущаться — возможно, по причине нашествия персов на Палестину и разграбления ими Иерусалима в 614 г., повлекшего за собой пленение Честнаго Креста персами и частичное разрушение древней иерусалимской литургической традиции. Так, свт. Софроний Иерусалимский в проповеди говорит, что он не знает, почему в эти два дня (13 и 14 сент.) Воскресение предшествует Кресту, то есть — почему праздник Обновления храма Воскресения предшествует Воздвижения, а не наоборот и что причину этого могли знать более древние епископы (PG. 87g. Col. 3305).

Впоследствии именно Крестовоздвижение стало основным праздником; праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделался предпраздничным днем перед Крестовоздвижением.

Праздник Крестовоздвижения в соборном богослужении Константинополя IX-XII вв. В Царьграде праздник Обновления иерусалимских церквей не имел такого значения, как в Иерусалиме. С другой стороны, почитание Честного Древа Креста Господня, начавшееся еще при св. равноапостольном Императоре Константине и особенно усилившееся после победного возвращения св. Креста Императором Ираклием из персидского плена в марте 631 г. (с этим событием связаны также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста), сделало Крестовоздвижение одним из великих праздников литургического года. Именно в рамках константинопольской традиции, которая в послеиконоборческий период стала определяющей в богослужении всего православного мира, Воздвижение окончательно превзошло праздник Обновления.
По различным спискам Типикона Великой церкви, отражающего послеиконоборческую соборную практику Константинополя IX-XII вв., празднование Крестовоздвижения представляет из себя пятидневный праздничный цикл, включающий четырехдневный период предпразднства 10-13 сентября и день праздника 14 сентября. Особое значение придается также субботним и воскресным дням до и после Воздвижения, которые получили свои литургийные чтения.

Поклонение Честному Кресту начиналось уже в дни предпразднства: 10 и 11 сентября для поклонения приходили мужчины, 12 и 13 сентября — женщины. Поклонение совершалось между утреней и полуднем.

В день праздника 14 сентября богослужение отличалось торжественностью: накануне совершали праздничную вечерню с чтением паремий; ради праздника служили паннихис (торжественная служба в начале ночи); утреня совершалась по праздничному чину («на амвоне»); после великого славословия совершался . По окончании Воздвижения и поклонения Кресту начиналась Божественная литургия.

В византийских послеиконоборческих монастырских Типиконах устав праздника Крестовоздвижения получил свой окончательный вид. Корпус песнопений праздника по этим Типиконам в целом один и тот же; праздник имеет пред- и попразднство; литургийные чтения праздника, суббот и недель перед и по Воздвижением заимствованы из Типикона Великой церкви; из константинопольской же кафедральной традиции заимствован и чин Воздвижения Креста на праздничной утрене, по сравнению с той несколько упрощенный. В Иерусалимском уставе начиная с ранних его редакций XII-XIII вв. появляется указание на пост в день Крестовоздвижения. Прп. Никон Черногорец (XI в.) в «Пандектах» писал о том, что пост в день Воздвижения нигде не обозначен, но является общепринятой практикой.

Согласно принятому ныне в Православной Церкви Иерусалимскому уставу, праздничный цикл Крестовоздвижения состоит из предпразднства 13 сентября (соединенного с праздником Обновления иерусалимского храма Воскресения), праздника 14 сентября (в XX-XXI вв. — 27 сентября по новому стилю) и семи дней попразднства, включая отдание 21 сентября.

Песнопения праздника. По сравнению с гимнографией других двунадесятых праздников, далеко не все песнопения Крестовоздвижения связаны именно с этим событием, многие из них входят в состав крестных песнопений Октоиха (на службах сред и пятниц всех гласов), а также в последования других праздников в честь Креста: Происхождения Честных Древ 1 августа, Явления знака Креста на небе 7 мая, Крестопоклонной недели Великого поста, то есть составляют единый корпус гимнографических текстов, посвященных Кресту Господню.

Ряд песнопений в последовании праздника В. традиционно включают моления за Императора и прошения о даровании ему и его воинству победы. В современных русских изданиях многие строки, содержащие прошения об Императоре, или удалены, или переформулированы, что было обусловлено историческими обстоятельствами. Причину появления таких прошений следует видеть в православном понимании Креста как знамения победы (что сделало Крест частью византийской воинской символики), а также в том, что обретение Креста и установление праздника Воздвижения состоялось благодаря, в первую очередь, святым равноапостольным Константину и Елене. Последнее подтверждается наличием особой памяти св. Константина и Елены в Синайском Канонаре IX-X вв. 15 сентября, то есть на следующий день после Воздвижения (установление этой памяти выражает ту же идею, что и установление памяти Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова или памяти св. Иоанна Предтечи на следующий день после Крещения Господня — сразу после события прославляются те лица, которые имели первостепенное значение для его осуществления).

Гимнографическое последование Крестовоздвижения содержит тропарь Спаси, Господи, люди Твоя... , кондак Вознесыйся на Крест волею... , канон прп. Космы Маюмского, большое количество стихир (22 самогласна и 5 циклов подобнов), 6 седальнов и 2 светильна. Канон в последовании Крестовоздвижения только один, но девятая песнь в нем включает не один, а два ирмоса и два цикла тропарей, причем четыре последние буквы акростиха из восьмой песни и первой группы тропарей из девятой песни канона продублированы во второй группе тропарей девятой песни. Необычность такой структуры канона объясняет предание, сохранившееся на Афоне, согласно которому прп. Косма Маюмский, придя в Антиохию на праздник Крестовоздвижения, услышал в одном храме, что его канон поют не на тот напев, который он сам имел в виду, составляя канон. Прп. Косма сделал певцам замечание, но они отказались исправить ошибку; тогда преподобный открыл им, что он и есть составитель канона, и в доказательство составил еще одну группу тропарей девятой песни. В рукописях сохранились византийские толкования на этот сложно написанный канон, на основе которых написал свое толкование (имеющее большую известность в греческих Церквах) прп. Никодим Святогорец.

По материалам статьи диакона Михаила Желтова и А.А. Лукашевича
«Воздвижение Креста Господня» из 9 тома «Православной Энциклопедии»

Похожие публикации