Все о профилактике и борьбе с вредителями и паразитами

Творчество и творческая личность эссе. Эссе на тему “Психология творчества”. Творческий процесс и преграды для него

Салтыкова Екатерина Владимировна
Эссе «Воспитатель-творческая личность»

Каждый воспитатель должен иметь качества, которые выделяют его в обществе. Воспитатель является примером для подражания. Чтобы быть примером для детей и взрослых, нужно очень много и плодотворно работать. Порой приходится жертвовать своим личным временем . Поиск нового, инициативность и творческая деятельность являются приоритетными направлениями в моей работе. Заниматься самообразованием, работать со всей отдачей и требовать от себя больше и больше – так я вижу потребность сегодняшнего дня и пытаюсь быть на шаг впереди. Педагогам необходимо оттачивать свое мастерство, используя все достижения в науке и образовательной практике. Пользоваться всеми возможными инновационными технологиями. Воспитателю нужны навыки из различных сфер , чтобы передавать их воспитанникам , и помогать им раскрыть окружающий мир. Ребенок должен развиваться в соответствии современному времени. Воспитатель сегодня – это педагог, объединяющий в себе и психолога, и актера, и режиссера, и друга, и т. д. Творческий потенциал детей напрямую связан с творческими способностями воспитателя , в связи с этим и нужно способствовать максимальному творческому развитию педагога.

Воспитатель сегодня - это творческий педагог, который применяет в своей деятельности все новейшие разработки. Для более эффективного воспитательного процесса необходимо заниматься поиском новейших методов, с помощью которых возможна передача знаний от педагога воспитанникам . В своей педагогической деятельности я часто пользуюсь методикой М. Мантессори, сказкотерапией, изотерапией.

На занятиях помимо обычной лепки, аппликации, и рисования, дети в нашей группе учатся и другим техникам творчества, набрызгиванию, рисованию крупой, пальчиковому рисованию. Очень важное значение имеет обустройство предметно-развивающей среды. Я стараюсь красиво оформить все уголки группы, у нас имеется уголок для дидактических игр, уголок природы, музыкальный уголок, уголок ряжений, стенд для детских рисунков, очень многое сделано своими руками. Мне нравится заниматься рисованием, лепкой, шитьем, мастерить и эти качества передаю и своим воспитанникам .

В работе воспитателя необходимо быстро находить подход к любому ребенку, определять индивидуальные особенности и способности детей. В профессии воспитателя нужно быть творческой личностью , без энтузиазма и азарта заинтересовать детей очень сложно.

Я стараюсь участвовать во всех мероприятиях в нашем детском саду. Мы отмечаем дни рождения детей, участвуем в различных конкурсах . Творчество ведет к новым идеям, новым взглядам, настраивает детей на устремленность к новому, не познанному. Я стараюсь постоянно развиваться творчески сама и открывать творческие способности своих воспитанников .

Воспитатель МАДОУ №28 г . Нижний Новгород

Салтыкова Екатерина Владимировна

Каждый вид деятельности имеет как свои преимущества, так и определенные недостатки. Люди занимаются разными делами, а потому формируются соответствующим образом. Каждый вид труда оставляет свою печать на характере человека, на его личности, таким образом делая жизнь этого человека сложнее или проще. Чаще всего люди задумываются о том, какая судьба у людей творческих профессий.

Говоря о творческих личностях, можно вспомнить некоторые особенности, как негативные, которые делают этот вид деятельности более сложным, так и положительные, способствующие упрощению жизни творческого человека. Любое творчество требует вдохновения. Человек не может справиться с теми или иными проблемами или делами творческого характера, если у него нет вдохновения ​​ими заниматься.

Люди, интересующиеся искусством, хотят видеть в произведениях душу автора, его искреннюю отдачу, они хотят увидеть любовь автора к его труду. Если вдохновения нет и такой любви нет, если автор занимается творчеством, заставляя самого себя, то вряд ли у него получится что-то красивое и такое, что может поразить ценителей искусства.

Еще одной отрицательной стороной творческой деятельности является то, что творчество часто не является доходной деятельностью. То есть человек творчества очень быстро может столкнуться с ситуацией, когда на его работу просто нет спроса, а потому он не может ее продать и обеспечить себя продуктами первой необходимой. По этой причине столь часто можно видеть творческих людей, которые действительно живут достаточно бедно.

Безусловно, есть аспекты, которые делают жизнь творческой личности более простой, чем у остальных людей. Во-первых, собственный интерес человека к своему занятию делает его деятельность более простой, в то время как обычные люди часто ходят на работу, делают какие-то мелкие дела каждый день и со временем испытывают усталость от рутины и чувствуют отсутствие интереса к своей работе.

Творческий же человек вовлечен в процесс созидания, он действительно его волнует и восхищает. Еще одним плюсом является то, что, если у человека действительно хорошо получается, он может стать по-настоящему успешным, тем самым достигнув одного из величайших благ на земле — получение настоящей радости от дела, которое одновременно с тем приносит и доход.

Любая деятельность имеет преимущества и недостатки, но творческая деятельность при этом имеет свою специфику. Творческий человек чем-то напоминает игрока: если ему повезет, он может стать по-настоящему успешным и счастливым. Если же нет, он будет обречен на жалкое существование, а плоды его творчества будут никому не нужны.

Именно творческое мышление является движущей силой развития и совершенствования, как отдельного индивида, так и всего человечества. Главная цель и итог творческой деятельности человека – создание чего-то объективно нового, что не было создано прежде. Не будь у людей такой способности, как творческое мышление, скорее всего, мы до сих пор жили бы в пещерах и убивали камнем мамонтов. Ведь всё то привычное, что сейчас нас окружает в какой-то мере является продуктом творчества. И стол, и стул, и различные гаджеты были придуманы и созданы человечеством, и являются культурой, в широком смысле слова. Таким образом, сложно преуменьшить значение творческого мышления в нашей жизни. А психология творчества – это как раз тот раздел психологии, который изучает процесс творчества, особенности творческого мышления, преграды на пути творчества и ищет пути преодоления этих преград.

Несложно объяснить, почему меня заинтересовала именно эта тема исследования. Я с ранних лет увлекаюсь творчеством таких знаменитых художников, поэтов и писателей, как Иван Айвазовский, Валентин Серов, Марина Цветаева, Анна Ахматова, Иван Бунин и многие другие, поэтому для меня исследование на тему психологии творчества – отличная возможность лучше понять, что являлось движущей силой этих великих людей, когда они создавали знаменитые работы.

Актуальность темы данной работы не вызывает сомнений. Вопрос о творческом мышлении был актуален во все времена. Даже задолго до преобразования психологии в самостоятельную науку, делались попытки объяснить феномен творческого мышления, и до сих пор не прекращаются исследования в этой области знаний. Но, конечно, психология творчества не ограничивается официальными рамками науки. Она охватывает всю нашу жизнь. Ведь почти каждый день мы встречаемся на улице или дома, на работе или учебе, в музее или в интернете с различными произведениями искусства: картинами, архитектурными сооружениями, скульптурами, стихотворениями или рассказами. И психология творчества не только поможет обществу понять, как они создавались, но и объяснит, как самим стать создателем.

Творческое мышление становится всё более ценным для личности в век, когда нарастает значение индивидуализма и уникальности. «Не быть как все», – девиз современного человека. Тогда перед человеком встаёт вопрос: А как преодолеть конформность и стать творческой личностью?

Итак, цель моего исследования – выявить способы стимулирования творческого мышления.

В своём исследовании ставлю следующие задачи :

  • Обозначить особенности творческой личности.
  • Рассмотреть этапы творческого процесса.
  • Исследовать преграды для творчества.
  • Найти решение преодоления этих преград.

Объект данного исследования – творческое мышление.

Предмет исследования – творческая личность.

Метод исследования – изучение различного материала по данной теме: психологические теории, опросы, проводимые эксперименты.

Творчество. Особенности творческой личности.

В начале исследования необходимо определиться, что же мы понимаем под основными понятиями работы «творчество» и «творческая личность». Какого человека можно назвать действительно творческой личностью?

Под термином «творчество» ученые понимают процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления - уникальность его результата. То есть, никто, кроме автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. К примеру, в детском саду десяти детям дали одно и то же задание: нарисовать домик (исходное условие), но ни у кого из детей не получится абсолютно одинаковых рисунков (результатов). Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие личные свойства и способности. Именно поэтому говорят, что творец вкладывает душу в свои работы. Этот факт уникальности дает продуктам творчества дополнительную ценность в отличие от продуктов производства. Психология творчества выделяет следующие виды творчества: производственно-техническое, изобретательское, научное, политическое, философское, художественное, повседневно-бытовое и так далее, то есть виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что творческая личность, в наиболее широком понимании, – это человек, обладающий творческим мышлением и имеющий развитые творческие способности, позволяющие ему создавать новое без особых усилий. В вопросе появления творческого мышления и творческих способностей в психологии существует два основных мнения: способность к творчеству – это врожденное свойство индивида или это приобретённая способность, которую можно развивать. Но есть и мнение, объединяющее две крайности: творческие способности обуславливаются задатками, но во многом зависят от того, как индивид будет их развивать. И я согласна с этим мнением. Если у индивида есть предрасположенность к какой-либо творческой деятельности, то, совершенствуя свои способности в этой сфере, он может развить их до уровня таланта или даже гениальности. К примеру, знаменитый поэт и писатель А. С. Пушкин, чтобы по праву называться гением русской литературы, немало трудился, много писал, постоянно развивая свой талант. В противном случае, личность утрачивает способности к творчеству и творческому мышлению.

В психологии творчества существует множество критерий креативности – способности к творческому мышлению. Так, в гештальтпсихологии считались обязательными следующие требования к умственному складу творца:

  • не быть ограниченным, ослепленным привычками;
  • не повторять просто и раболепно то, чему вас учили;
  • не действовать механически;
  • не занимать частичную позицию;
  • не действовать со вниманием, сосредоточенным на ограниченную часть проблемной структуры;
  • не действовать частичными операциями, но свободно, с открытым для новых идей умом оперировать с ситуацией, стараясь найти ее внутренние соотношения.

Иными словами, творческая личность должна мыслить самостоятельно и рассматривать ситуацию в целом, не выделяя отдельные элементы.

Американский психолог Гилфорд Джой Пол выделяет такие критерии творческого мышления:

  • способность к обнаружению и постановке проблем;
  • способность к генерированию большого числа идей;
  • гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;
  • оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;
  • способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
  • способность решать проблемы, т.е. способности к синтезу и анализу.

Другой психолог А. Олах указывает на следующие личностные черты, присущие творческим людям:

  • независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы,
  • неконформность оценок и суждений
  • открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям,
  • восприимчивость к новому и необычному;
  • высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям,
  • конструктивная активность в этих ситуациях;
  • развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

В психологии существует и много других классификаций критерий творческого мышления, но, в сущности, они все похожи: главное – это то, что творческая личность обладает нестандартным мышлением и не подвергается влиянию стереотипов.

Творческий процесс и преграды для него.

Стадии творческого мышления каждый психолог выделяет по-своему. К примеру, Анри Пуанкаре в своём докладе в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами:

  • Подготовка - формулирование задачи; попытки её решения. Пуанкаре так описывает эту стадию: «Я пытался доказать, что не может существовать никакой функции, аналогичной той, которую я назвал впоследствии автоморфной… каждый день я садился за рабочий стол, проводил за ним час или два, исследуя большое число комбинаций, и не приходил ни к какому результату».
  • Инкубация - временное отвлечение от задачи. В это время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей.
  • Озарение - появление интуитивного решения. Это момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.
  • Проверка - испытание и реализация решения. Когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение решения.

П. М. Якобсон (1934) выделял следующие стадии:

  • Период интеллектуальной готовности.
  • Усмотрение проблемы.
  • Зарождение идеи - формулировка задачи.
  • Поиск решения.
  • Получение принципа изобретения.
  • Превращение принципа в схему.
  • Техническое оформление и развёртывание изобретения.

Способов выделения стадий немало, но и здесь можно выделить общие черты. В целом, можно сказать, что творческий процесс делится на теоретическую и практическую части: сначала идея зарождается и обрабатывается в сознании индивида, а затем она воплощается в реальность. К примеру, перед тем как нарисовать картинку, мы сначала видим её образ у себя в голове.

Так что же мешает многим людям развивать и использовать свое творческое мышление? На этот вопрос и пытается ответить психология творчества. К основным факторам, мешающим творческому мышлению можно отнести конформизм, внешнюю и внутреннюю цензуру, ригидность и желание найти ответ немедленно.

Теперь рассмотрим каждый фактор в отдельности. Конформное поведение – морально-политическое и морально-психологическое понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, политического режима и т.д., а также готовность соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, распространенными в обществе. Как К. расценивается также непротивление преобладающим тенденциям, несмотря на их внутреннее неприятие, самоустранение от критики тех или иных аспектов социально-политической и экономической действительности, нежелание высказывать собственное мнение, отказ отличной ответственности за совершаемые поступки, слепое подчинение и следование любым требованиям и предписаниям, исходящим от гос-ва, общества, партии, лидера, религиозной организации, патриархальной общины, семьи и т.д. (подобное подчинение может быть обусловлено не только внутренними убеждениями, но и менталитетом, традицией).

Феномен конформного поведения играет отрицательную роль в творчестве. Такое поведение вызвано как индивидуальными свойствами личности, так и межличностными отношениями в творческом коллективе, более того, особенностями социальной среды в широком смысле слова.

В ряде художественных и философско-критических произведений социальная среда выступает в качестве враждебной силы по отношению к творчески одаренным людям. Враждебность общества к проявлению творческих способностей нашла отражение в словах главного героя произведения Дидро «Племянник Рамо», заявлявшего: «Гениальные люди отвратительны; и если какой-нибудь ребенок появляется на свет с характерными признаками этого опасного дара на лбу, его следует либо задушить, либо выбросить на съедение собакам». Аргентинский психолог Х.Инхениерос в книге «Посредственность» оправдывает такое отношение, характеризуя его как охранительное, а значит полезное для общества.

Эссе на тему “Психология творчества” обновлено: Октябрь 22, 2017 автором: Научные Статьи.Ру

Творческое эссе «Личность педагога: становление в наши дни» Посвящается моему учителю истории Ткаликову Артему Валентиновичу Здравствуйте, уважаемые читатели! Ваше драгоценное время занимаю своими чувствами и мыслями, которые пока несвязно возникают внутри меня, когда я слышу слово Учитель. Данная тема представляет для меня некоторую сложность, так как мне нужно изложить свои взгляды относительно такого предмета исследования, как становление молодого учителя, следовательно, становление учителя во мне. А это уже самооценка, взгляд внутрь человека. «Во мне живут два человека: один живет в полном смысле этого слова, а другой мыслит и судит его». Эти слова принадлежат М. Лермонтову, и сказаны они были про всех нас на все времена. Мысль, в них выраженная, современна. Это не что иное, как самооценка, самонахождение человека в мире. Так значит, заглянем в этот мир… Жизнь сложна. Чтобы выбрать свой жизненный путь, нужно трудиться не покладая рук, значит надо обладать определенными качествами характера, о которых я и хочу рассказать. Качествами, которые нужно воспитывать в себе всю свою жизнь. Растить их в себе, как добрые зерна. Качествами, которые должны наполнять собой личность того, чье звание высокое и гордое – учить жизни человека! Все начинается с детства… Прекрасная, беззаботная, счастливая пора. Какая девочка в детстве не играла в «школу» и не мечтала стать учителем? Одной из всех девочек на свете была я. С мамой мы придумали свой урок, он назывался урок сказки. Мою кандидатуру, как учителя, одобрили единогласно подружки-ученицы, потому что я с пяти лет читала самостоятельно. Я усаживала их как кукол на диване и мы начинали читать… После прочтения и многоголосого обсуждения мы инсценировали сказки. Сценой была моя детская или лес поблизости дома. Когда мы были по-своему, по-детски уверены, что инсценировка готова, показывали родителям или детворе на улице. С высоты своего скромного педагогического опыта я понимаю, что урок сказки, который мы проводили, был наверняка демократичным уроком: сказку выбирали вместе, вместе же участвовали в постановке, вместе получали одобрение со стороны наших благодарных зрителей. Так, что было дальше? Дальше школа. Любовь к учению, стремление узнавать все новое и новое. Помню свое чувство постоянного голода в знаниях. Всем своим учителям хочется сказать большими буквами СПАСИБО. Спасибо именно за то, что их жизненная дорога пересеклась с моей дорогой. Спасибо за то, что они были замечательными людьми и поэтому делаю им низкий поклон за то, что мой жизненный путь выбран, и дорога, по которой я иду уверенно, эта дорога – моя педагогическая жизнь. Одним из прекрасных педагогов в моей школьной жизни был учитель истории Ткаликов Артем Валентинович, он же директор той маленькой и старенькой школы, которая так гостеприимно встречала нас многие и многие годы. Мне уже не удастся обозначить педагогические технологии, которые он применял на своих уроках, но, то эмоциональное впечатление, которое он оставлял после себя и своих уроков истории – это впечатление у меня останется на всю жизнь. Уроки, как и учителя, бывают разные: интересные и, отнюдь, не очень. Они бывают многогранные, многоаспектные и односложные, бывают поисковые, ищущие и прямолинейные. Уроки Артема Валентиновича были яркими, впечатляющими, запоминающимися. Не знаю, как удержалась в моей памяти его манера раскрывать образы времени, но я до сих пор ловлю себя на том, что подражаю ему, стараюсь мысль передать выразительной и чувственной, правдивой и проникающей. Исторический кружок, который собрал Артем Валентинович, был основан на нашем классе, потому что все до одного историю считали главным предметом в жизни! За два года в кружке мы побывали в Новороссийске, Клайпеде, Риге, Вильнюсе, Талине, Паланге. Нетрудно догадаться, что Прибалтика нам была хорошо знакома. Родной город Омск мы исколесили вдоль и поперек. Не без гордости могу сказать, что готова стать экскурсоводом для гостей моего города, проведу вас по самым интересным местам. И Омск станет для вас незабываемым городом! И за это тоже спасибо моему учителю! И в результате всего вышесказанного – я выбираю профессию учителя, учителя истории и обществознания. Как молодой учитель, понимаю ответственность на моих плечах, но от этого нести становиться не тяжелей, а почетней. Ответственность за то, какими дети выйдут с моего урока, захотят ли вернуться вместе со мной в далекие времена. А что они с собой унесут на своих губах, в своих чутких и еще таких хрупких душах? Наполнится ли их мир ароматом времени, которое изучается на уроке? Эти вопросы всегда подсознательно волнуют меня при подготовке к урокам. Какие мне использовать технологии, чтобы достучаться до их сознания, чтобы они открыли мне свои мысли, чувства? И наконец, какой мне быть личностью, каким человеком, каким учителем? По моему мнению, учитель должен быть Незнайкой, которому интересны в жизни и он сам, и его дети и окружающее многообразие. Учитель – это такой коллаж из разнообразных знаний и интересов, это особый мир красок, музыки и слова. И, думаю, что путь учителя самый широкий путь в жизни. Ведь учитель – это и родитель, и воспитатель, и актер, и pr-менеджер, и психолог, и правовед. А учитель истории и обществознания – это и математик с точностью объяснений, и филолог с чувственностью и эмоциональностью описания, и физик и химик с постановкой опытов, экспериментов и моделированием общественной ситуации. Да, все это объединено одним главным словом – УЧИТЕЛЬ! Сколько нужно читать и смотреть, думать и переживать, чтобы быть достойным войти в класс, где тебя ждут будущие таланты, где на тебя смотрят глаза будущего! Твердо каждодневно убеждена, и что ежечасно свою лепить педагогическую из того сущность богатства, которое учитель нам должен оставлено предшествующими поколениями. Чтобы опыт ранее живущих был полезен в жизни, необходимо пронести все через себя, как через сито: отторгнуть осадок и впитать живую силу знания. Какое богатство представляет собой классика: литература, музыка, живопись, архитектура! Сколько не перелистанных страниц, сколько не увиденных жемчужин, не услышанных шедевров! И на своем опыте убеждаю, что времени не бывает много, чтобы узнать мир. Это я повторяю своим детям, когда пытаюсь убедить в полезности разносторонних знаний, в счастье обладать знанием. Счастье в жизни получить просто, когда знаешь маленький секрет: для чего ты живешь на свете. Этот секрет есть в каждом человеке, и задача учителя помочь ребенку, если не ответить, нет, то задуматься над этим вопросом. Когда я об этом задумалась сама, то начала с книг, которые сейчас во множестве своем составляют понятие «моя настольная книга». Конечно же, это произведения В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, М.А. Булгакова, В. Быкова, Б. Васильева, А. Меня, Ф.М. Достоевского, А.И. Солженицына, Б.Л. Пастернака и еще многих и многих других художников слова. Вы спросите меня, нашла ли я свой секрет? Есть ли ответ на главный вопрос? Я чуть позже отвечу на этот вопрос. А сейчас я хотела бы вернуться в тот исторический кружок, который взрастил во мне любовь к истории. Мы собирались в школьном музее, который стал нам гостеприимным хозяином, и ждали, когда же появиться самый интересный человек на свете – наш Артем Валентинович. Дверь открывалась, и на пороге появлялся наш учитель, глаза которого были усыпаны лучиками смешливых морщинок. Я помню, что он нам был всегда рад, наше присутствие вызывало в нем только радость и гордость, что мы, четырнадцать человек, пришли именно к нему, мы ждем от него что-то новое, мы идем за ним, мы ВЕРИМ ему! Так вот, где секрет счастья в моей жизни, ответ на вопрос: зачем я в этом мире. Каждое утро я вижу рассвет – это мне мир улыбается! Новый день встречает меня разной погодой, так и дети у нас совершенно разные. Но я вхожу в класс и улыбаюсь. Меня встречает рассвет нашей жизни – это наши дети! Это глаза из будущего! В связи с последними словами у меня возникла мысль, что школа – это прекрасное место встречи прошлого, настоящего и будущего. И мы, настоящие учителя, должны заслужить встречи с будущим. Мы должны быть современны, социально мобильны, интересны. И главное самоудовлетворение от – постоянное выполненной движение работы, вперед получать и вверх. искру Испытывать зажигания от соприкосновения с нашим будущим. И опять чувствовать дефицит знаний, и опять учиться. Недавно прочла в учительском эссе: современному ученику нужен современный учитель, который должен быть современным учеником! По-моему, очень убедительно. И в заключении, как учитель истории и обществознания, позволю себе внести свое видение российского образования сегодня. Время полноводной рекой перелилось в XXI век. Порог столетий позади. А что будет там, впереди? Что несет новый век нашим детям и детям еще не родившимся? Прогнозирование истории – очень опасное занятие. И все же… Роль образования в современной России не нужно недооценивать. Образование было и останется некой стрелкой компаса, которая поможет пройти по бушующему страстями океану жизни и не перевернуться, не захлебнуться. Лично я все приоритеты, все принципы будущего отдаю в руки образованию. Ничто так не учит быть гражданином своей страны как изготовление на уроках труда кормушек для замерзающих птиц! И никто, кроме учителя начальных классов более ярко не объяснит значение главных слов на земле: мама, семья, Родина. Поэтому образование, я считаю, останется главным штурвалом в жизни гражданина и патриота своей родины. Такими словами я завтра начну урок истории в своих классах. И еще улыбнусь своим детям, как утреннему рассвету!

Эссе «Я – креативная личность» Казимировой А.А., ОФД-161м. Что же такое креативность? Если подходить к вопросу с научной точки зрения, то «креативность» (лат. сrео - творить, создавать) – это способность индивида или группы людей, создавать и культивировать...

Эссе «Я – креативная личность» Казимировой А.А., ОФД-161м. Что же такое креативность? Если подходить к вопросу с научной точки зрения, то «креативность» (лат. сrео - творить, создавать) – это способность индивида или группы людей, создавать и культивировать новые оригинальные идеи (либо новое понимание, видение). В современном мире очень важно оставаться не просто личностью, но креативной личностью. Прежде всего, креативная личность – личность, имеющая возможность, способность и, что не менее важно, желание создавать что-то новое. Мы все можем рисовать (например, абстрактные узоры на бумаге, когда задумываемся), можем сочинить оригинальное поздравление другу на день рождения, написать сочинение. Желание тоже имеет огромное значение – ведь согласитесь, что многие не желают заниматься творчеством просто потому, что «нет времени». Такую фразу произносит в наше время каждый человек. В свободное время любой человек стремится просто отдохнуть, но далеко не для каждого творчество является одн

Эссе «Я – креативная личность» Казимировой А.А., ОФД-161м. Что же такое креативность? Если подходить к вопросу с научной точки зрения, то «креативность» (лат. сrео - творить, создавать) – это способность индивида или группы людей, создавать и культивировать новые оригинальные идеи (либо новое понимание, видение). В современном мире очень важно оставаться не просто личностью, но креативной личностью. Прежде всего, креативная личность – личность, имеющая возможность, способность и, что не менее важно, желание создавать что-то новое. Мы все можем рисовать (например, абстрактные узоры на бумаге, когда задумываемся), можем сочинить оригинальное поздравление другу на день рождения, написать сочинение. Желание тоже имеет огромное значение – ведь согласитесь, что многие не желают заниматься творчеством просто потому, что «нет времени». Такую фразу произносит в наше время каждый человек. В свободное время любой человек стремится просто отдохнуть, но далеко не для каждого творчество является одним из способов и видов отдыха. Кого-то это расслабляет, но я пришла к выводу, что творчество – это тоже работа, причём работа важная. Ещё нужно понять, что для творческой личности не должно быть понятия «получается» или «не получается» - здесь важен сам процесс. И всё-таки важное понятие о креативности и креативной личности. Креативность – это не просто умение создавать что-то новое, не просто творческий процесс в целом; это – особая форма мышления, особый склад ума, особенность самой личности, самого индивидуума. Креативная личность – это человек, готовый к переменам, готовый посмотреть на какой- либо вопрос с самых разных сторон, перебрать все варианты; человек, необычно мыслящий, видящий образы; человек, не боящийся ошибиться, всегда ищущий пути решения, смелый и свободный в своих суждениях; прислушивающийся к идеям других людей и дополняющий их; открытый к сотрудничеству, дружелюбный и желающий творить. Даже не имея каких- либо из этих качеств, нужно стремиться их в себе развивать. Как мы знаем из работ известного американского психолога Абрахама Маслоу, творческая направленность, врожденно свойственная всем людям черта. В процессе жизни данная черта исчезает, в силу действующего устройства институтов воспитания, подготовки и образования. Фактически после 10 лет школы, большинство лиц молодого возраста утрачивают способность к творчеству и креативу. Об этой проблеме, кстати, рассуждает Попов С.В. в своем проекте «Детство», вызвавшем недавно широкий резонанс в российском обществе. Хочется также отметить, что в результате своего жизненного пути, стиля жизни, индивидуумы по-разному

адаптированы для ведения креативной деятельности. Кому-то творить и мыслить креативно легко, кому-то нужно в этом помогать. Также нужно сказать о том, что креативность – прежде всего качество, необходимое для учителя, для его работы. Если наш мир настолько многогранный и переменчивый, мы должны соответствовать ему; и потом, учитель работает с новыми поколениями, а они, как мы знаем, всегда впереди планеты всей, да это и правильно. Креативность и особое мышление помогают учителю быть ближе к детям, понимать их, быть с ними на одной волне, иметь точки пересечения. Ведь если учитель «законсервируется» в своей точке зрения, не будет развиваться и развивать своё мышление, то он никогда не найдёт общего языка с детьми, у которых креативное мышление должно быть развитым. Учитель должен помогать детям и поддерживать их мысли, а не мешать, спорить и ставить палки в колёса. Какого учителя ждут школьники? Умного – да; эрудированного – конечно; грамотного – безусловно. И все-таки: оригинального! с выдумкой! Только тогда творчество учителя становится творчеством ученика, а именно такая личность – креативная, разносторонняя - интересна детям. Только тогда совместное творчество становится интересным и важным, только тогда учитель способен заинтересовать ученика, сделаться в их глазах человеком открытым и мыслящим остро, современно. Учитель для детей – человек, который всё знает, всему учит. Это и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймёт и поможет в трудную минуту. Для этого учителю необходим жизнерадостный и веселый характер, если сердиться, то недолго, избегать монотонности, скуки. Поэтому учитель должен разумно чередовать обучение, отдых, игры, чтобы дети не скучали. Всегда должен оставаться интересным для своих детей. Важно не стать скучным взрослым, быть всегда «чуть-чуть» ребёнком, уметь учиться у детей их видению мира, их наивности. Некоторые факторы способствуют развитию креативности. Например, необходима определённая креативная среда, в которой находятся люди. Для креативной среды свойственны следующие черты: Игровая форма. Игровое отношение к делу, не ограниченное рамками действующих норм, установок, канонов позволяет индивиду, либо группе людей находится в легком, эйфорийном состоянии, не проблематизируя, нелепые на первый взгляд обсуждения, на основании которых может родиться достойная идея. Толерантность. Терпимость к чужим мнениям и позициям, обеспечивает возможность концентрации разных представлений о должном устройстве объекта обсуждения, на сопоставлении которых можно получить креативную

идею. Именно поэтому города издревле являлись центрами социальных и технических инноваций. В стенах города уживались люди разных слоев общества, вероисповедания и образования. Симбиоз разных представлений обеспечивал выработку новых идей. Коммуникация. Необходимость вступления в диалог, понимание чужого мнения и его переосмысление, аргументация собственной позиции и получение обратной связи, является также основанием для создания собственной идеи. Дух свободы. Состояние свободы является одним из главных условий создания креативной идеи. Человек не свободный от общественных представлений, установок, не смеющий выйти за их рамки, усомниться в них, не может создавать креативные идеи. Итак, креативность является неотъемлемой характеристикой для человека, которому важно удовлетворить потребность в самовыражении, который открыт всему новому и обладает особым типом мышления – именно не рациональным, а креативным, где зачастую важен не просто сам результат, а как раз путь к нему; как раз все те идеи и мысли, которые приходят в голову. К тому же, талантливый человек просто обязан обладать креативным мышлением, быть человеком своего времени, эти качества зачастую связаны и пересекаются. Я считаю, что очень важно обладать креативным мышлением, потому что это помогает не отставать от современного темпа жизни, решать много задач одновременно, способствует мозговой активности, помогает общению с людьми, а также просто необходимо для работы учителем, где часто нужно думать в определённом игровом ключе, знать, как наиболее оптимально и иногда даже оригинально подать тот или иной материал, чтобы заинтересовать учащихся, которые в первую очередь являются детьми; нужно обладать креативным мышлением хотя бы для того, чтобы написать подобное эссе или придумать для учащихся похожее задание. Также считаю себя креативной личностью: мне всегда интересно выполнять творческие задания, я общаюсь с креативными людьми, охотно прислушиваюсь к интересным мнениям, много читаю, пытаюсь писать произведения сама, придумываю идеи для интересного досуга, например, для семейных праздников. По моему мнению, в современном мире человеку сложно не быть креативным, не привыкнуть к новому способу мышления: доступность любой информации позволяет познакомиться со множеством мнений, а также обязывает к многозадачности и творческому мышлению. Думаю, что каждому человеку необходимо развивать в себе творческую составляющую и быть креативным.

Похожие публикации