Все о профилактике и борьбе с вредителями и паразитами

Виды методической деятельности педагога. Методическая работа Основные направления методической деятельности воспитателя

Организация методического процесса: свободная индивидуальная методическая деятельность педагогов; интерактивные формы методического обучения; сочетание индивидуальной, групповой и коллективной методической деятельности; управленческое консультирование.

Взаимодействие педагога и администрации школы: совместные тренинги; делегирование управленческих полномочий педагогам-мастерам; гуманистическая позиция руководителей всех уровней и др.

При планировании научно-методической работы школы педагогический коллектив должен отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.

Формы научно-методической работы:

1. Тематические педагогические советы.

2. Научно-методические советы.

3. Методическая работа на кафедрах.

4. Работа учителей над темами самообразования.

5. Открытые уроки, их анализ и самоанализ учителя.

6. Взаимоотношение и анализ уроков.

7. Работа психолого-педагогического семинара.

8. Диагностическая лаборатория кафедр.

9. Индивидуальные беседы по организации и проведению урока.

10. Организация и контроль курсовой подготовки учителей.

11. Аттестация.

12. Внеклассная работа на кафедрах.

Методические формы повышения квалификации

Таблица 3. Методические формы повышения квалификации

Индивидуальные Групповые Фронтальные
– Индивидуальное шефство – Наставничество – Консультации методиста, психолога – Самообразование (самовоспитание) – Моделирование индивидуальных вариантов методической работы для каждого педагога – Проблемные консультации – Творческие микрогруппы – Тематические семинары –Психологический тренинг – Школа педагогического мастерства – Организационно- деятельностные, ролевые игры – Коллоквиумы –Психолого-педагогический практикум – Школа молодого специалиста – АКС (анализ конкретных ситуаций) – Взаимопосещение уроков – Творческие мастерские – Педсовет –НМС, КЭС –Психолого-педагогические семинары – «Круглый стол» – Теоретические, методические и практические конференции


С несколько иных позиций можно рассматривать научно-методическую работу в школе, если определять её как целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства учителя и воспитателя, на развитие творческого потенциала школы, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ методической работы представляют собой три группы:

1.Общешкольные :

Единые методические темы;

Психолого-педагогические семинары;

Практикумы;

Научно-практические конференции и педагогические чтения;

Читательские и зрительские конференции;

Методические выставки;

Стенгазеты.

2.Групповые :

Методические объединения;

Творческие микрогруппы учителей;

Школы передового опыта;

Взаимопосещения уроков и внеклассных мероприятий.

3.Индивидуальные :

Стажировка;

Индивидуальные консультации;

Собеседования;

Наставничество;

Работа над личной творческой темой;

Самообразование.

РАБОТА НАД ЕДИНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ выступает фактором сплочения коллектива. Актуальность ее зависит от уровня деятельности коллектива, интересов учителей. Тема охватывает учебную и внеурочную воспитательную работу. Работа над темой требует подведения промежуточных итогов, корректировки.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ проводятся раз в четверть. Требуют высокой квалификации организаторов и прямых связей с учеными. Положительная тенденция - взаимосвязь теории
и практики. Результатом деятельности семинара становятся не только знания, но и практические умения и навыки.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ способствуют обогащению интересов и духовных потребностей учителей. Примером нетрадиционного проведения конференции являются короткие выступления с последующей дискуссией.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ нацелены на освоение каждым учителем содержания, основных требований и идей новых учебных программ. Виды деятельности: открытые уроки, педагогические консилиумы, творческие отчеты и т.д.

МИКРОГРУППЫ формируются для освоения нового опыта, методики по принципу психологической совместимости, состоят из 3-6 человек. Каждый член группы сначала самостоятельно изучает теорию, затем обсуждает ее с коллегами и реализует изучаемую идею
в своей практике.

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ имеют следующее назначение:

а) распространение прогрессивного опыта имеющего высокий конечный результат;

б) экспериментальное подтверждение теории, экспертная оценка ее

коллегами.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ методработы осуществляется с помощью:

Методических выставок;

Бюллетеней;

Стенгазет;

Оборудования методкабинетов (монографии, методические пособия, вырезки из журналов и газет, картотеки педагогической литературы, методические разработки лучших уроков и внеклассных мероприятий и т.д.)

ПЛАНИРОВАНИЕ

Общешкольный план методической работы входит составной частью в план учебно-воспитательной работы школы в раздел "Работа с кадрами". Работу планирует и организует методический совет, основываясь на диагностировании уровня ЗУН и компетенций учащихся и учете затруднений учителей.

Планируется тема работы коллектива, проблематика педагогических советов, тема учительской конференции и т.д.

Практика работы показала, что существует и иной взгляд на методическую работу. Согласно исследованиям, основной формой методической работы (самой массовой) педагоги традиционно считают школьные методические объединения (кафедры) учителей. В то же время, работа методических объединений не может (по содержанию
и функциям) полностью удовлетворить потребности педагогов и требований администрации к методической работе. Будучи организационной формой, она должна определять направления и формы взаимной и индивидуальной педагогической деятельности. Все формы методических занятий делятся на две большие группы: индивидуальные и групповые (коллективные). Индивидуальная работа позволяет учителю самостоятельно и объективно определить свои слабые стороны, спланировать работу по личному графику, оперативно отслеживать
и корректировать процесс обучения. Групповые формы, не являясь такими мобильными, охватывают гораздо больший объем знаний, знакомят с передовым опытом в концентрированном виде, способствуют объединению педагогов в коллектив, нахождению оптимальных решений педагогических проблем.

К индивидуальным формам относятся:

Самообразование;

Изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес;

Рефлексия и анализ собственной деятельности;

Накопление и обработка материала по сопутствующим педагогике дисциплинам (наукам): психологии, валеологии, методике преподавания;

Создание собственной папки достижений (портфолио);

Создание методической копилки;

Разработка собственных средств наглядности;

Работа над собственной методической темой, имеющей интерес для педагога;

Разработка собственных диагностических материалов, ведение мониторинга по определенной проблеме;

Подготовка выступления на педсовете по проблеме;

Посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег;

Персональные консультации;

Собеседование у администрации;

Индивидуальная работа с наставником (наставничество);

Выполнение индивидуальных заданий под контролем и при поддержке руководителя методического объединения.

Формы коллективной методической работы:

Работа над единой методической темой;

Педагогическая мастерская;

Теоретические семинары (доклады, сообщения)

Диспуты, дискуссии;

Методические недели;

Конкурсы педагогического мастерства;

Творческие отчеты;

Деловые игры, ролевые игры;

Обсуждение передового педагогического опыта

Тематический педсовет;

Педагогические чтения;

Выставки передового педагогического опыта;

Подбор форм, соответствующих поставленным задачам, - вот одна из целей управления методической работой. Однако для своевременной и точной реализации всех выбранных форм необходимо правильно определить структуру инновационно-методической работы в школе.

Интернет-сайт: http://old.iro.yar.ru/conferences/metod/kuricina.html

Вопросы и задания

1. Заполните таблицу «Основные направления научно – методической работы»:

2. Подготовьте сообщение на тему: «Формы повышения квалификации».

3. Подготовьте сообщение по вопросам содержания и форм организации методической работы в школе

Прежде чем рассматривать сущность методической деятельности педагога, покажем его основные характеристика как субъекта управления целостным педагогическим процессом. По мнению исследователей, главное в характеристике педагога - его компетентность в своей области деятельности. Под ней подразумевается осведомленность специалиста об условиях и технологиях решения возникающих профессиональных проблем, а также умение реализовать свои знания на практике.
Компетентность педагога профессионального обучения включает умения, связанные с: четкой постановкой цели; решением в ходе занятий задач воспитания, обучения и развития в их диалектической взаимосвязи и единстве; привлечением внимания обучающихся к изучаемой различного вида содержательной учебной информации; учетом возраста, индивидуально-типологических особенностей обучающихся и уровня их интеллектуального развития; обеспечением индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения; построением своих взаимоотношений при решении педагогических задач на гуманной основе; сочетанием теории и практики в процессе преподавания; грамотным использованием в педагогической деятельности инноваций педагогической науки и практики; владением речью (темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность); критической оценкой результатов преподавания и учения; разнообразием своих занятий и избеганием шаблонности в их организации; целенаправленным применением современных педагогических технологий и средств информатизации образования.
Методическая деятельность в образовательных учреждениях - часть системы непрерывного профессионального образования педагогов. В педагогической литературе существует три точки зрения на методическую деятельность педагога.
1. Постоянное самообразование педагога, повышение уровня дидактической и методической подготовленности к координированию учебно-воспитательной работой, освоение наиболее рациональных методов и приемов воспитания и обучения студентов, обмен и передача накопленного педагогического опыта.
2. Повышение теоретического и практического уровня педагога в конкретной области знаний. В этом случае не усматривается специфика методической и обучающей деятельности по учебной дисциплине, а термины «методическая деятельность» и «обучающая деятельность» используются как синонимы.
3. Активное участие в семинарах, круглых столах, конференциях, проведении научных исследований и других, посвященных актуальным вопросам развития профессионального образования.
Таким образом, исходя из вышесказанного, методическая деятельность педагога - самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по дальнейшему совершенствованию своего педагогического потенциала, моделированию, проектированию, конструированию, прогнозированию и внедрению педагогически полезного дидактического обеспечения процесса обучения в образовательную практику, позволяющего осуществлять координацию обучающей и учебной деятельности по отдельной дисциплине или циклу дисциплин. Она по значимости занимает третье место вслед за преподаванием учебной дисциплины и воспитанием. При всем многообразии методик обучения, их дифференциации, разноплановости содержания обучения различным учебным дисциплинам в разных образовательных системах существуют общие теоретические основы выполнения, общая структура этого вида профессиональной деятельности педагога, основных процедур выполнения методических разработок.
Методическая деятельность педагога осуществляется в течение учебного года и органично соединяется с повседневной педагогической практикой. Основные направления, содержание и формы методической деятельности определяет ученый совет образовательного учреждения. Координационный центр и рабочий орган ученого совета - методический совет по той или иной области знаний.
Объектом методической деятельности педагога является формирование компетентных специалистов различного профиля. Предметом методической деятельности являются разнообразные методы и способы реализации и рефлексии процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретной учебной дисциплины. Эта деятельность проявляется опосредованно через педагогические продукты, созданные в ходе проектирования и конструирования.
Цель методической деятельности педагога - обеспечение и управление процессом воспитания, обучения и развития обучающихся.
К функциям методической деятельности педагога можно отнести следующие: аналитическая; проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания образования, управление обучающей деятельностью; конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбор, конструирование СУИ и выбор форм ее представления, ведущих к целенаправленному интеллектуально-эмоциональному взаимодействию педагога и обучающихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков); нормативная, связанная с определением и разработкой дидактического обеспечения, способствующего выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления целостного педагогического процесса в данном учебном заведении; исследовательская. Из вышеизложенного следует, что методическая деятельность, приемы и способы ее осуществления представляет сложный мыслительный процесс.
К субъектам методической деятельности относятся педагог, обучающийся или коллектив педагогов. Высшими формами представления методического мастерства в практике обучения являются его обобщение в различных публикациях, открытие собственных школ-семинаров педагогов, защита научной работы по результатам исследования собственной научно-методической системы.

Цель, задачи, содержание и направления деятельности методической службы. Содержание и направления методической работы. Виды и формы организации методической работы. Государственно-общественные объединения учебного заведения: педагогический совет, учебно-методический совет, методическое объединение и т.д.

Будущему учителю, вступающему в самостоятельную профессиональную деятельность, важно иметь полное, четкое представление о сущности, принципах, содержании управления педагогическими системами. Это поможет с самого начала войти в ритм работы ОУ, понять сложный механизм ее функционирования, установить профессиональные, деловые отношения с администрацией, коллегами-учителями, учениками и родителями. Внедрение Федеральных государственных стандартов начального и среднего профессионального образования обусловило необходимость внесения изменений в методическую профессиональных образовательных организаций. В ходе модернизации и реформирования системы образования внедряются сетевые и кластерные формы реализации образовательных программ. В образовательных сетях и образовательных кластерах в реализации образовательных программ могут также участвовать организации науки, культуры, здравоохранения, физкультурно-спортивные, религиозные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, учебных и производственных практик и иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. В этих условиях особо важное значение приобретает координация их образовательной деятельности, ее научно-методическое обеспечение.

Введение электронного обучения, модульных, дистанционных и других инновационных технологий также требует методического обеспечения. Следовательно, возрастает педагогов и мастеров производственного обучения запрос на эффективную работу методической службы, направленную на удовлетворение их профессиональных и информационных потребностей, повышение квалификации и методического мастерства.



Основная функция методической службы в процессе реформирования образования - обеспечение оперативного и массового внедрения системообразующих инноваций в практику.

Методическая служба – связующее звено между деятельностью педагогического коллектива образовательного учреждения, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Она содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.

Изменения в содержании образования, внедрение современных образовательных технологий, вариативных программ, экспериментальная работа, переход на новый учебный план, информатизация образования требуют от методической службы адаптации к изменяющимся условиям, влекут за собой изменение содержания деятельности и возникновение новых функций, что в свою очередь требует своего организационного оформления в новой модели методической службы в условиях образовательной сети и образовательных кластеров на уровне региона.

Она создается в целях участия педагогических и научно-педагогических работников в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества и развития содержания профессионального образования в системе образования как государственно-общественное объединение на уровне региона и включает в себя учебно-методические, а также научно-методические, научно-технические и иные советы и комиссии.

Типовое положение о методической службе образовательной сети/кластера на уровне региона государственно-общественных объединениях в системе образования утверждается региональным органом власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В состав методической службы на добровольных началах входят педагогические и другие работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и других организаций, действующих в системе образования, в том числе представители работодателей.

Она должна решать задачи внедрения ФГОС с учетом региональных требований к уровню подготовки специалистов, создания оптимального учебно-методического, информационного, диагностического обеспечения образовательного процесса, условий повышения профессиональной компетентности преподавателей и сотрудников образовательных организаций региона.

Важнейшим условием и ведущим фактором, во многом определяющим успешность методической деятельности профессиональных образовательных организаций выступает непрерывное образование педагога - идея, принятая в мире в качестве ключевой во всех осуществляющихся или планируемых реформах образования. Одной из форм решения данной проблемы может быть избран компетентностный подход, согласно которому целевым ориентиром профессиональной подготовки является становление интегральной профессионально-личностной компетентности педагога.

Под профессиональной компетентностью педагогов понимается профессионально - личностная характеристика, включающая комплекс знаний, умений и личностных качеств, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, быстро адаптироваться к новым условиям и находить адекватное решение возникающих проблем, а также обеспечивающая потребность и возможность постоянного саморазвития и самообразования .

Методическая служба профессиональной образовательной организации - организационная структура в системе образования, объединяющая субъекты методической работы различных уровней и реализующая функции методической поддержки участников образовательного процесса в целях обеспечения качества образования.

Методическая служба профессиональных образовательных организаций создается в целях комплексного управления методической работой, направленного на реализацию требований ФГОС к учебно-методическому и информационному обеспечению образовательного процесса.

Глоссарий

Аттестация кадров - оценка уровня профессиональной подготовки и соответствия специалиста занимаемой должности, а также решение вопроса о присвоении служащему квалификационного разряда.

Вид профессиональной деятельности – составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором профессиональных функций и необходимых для их выполнения компетенций.

Квалификация – готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида профессиональной деятельности.

Контрольно-измерительные материалы - комплексный инструментарий оценки компетенций, включающий в себя различные измерительные средства и инструменты.

Компетенция – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Междисциплинарный курс – система знаний, умений и практического опыта, отобранная на основе взаимодействия содержания отдельных учебных дисциплин с целью внутреннего единства образовательной программы профессионального модуля.

Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки, педагогического опыта и на конкретном анализе образовательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и практических мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и компетентности всех субъектов образования.

Общие компетенции – универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально- трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда.

Профессиональная компетентность – подтвержденная в установленном порядке совокупность профессиональных и общих компетенций (умений, знаний), необходимых для реализации определенного набора профессиональных функций, входящих в профессиональный стандарт по профессии.

Профессиональные компетенции – способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельности.

Профессиональное образование – процесс освоения человеком компетенций, необходимых для осуществления продуктивной, самостоятельной деятельности в сфере труда.

Профессиональная функция – составная часть вида профессиональной деятельности, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых бизнес-процессом и предполагающий наличие необходимых компетенций для их выполнения.

Результаты обучения – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования.

Учебный цикл – совокупность дисциплин (модулей), обеспечивающих усвоение знаний, освоение умений и формирование компетенций в соответствующей области профессиональной деятельности.

Цель, основные задачи, содержание, виды деятельности и формы организации работы методической службы в условиях образовательной сети/кластера

Методическая служба профессиональной образовательной организации создается в целях комплексного управления методической работой образовательных организаций, направленного на реализацию требований ФГОС к учебно-методическому и информационному обеспечению образовательного процесса в условиях образовательной сети/кластера.

Методическая может являться юридическим лицом.

Основными задачами методической службы профессиональной образовательной организации являются:

  1. формирование и реализация единой методической политики в образовательной сети/кластере;
  2. информационное и информационно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях образовательной сети/кластера. Организация методической работы в профессиональной образовательной организации и определение основных направлений ее деятельности в соответствии с нормативными документами в области образования;
  3. осуществление непрерывного повышения квалификации педагогов. Аттестация кадров в соответствии с актуальными проблемами модернизации системы профессионального образования РФ;
  4. организация планирования работы в образовательной сети/кластере;
  5. оказание помощи преподавателям профессиональной образовательной организации по вопросам организации образовательного процесса в условиях образовательной сети/кластера;
  6. организационная поддержка педагогов при: - инновационной деятельности; - организации и проведении опытно-экспериментальной работы; - экспертной оценке авторских программ, пособий, учебных планов и др.; - подготовке работников образования к аттестации;
  7. обеспечение педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития образования, учебниках и учебно-методической литературе по проблемам образования;
  8. создание банков педагогического опыта в сфере образования, организационная работа по распространению и внедрению его в практику деятельности педагогов;
  9. совершенствование нормативной базы;
  10. обеспечение мотивации педагогов к росту их профессиональной квалификации, научно-исследовательской, методической деятельности;
  11. прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации педагогических работников; оказание им организационно-методической помощи в системе непрерывного образования; координация этой работы с учреждениями повышения квалификации;
  12. разработка системы мониторинга эффективности методической деятельности в профессиональной образовательной организации.

Особую группу задач необходимо решить методической службе региона в условиях перехода к сетевому взаимодействию при организации образовательного процесса реализации основных профессиональных образовательных программ с использованием

Методические задачи : освоение педагогами нового информационно-образовательного пространства, способов и приемов поиска и использования в учебном процессе цифровых образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий; освоение педагогами практики составления и использования различных дидактических моделей, основанных на использовании цифровых образовательных ресурсов; освоение педагогами новых форм организации учебного процесса; внедрение в практику преподавателей новых форм педагогической и учебной деятельности, направленных на формирование комплекса общих и профессиональных компетенций, необходимых для успешного функционирования в современном информационном обществе; введение в педагогическую практику критериальной системы оценивания учебных достижений обучающихся с целью унификации подходов к оцениванию в образовательных учреждениях сети; освоение преподавателями методов комплексного оценивания обучающихся, учитывающего результаты учебной деятельности в очном и дистанционном режиме обучения; использование в учебном процессе процедуры модерации результатов учебной деятельности обучающихся как основного механизма объективизации оценивания; разработка психологическими службами образовательных учреждений методов максимально эффективного функционирования преподавателей и обучающихся в рамках образовательного пространства, основанного на использовании дистанционных образовательных технологий.

Организационные задачи : освоение механизма создания и эффективного использования ресурсных центров дистанционного обучения; освоение механизма построения образовательных сетей и выбора модели, адекватной образовательным потребностям и ресурсному обеспечению образовательных организаций, входящих в сетевое взаимодействие; реализация новых подходов к организационному построению учебно- воспитательного процесса в образовательных организациях сети, использующих дистанционные образовательные технологии и сетевой ресурс центра дистанционного обучения; организация повышения квалификации педагогических кадров, освоение ими ИКТ-компетенций, а также овладение квалификацией сетевого учителя и сетевого тьютора для работы в условиях организации учебного процесса на основе сетевого ресурса центров дистанционного обучения и дистанционных образовательных технологий; формирования системы мониторинга работы образовательных сетей, а также управления ими с целью оптимизации работы; разработка комплекса показателей педагогической эффективности работы образовательных сетей; создание пакета нормативно-правовых документов, обеспечивающих образовательный процесс при реализации основных профессиональных образовательных программ в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций и направленных на полноценное удовлетворение потребностей обучающихся.

Финансово-экономические задачи : определение экономических индикаторов эффективности работы образовательных организаций и сетей; разработка формы обоснования экономической целесообразности использования в образовательном процессе дистанционных, модульных образовательных технологий, электронного обучения и сетевых информационно-образовательных ресурсов; проведение сравнительного экономического анализа эффективности использования ресурсов (образовательных, кадровых, организационных, материально- технических) в условиях функционирования образовательных сетей, не использующих и использующих в учебном процессе инновационные образовательные технологии и сетевые информационно-образовательные ресурсы; выработка рекомендаций руководителям образования и образовательных организаций по оптимизации работы образовательных сетей.

Виды деятельности методической службы образовательной сети/кластера, учитывая сказанное выше, в условиях внедрения ФГОС определяется с учетом модернизации профессионального образования в стране:

Аналитическая деятельность. Ее содержание :

1. Мониторинг информационных потребностей педагогов . Создание базы данных о педагогических работниках профессиональных образовательных организаций.

2. Изучение и анализ состояния и результатов методической работы, определение направлений её совершенствования в данный период работы .

3. Выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе . Сбор и обработка информации о результатах внеурочной работы в профессиональной образовательной организации.

4. Изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта.

Информационная деятельность. Ее содержание:

Формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической) Ознакомление педагогов с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы, с опытом инновационной деятельности профессиональной образовательной организации и педагогов из других образовательных организаций. Информирование педагогов о новых направлениях в развитии современного образования и о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно- методических комплектах, видеоматериалов и педагогических рекомендациях.

Организационно-методическая деятельность. Содержание : Мониторинг потребностей педагогических кадров в повышении квалификации. Мониторинг уровня профессиональной подготовки преподавателей. Мониторинг качества методической работы в учебном заведении. Планирование методической работы и диагностика ее состояния. Учебно-методическое сопровождение образовательного процесса. Педагогическое и методическое проектирование. Проведение научно-практических конференций, педагогических чтений, фестивалей, конкурсов, презентационных недель цикловых комиссий и т.д.

Консультативная деятельность. Содержание : организация научно-консультативной работы для педагогов – экспериментаторов; консультирование педагогических работников и родителей по вопросам обучения и воспитания обучающихся.

Развитие научного обеспечения методической деятельности педагогов. Содержание : разработка учебно-программной документации в соответствии с ФГОС, в т.ч. разработка вариативных образовательных программ; проектирование и разработка единых концептуальных подходов в рамках непрерывного профессионального образования, обучения в течение всей жизни; создание авторских курсов, образовательных программ, учебных и методических пособий; проектирование и разработка авторских технологий обучения и воспитания в соответствии и с ФГОС; оптимальное учебно-методическое, информационное, диагностическое обеспечение образовательного процесса по профессиям/специальностям. Расширение взаимодействия с социальными партнерами. Содержание: открытие новых специальностей и специализаций создание в соответствии с требованиями заказчика модели подготовки специалиста и мониторинг его становления по различным параметрам описание квалификационных требований специалистов конкретно взятых специальностей мониторинг соответствия образовательных программ требованиям современного производства с последующей корректировкой разработка специальных программ для практики в условиях реального производства, с использованием новых перспективных технологий.

Формами работы методической службы могут быть :

а) по способу организации:

пассивные формы работы ориентированы в большой степени на репродуктивную деятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов;

активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов;

интерактивные формы предполагают создание нового образовательного продукта в процессе взаимодействия вовлеченных в образовательный процесс субъектов.

б) по форме организации:

коллективные формы: семинары, практикумы, научно-практические конференции, школы передового опыта, методические объединения, творческие группы, открытые уроки, семинары-практикумы, методические декады, методические фестивали, мастер-классы, методические мосты, дискуссии, методические ринги, тренинги, видеотренинги, педагогические чтения, профессиональные выставки, защиты проектов, учебные, организационно-деятельностные, деловые, ролевые и другие игры, творческие отчеты преподавателей, внеклассные мероприятия по предмету, экскурсии, встречи с педагогами-новаторами, педсоветы;

индивидуальные : самообразование, стажировка, разработка творческой темы, взаимопосещение занятий, самоанализ, наставничество, собеседование, консультации, посещение занятий администрацией с последующим анализом, рекомендации по их (недостатков) устранению, анализ планов уроков.

Для эффективного взаимодействия с педагогическим сообществом могут быть рекомендованы формы методической помощи :

Школы молодого преподавател я создаются для: оказания практической и методической помощи молодым специалистам и всем педагогам профессиональной образовательной организации в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства; овладения педагогами новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания; изучение, обобщение положительного опыта работы преподавателей и внедрение его в практику; выявление психологических причин, вызывающих затруднения у педагогов в учебно-воспитательном процессе; изучения межличностных отношений в коллективе; повышения уровня знаний психологической культуры педагогов и др.

Единая методическая тема . Работа над единой методической темой образовательной организации включает совместное планирование занятий по наиболее трудным темам, взаимопосещение занятий с их последующим разбором, анализ текущих контрольных и экзаменационных работ, самостоятельные занятия, подготовку докладов и рефератов на основе изучения научно-педагогической литературы. Единая методическая должна быть актуальной, действительно важной для профессиональной образовательной организации, определена с учетом ее достигнутого коллективом уровня деятельности. Методическая тема должна включать как учебную, так и внеурочную работу, быть сформулированной достаточно конкретно и ясно.

Передовой педагогический опыт. Важнейшим направлением методической работы является изучение, обобщение и использование передового педагогического опыта. Изучаются суть опыта, его содержание, методы и приемы, конкретные условия возникновения, становления и развития, то есть то, что обычно называют творческой лабораторией преподавателя. При изучении педагогического опыта желательно установить, какая научная база явилась основой того или иного методического приема, какие конкретно современные ученые или какое наследие из истории педагогики стали методологической базой работы.

Формами обобщения педагогического опыта могут быть:отчет о проделанной работе, доклад по определенному вопросу, реферат по избранной теме, организация выставки, предоставление методических разработок уроков, воспитательных мероприятий, проведение педсовета, проведение научно-практической конференции, проведение семинара по определенной проблеме. Показателями передового опыта являются творческая новизна, научная обоснованность, высокая результативность, экономия времени при достигнутых высоких результатах.

Методический инструктаж - форма методической помощи преподавателю, во время подготовки к занятию или посещения его методистом путем проведения консультаций в методическом кабинете, на совещаниях, конференциях, во время семинаров или практикумов. Консультации методиста по отдельным методическим вопросам.

Консультации могут быть индивидуальные и групповые, устные и письменные. Замечания и отзывы в письменной или учетной форме даются методистами на методические материалы (планы, отчеты, конспекты занятий и др.).

Посещение занятий с последующим анализом .

Методические издания (методические указания, методические рекомендации, методические пособия) в виде листовок, плакатов, буклетов, брошюр, книг.

Понятие методической деятельности

Методическая работа очень важна для современного педагога. Однако в науке нет единого подхода к её пониманию. Одни считают, что методическая деятельность сводится к методической работе, связанной с самообразованием педагога, работой с дидактическими средствами, повышением квалификации в предметной области. Другие считают, что к методической относят деятельность, связанную с обучением конкретному предмету. Существует и третья точка зрения, согласно которой методическая деятельность воспринимается в качестве совокупности относительно самостоятельных умений с четко выраженной спецификой в структуре профессионально- педагогической деятельности.

Педагоги-практики осознают специфику и важность методической деятельности. По значимости она занимает у них третье место вслед за преподаванием предмета и воспитанием.

Цель методической деятельности – обслуживание практики обучения.

Функции методической деятельности:

  • аналитическая;
  • проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;
  • нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;
  • исследовательская .
Объект методической деятельности – процесс формирования профессиональных знаний, умений, навыков.

Предмет методической деятельности – различные приёмы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета.

Субъект методической деятельности – педагог или коллектив педагогов.

Значение методической деятельности

Методическая работа способствует развитию профессионализма и отдельного учителя, и всего педагогического коллектива одновременно на рабочем месте, носит более постоянный характер, достаточно управляема, и позволяет за короткий промежуток времени получить на практике реальные результаты. Именно в ОУ, благодаря хорошо налаженной методической работе, происходит осмысление и присвоение полученных знаний, как в период курсовой подготовки, так и в межкурсовой период, а также обеспечивается единство теории и практики в деятельности педагога.

Положение о методической работе в школе определяет круг ее задач и функций, основные направления, требования к ее организации и осуществлению.

Методическую работу нужно рассматривать как целостную систему, основанную на достижениях науки, передовом педагогическом опыте и анализе результатов учебно-воспитательного процесса конкретного образовательного учреждения. Она включает взаимосвязанные между собой меры, действия и мероприятия, направленные на повышение; уровня профессионального мастерства учителя, развитие творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, что, несомненно, приведет и к более отдаленному результату – развитию личности ученика.

Деятельность методической службы в школе

Методическая служба образовательного учреждения решает множество задач. Вот некоторые из них:

  • анализ состояния педагогической деятельности в ОУ;
  • удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей учителей;
  • освоение и применение современных педагогических технологий в образовательном процессе;
  • создание условий для организации и реализации повышения квалификации педагогических и руководящих кадров ОУ и другие.

Направления деятельности методической службы образовательного учреждения: аналитическая, информационная, организационно-методическая, консультационная и др.

Аналитическая деятельность и комплексная диагностика являются основополагающими в методической работе в частности и в образовательном учреждении в целом. Именно они способствуют выявлению и оценке причин возникающих проблем, эффективности применения тех или иных способов и средств достижения целей деятельности, повышения качества образования. На основе локального и модульного анализов работы делается и системный анализ.

Подходы к анализу методической работы могут быть самые разные: результаты реализации программы работы коллектива по единой методической теме; решение запланированных задач; освоение приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения и т. п.

В анализе необходимо показать возросший уровень педагогического мастерства, определить, что способствовало росту и привело к запланированным результатам.

В современных школах аналитическая деятельность оказывается самым слабым звеном. Изменения в уровне профессиональной компетентности учителя не рассматриваются. Не умея анализировать, учитель не сможет научить данному умению и учеников. Формирование интеллектуальных, как и других общеучебных умений, сегодня становится одной из актуальных проблем образования.

Комплексная диагностика включает в себя диагностику педагогической деятельности: ее мотивы, профессиональные знания преподаваемого предмета, его методики, знания педагогики и психологии, потребности в повышении профессиональной компетентности и т. д. и выполняет констатирующую и прогностическую функции.

Диагностика необходима для изучения индивидуальных особенностей профессионального роста, выявления характера продвижения в развитии мастерства учителя.

Уровень профессиональной компетентности должен рассматриваться как содержательная характеристика деятельности учителя, а процесс самосовершенствования – как развитие, смена качественно своеобразных этапов деятельности.

Организационно-методическая деятельность включает в себя планирование, организацию и координацию методической работы коллектива.

Планирование в целом может быть перспективным (долгосрочным) – "Программа развития", годовой план, включающий в себя планы по различным направлениям деятельности ОУ, в том числе и по методической работе, и краткосрогным (оперативным) на разные сроки: месяц, неделю, день.

Информационная деятельность. Большинство педагогов, занимающихся инновационной деятельностью, теряются в потоке информации. Им нужны ориентиры. Объем информационных данных должен быть достаточным, чтобы эффективно управлять процессом.

Внутришкольный контроль помогает выявлять отклонения от программ, планов деятельности, определять успехи, достигнутые коллективом, и возникающие проблемы.

Причины падения престижа методической деятельности

На современном этапе наблюдается падение престижа методической работы в среде учителей. Это объясняется многими объективными и субъективными причинами. Ключевые из них нашли отражение на рисунке ниже.

Правильная организация методической работы, наполнение ее необходимым содержанием в плане обеспечения непрерывности процесса освоения учителем профессии, развития уровня его профессиональной компетентности, формирования индивидуального стиля деятельности и педагогического мастерства, исключения параллелизма и дублирования эти проблемы для руководителя школы далеко не простые.

В структуре профессиональной компетентности, в этой сложной многогранной характеристике уровня квалификации педагога могут быть различные компоненты. Ниже они изображены схематично.

Структура профессиональной компетентности педагога

За 70 с лишним лет существования методическая служба в образовании России претерпела значительные изменения. Они коснулись всех компонентов ее характеристики: целей, содержания, организационных и дидактических форм, методов и приемов, результативности.

Нельзя не учитывать различную исходную готовность учителя к восприятию каких-либо образовательных программ. Важно понимать, что их содержание должно быть дифференцированным в соответствии с уровнем квалификации учителя.

  • Уровень начинающего специалиста, который готов к выполнению трудовых функций в рамках своей профессии, но еще недостаточно способен реализовывать их на практике.
  • Уровень неспециалиста, пришедшего в школу в силу определенных обстоятельств, владеющего теорией предметной области, но не имеющего психолого-педагогических знаний.
  • Уровень учителя-профессионала, где у педагога присутствуют глубокие системные теоретические знания учебного предмета, практические умения, закрепленные в опыте, и профессионально значимые личностные качества.
  • Уровень учителя-мастера, обеспечивающего стабильно высокие результаты своего труда без перегрузки учащихся.
  • Уровень учителя-исследователя .

Период профессионального роста учителя от уровня полученной квалификации до уровня педагогической культуры и мастерства, уровня исследователя у каждого учителя свой, и задачей руководителя является создание условий для быстрейшего становления высокопрофессионального специалиста. Хорошо организованная система непрерывного образования может открыть путь к мастерству и рядовым учителям.

Литература

  1. Дуда Надежда Николаевна Методическая работа как средство повышения профессионального роста педагога // – URL: http://открытыйурок.рф/статьи/576515/
  2. Успенский В.Б., Чернявская А. П. Введение в психолого-педагогическую деятельность – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Методические формы повышения квалификации учителей в школе.

Методические месячники (недели), логика их построения

Интерактивные формы методического обучения.

Технология диагностирования в системе методической работы учителя начальных классов

Открытый урок как форма методической работы.

1.2.1 Виды и формы методической работы в начальном общем образовании

Форма методической работы – это внешняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов, методического процесса, отражение системы его компонентов и условных связей.

Различают следующие виды методической работы : работа с педагогическими кадрами по реализации задач школы; работа по организации методического обеспечения УВП; работа с молодыми специалистами, работа по внедрению педагогического опыта, работа по самообразованию; организация педагогического мониторинга.

Организационные формы мето­дической работы классифицируются по способу организации, количеству участников (кол­лективные, групповые, индивидуальные), по степени ак­тивности участников (активные, пассивные, интерактивные).

Коллективные Групповые Индивидуальные
Тематические педсоветы. Научно-практические конференции. Научно-теоретические конференции. Проблемные семинары. Педагогические студии. Педагогические мастерские. Мастер-классы. Психолого- педагогические семинары Лектории Педагогические чтения Презентации Творческие отчеты Смотры-конкурсы Педвыставки Аттестация Панорама открытых уроков Методические декады Педагогические мосты Дни открытых дверей и др. Предметные МО. МО классных руководителей МО педагогов-воспитателей МО педагогов доп. образ. Кафедры Школа передового пед. опыта Школа совершенствования педагогического мастерства. Школа молодого учителя Школа исследователя Творческие лаборатории Временные творческие группы Экспертный совет Проектные команды Мастер-классы Лаборатории. Стажировка Наставничество Групповые консультации Педконсилиумы Диспуты. Дебаты Деловые игры. Ролевые игры Методические совещания и др. Наставничество Стажировка Инд. консультации Самообразование Беседы Разборы пед. ситуаций Индивидуальные открытые занятия Персональные творческие выставки Индивидуальные творческие отчеты Разработка авторской программы, проекта, модуля Защита авторской методики и др.

Пассивные формы работы методической службы сориентиро­ваны в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов.

Активные формы стимулируют поиск, творческую исследова­тельскую деятельность педагогов и ориентированы на зону бли­жайшего развития педагогов.

Интерактивные формы предполагают взаимодействие и взаимообщение всех участников образовательного процесса.

«Интерактивный» означает основывающийся на взаимодействии. Но интерактивность - это не про­сто взаимодействие субъектов друг с другом, а специально организованная познавательная деятель­ность, носящая ярко выраженную социальную на­правленность.

К формам методической работы относятся:

Рефлексивное наблюдение и активная практика . Эта форма повышения профессионального мастерства включает в себя посещение уроков, проведение уроков, анализ и оценка уроков, а также другие виды практической деятельности.

На современном этапе рефлексия понимается как один из важных средств самопознания учителя в профессиональном самосовершенствовании, «увязывание» прежнего опыта с полученными новыми знаниями, способом формирования его творческих «качественных характеристик», способность к постоянному анализу и оценке собственной профессиональной деятельности.

Для теоретического обоснования этой формы обучения часто служит «формула» Д. Познера: «опыт + рефлексия = развитие», используя которую исследователи резюмируют, что умение анализировать свой опыт, делать важные выводы и оценки ведут педагога к развитию профессионального мастерства.

Обучение на практических примерах и ситуациях , которые слушатели курсов самостоятельно изучают, анализируют и пытаются найти им решение, является эффективным средством обучения. Оно существенно приближает слушателей к реальным ситуациям, которые встречаются в преподавательской практике и позволяют им самостоятельно принять то или иное решение.

«Метод кейсов»- анализ конкретных учебных ситуаций, его активно используют в мировой педагогике (произошел от английского case – случай, ситуация) относится к активным неигровым имитационным методам обучения. Метод основан на рассмотрении конкретных ситуаций и направлен на формирование необходимых профессиональных и личностных качеств, умений, навыков, он соответствует особенностям образования взрослых, поскольку сочетает в себе теорию и практику. Этот метод активного проблемно-ситуационного анализа, зародившийся в США.. Метод кейсов вызвал особый интерес у педагогов и в настоящее время его широко и успешно применяют.

Единый методический день в школе

Проводится для всех педагогических работников школы один раз в четверть и служит в определенной мере промежуточным подведением итогов методической работы за четверть.

Проведение открытых уроков и внеклассных занятий, их развернутый анализ и обучение.

Обзор новой литературы

Подведение итогов в форме заседания круглого стола, пресс-конференции с выступлениями отдельных преподавателей об итогах проведения единого методического дня, об итогах работы над методическими темами, выступлением администрации учебного заведения и анализом проведения методического дня.

Цели и задачи единого методического дня:

§ Активизация методической работы в школе.

§ Развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования в соответствии требованиями новых образовательных стандартов.

§ Повышение уровня профессионального мастерства педагогов.

§ Распространение передового педагогического опыта учителей школы.

Режим методического дня

В методический день учителя занимаются самообразованием:

Изучение законодательных актов и нормативных документов по вопросам Изучение законодательных актов и нормативных документов по вопросам образования и воспитания,

Работы по тематическому планированию по проблеме школы,

Овладение конкретными педагогическими технологиями, адаптации их к своим условиям.

Семинары

Семинар - форма групповых занятий, проходящая при активном участии учителей. Отличительными признаками семинара являются обязательная самообразовательная деятельность слушателей и коллективное обсуждение ее результатов

Форма практических занятий, при которых педагоги обсуждают проблемы на основе докладов и рефератов.

Результативность семинара требует особых организационных мер при его подготовке и проведении:

Выделение специального времени для подготовки слушателей к занятию (7 - 10) дней;

Информирование слушателей о специальной литературе по рассматриваемым вопросам;

Тщательный отбор вопросов для обсуждения.

Требования к вопросам, выносимым на занятие:

Опора на внутреннюю логику изучаемого предмета;

Учет потребности аудитории;

Проблемность;

Разнообразие по содержанию;

Немногочисленность (не более 4-5);

Достаточно широкий характер.

Вопросы для обсуждения предлагаются обычно заранее, чтобы слушатели имели достаточно времени для самоподготовки. Функция семинара - закрепление, углубление, расширение, систематизация и обобщение знаний, поэтому семинар обычно проходит после лекции.

Практикумы

Практикум - вид учебной работы, основанный на применении имеющихся знаний на практике. Особый вид учебных занятий, имеющий цель практического усвоения знаний и умений, практическое занятие по какому-либо курсу. На первый план здесь выдвигается развитие умений пользоваться теорией на практике, связанных, однако, с постоянным приобретением новых теоретических сведений и углублением имеющихся. Во время занятий происходит также освоение практики преподавания путем обмена опытом между педагогами.

Наиболее употребительной формой организации деятельности слушателей во время практических занятий является групповая работа. В последнее время наиболее популярными стали следующие активные формы практических занятий:

Ролевые игры

Игры-практикумы

Организационно-деятельные практикумы

Различного рода тренинги

Методический практикум - система практических работ слушателей по совершенствованию методического мастерства. Отличительной чертой методического практикума является его четко осознанная методическая направленность.

Структура методического практикума:

Введение участников в методическую проблему, обоснование актуальности данной проблемы;

Практическая работа;

Защита выполненной работы;

Методические выставки, бюллетени .

Методические выставки, бюллетени. Методическая работа требует наглядности, поэтому в связи с единой методической темой школы организуется методические выставки, выпускаются методические бюллетени с информацией о ценных методических приемах, находках и т. п. Таким образом, творческие педагогические находки одного учителя оперативно могут стать достоянием его коллег.

Школа передового опыта .

Результат в основном цели и задачи индивидуального и коллективного наставничества. Основное назначение школы передового опыта состоит в работе опытного учителя, руководителя школы с 2-3 учителями, преподающими один и тот же предмет, который нуждается в методической помощи. Сформированная школа проходит на добровольных началах. Ценность этой работы состоит в её двухсторонней эффективности. Эффективность школы передового опыта достигается так же за счет того, что учителя-коллеги имеют возможность непосредственно войти в творческую лабораторию учителя мастера.

Школа молодого учителя .

В структуре школы молодого учителя представляется как самостоятельное звено, которое помогает работать молодому специалисту. Обучение молодых учителей под руководством опытных учителей способствует развитию профессиональной устойчивости, творческой самореализации личности молодого учителя.

Похожие публикации